Цели деятельности педагога | Формирование понятий «теплые», «холодные», «дополнительные (контрастные цвета)». Учить приемам смешивания красок для получения холодных и тёплых цветов и их оттенков. Совершенствовать умения анализировать репродукции картин художников, с точки зрения поставленных учебных задач. Формирование умения выполнять выразительное изображение с помощью цвета. Совершенствование умения работать с красками и кистью. Воспитывать организованность и аккуратность в работе, развивать эстетический вкус. |
Тип урока | Открытие новых знаний и формирование изобразительных умений |
Методы обучения | Устно- словесные: беседа, объяснение, художественное слово. Наглядные: демонстрация репродукций картин художников, учебных таблиц, педагогического рисунка, использование презентации Практические: упражнения, практическая работа учащихся Использование на уроке игровых приёмов. |
Основные понятия и термины | Теплые, холодные, контрастные (дополнительные) цвета и их оттенки; раздельный мазок «волна». |
Оборудование | Для учителя: Мультимедийный проектор, экран, демонстрационный мольберт, таблицы: «Цветовой круг», «Тёплые цвета», «Холодные цвета», репродукции картин художников, рисунок костра, разные по цвету альбомные листы, чистый альбомный лист, кисть, гуашь, баночка с водой, палитра. Для учащихся: альбомный лист, кисть, гуашь, баночка с водой, палитра |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: сориентированы на мотивацию к учебной и творческой деятельности Предметные: научатся выполнять изображение в контрастной цветовой гамме. Метапредметные: Регулятивные – овладеют способностью организовывать своё рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные – научатся делать выводы в словесной форме, на основе полученной информации принимать несложные практические решения Коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников и учителя, строить понятные для партнера высказывания. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1. Подведение к цели урока(5 мин) | Эмоциональная. Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение Н. Бромлей. Стихи о красках: Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер? Скажи, какого цвета Зима, весна и лето? Не зная этих истин, Ты не сиди в квартире, Возьми в дорогу кисти, Глаза открой пошире. Смотри, смотри, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер? Смотри, какого цвета Огромная планета! - Ребята, вы уже знаете, что всё, что нас окружает, имеет цвет: красный, желтый, зелёный и т. д. - Сегодня на уроке нам предстоит узнать как «говорит» искусство с помощью цвета. Предлагает рассмотреть зрительный ряд, представленный репродукциями картин художников и ответить на вопросы: - Чем отличаются друг от друга эти репродукции картин художников? (цветом). - А какие чувства вызывают у вас эти картины? Указывает на холодную гамму (Тревогу, грусть, холод). - А какие чувства вызывают эти картины? Указывает на теплую гамму. (тепло, радость). - Какой можно сделать вывод? (цвет способен вызывать определённые чувства и эмоции у людей, способен влиять на настроение). - Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнаете, что цвета могут быть теплыми и холодными, научитесь различать теплые и холодные цвета и их оттенки; смешивать краски для получения теплых и холодных цветов. А также постараемся ответить на главный вопрос урока: «Для чего необходимо знать всё о тёплых и холодных цветах?» | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, желание учиться новому и способны к организации своей деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
2.Освоение нового материала (15 мин) | Дидактическая игра «Тепло – холодно» Игра проводится с помощью презентации | Объясняет привила игры(слайд1): - Ребята, сейчас мы с вами будем играть в игру «тепло – холодно», на слайде я вам буду показывать репродукции картин художников, а вы должны будете ответить, какая «температура» у этих репродукций. Демонстрирует репродукции картин художников: В. Борисов – Мусатов. Куст орешника И. Шишкин. На севере диком… В. Юкин. Рябина И. Шишкин. Золотая осень Смирнов – Русецкий. Зима. К. Юон. Зимний день. - А теперь, ребята, назовите те цвета, которые преобладают в репродукциях картин в колонке «Тепло» (красный, желтый, оранжевый, красно - коричневый) - А в колонке «Холодно»? (синий, фиолетовый, голубой, сине-зелёный) - Итак, ребята, какой можно сделать вывод о цветах? (цвета могут быть теплыми и холодными). | Рассматривают репродукции картин художников на слайдах, анализируют их, слушают учителя, отвечают на вопросы, | Фрорнтальная | Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности. Познавательные: умеют понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить свой ответ в устной форме, