Игра «Согласен, не согласен» - Прежде чем начнем играть, скажите, с каким научным словом мы познакомились вчера? (текст) 1) Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же называют текстом. 2) Предложения по цели бывают только повествовательные и вопросительные. 3) Ребята, больше читайте книг! Это предложение побудительное. 4) В медвежьих берлогах. Это предложение. 5) Зачем животным хвосты? Это повествовательное предложение. | Организует игру. Контролирует правильность ответов. | Показывают сигнальными кругами: зеленый –согласен, красный - не согласен. | Сигнальные карты | Слайд |
На доске написаны слова. Вставьте пропущенные буквы. п . рог п.м.дор м.нд.рин р.з.греть Запишите слова, подчеркните орфограммы. Как убедиться в том, что вы правильно вставили буквы? Сегодня на урок я принесла игрушку, которая будет нам помогать. Отгадайте, что это за игрушка. Из каждого слова нужно взять по одному выделенному слогу и собрать из них задуманную мною детскую игрушку. -Как устроена эта игрушка? | Организует диалог с учащимися Показывает пирамидку. | Работают с классной доской. Вставляют устно пропущенные буквы. Списывают слова, вставляя пропущенные буквы: Пирог, помидор, мандарин, разогреть. Проверить написание этих слов по словарю. Пи ми да ра (задуманное слово пирамида) Пирамидка. | Само - проверка по словарю | Слайд |
Знакома ли вам эта игрушка? Как она устроена? Интересно, для чего же нам сегодня нужна пирамидка? -Правильно. - Сегодня мы научимся составлять текст с помощью детской пирамидки. На партах у вас лежат необычные пирамидки, которые нужно собрать. Прочитайте запись на самом большом колечке. Эта запись – текст? -В лесу каждый готовится к зиме по- своему. - Докажите, что это предложение. (Оно состоит из слов, которые связаны между собой). – Какое оно по цели, по интонации? (повеств., невоскл.) -Как эту запись превратить в текст? - О чем, что еще нужно сказать? -Чтобы собрать пирамидку вам надо выбрать колечки только с теми предложениями, которые раскрывают мысль первого предложения. Птицы приносят большую пользу. Птицы улетают в теплые края. Бабочки, стрекозы, жуки – это, насекомые. Насекомые прячутся под кору деревьев и засыпают. Спишите текст по памятке 1, решая вопросы письма. -На чистых колечках напишите свое предложение, которое раскрывает ту же мысль. Как будете действовать. Чтобы не допустить ошибок? -Как узнать получился ли текст? -На что в пирамидке насаживаются кольца? -В тексте тоже есть стержень. Он связывает все предложения, удерживает их, скрепляет. Что, по-вашему, является стержнем текста, какое главное предложение? - То, о чем говорится в тексте,- это его тема. То, что хочет об этом сказать автор,- главная мысль текста. Стержень текста - это его тема, и главная мысль. -О чем текст, назовите тему? -Какова главная мысль текста, что хотел сказать автор? -Посмотрите, мудрая сова вам хочет дать совет, прочитайте его. | Организует подводящий диалог Одновременно на доске собирается общая пирамидка. Наблюдает за тем, как списывают текст учащиеся. Организует диалог. На доске фиксирует два понятия: тема и главная мысль. На доске появляется мудрая сова. | С её помощью мы попробуем открыть еще одну тайну русского языка. -Нет, это предложение, а не текст, мысль до конца не понятна, ее хочется продолжить. -Нужно добавить предложения о диких животных, которые готовятся к зиме по-разному. Выслушиваются высказывания детей. Группы детей читают первое предложение и подставляют к нему каждое из записанных на кольцах, решая, подходит оно или нет. Дети выбирают представителя группы, которые выносят собранные пирамидки к доске. Читаются предложения (пирамидки получились одинаковые). Дети списывают текст. В лесу каждый готовится к зиме по-своему. Птицы улетают в теплые края. Насекомые пряч?тся под кору, в трещинки дерев?ев и засыпают. -Мы будем писать по памятке 4. Белки запасают орехи и сушат грибы. -Текст получился. Мысль одного предложения продолжается в другом. -Кольца насаживаются на стержень. -О том, как жители леса готовятся к зиме. -Животные готовятся к зиме по-разному. Дети читают совет. -Помни! Не решишь, о чем и что хочешь сказать, - не создашь хороший текст, как без стержня не соберешь пирамидку. | Самопроверка. | Слайд Электронное сопровождение (сайт) Слайд Слайд Слайд Слайд |
Первичное закрепление – Мы с вами сказали, как некоторые животные готовятся к зиме. Природа ждет изменения. – Какого изменения ждут дети узнаете, отгадав загадку. Он пушистый, серебристый Белый, белый, чистый, чистый Ватой наземь лег. (Снег) -Ребят попросили написать о том, как они увидели первый снег. Выполним упражнение 243 в тетрадях-задачниках с. 55. -Мы были на прогулке. Вдруг пошел первый снег. Зимой мы с ребятами играем в снежки, катаемся с горки. Я даже умею прыгать с трамплина. Весело гулять зимой! – Удалось ли ребятам написать о первом снеге? -Все ли предложения об одном и том же - о первом снеге? Есть ли в них общая, главная, мысль? -Понятно ли, о чем и что хотел сказать автор другой работы? Текст ли это? -Выполним упражнение 244, стр.124. Прочитайте текст. -Какова тема и главная мысль? Я делала уроки. Вдруг мама говорит: -Снежок пошел! Я подбежала к окну. В воздухе кружились большие мохнатые снежинки. Их было очень много! Они летали, как белые пчелы. Они принесли с собой зиму! Как я обрадовалась зиме! -Пропустите строчку и выпишите предложения, в которых автор словами рисует первый снег. -Выпишите предложение, в котором девочка выразила главную мысль и передала свое чувство. Укажите, какие они по цели и интонации. -Какое чувство хотела передать девочка? -Прочитайте несколько заголовков. Вам надо выбрать самый точный и яркий заголовок, который отражает не только тему, но и главную мысль. 1.Ура! Первый снег! 2.Первый снег. 3.Снег. 4.Зима идет! | Организует беседу. Поработайте в парах. Отметьте знаком + те предложения, которые относятся к теме «Первый снег». Другие выделите так: / /. Наблюдает за работой групп. Наблюдает за самостоятельной работой учащихся. | Дети читают запись в упражнении, отвечают на вопросы. Нет Все предложения о разном, каждое о своем - их не объединяет тема первого снега, главная мысль не понятна. -Тема текста «Первый снег», девочка хотела сказать, как рада приходу зимы. В воздухе кружились большие мохнатые снежинки. Их было очень много! Они летали, как белые пчелы. Они принесли с собой зиму! (повеств., воскл.) Как я обрадовалась зиме!(повеств., воскл.) -Девочка хотела передать чувство радости. -Дети выбирают заголовок и вписывают на оставшуюся строку «Ура! Первый снег!» или «Зима идет!». | Самоконтроль. Взаимопроверка. | |
- Сможете ли вы объяснить другому, что является стержнем текста? Вывод: в тексте должна быть тема – то, о чем говорится, и главная мысль – то, что об этом хочет сказать автор. Пирамидка помогла, разобраться нам сполна. Если ты спросил : «О чем»- Тему текста назовем. Если «Что?»,-звучит вопрос. Твой ответ здесь будет прост Главной мыслью назовем, Что здесь главного поймем… Посмотрите на свои пирамидки и скажите, что её связывает с текстом? | Организует беседу. | Дети отвечают на вопросы. Дописывают на стержне своих пирамидок новые научные слова «тема» и «главная мысль текста». Стержень | | |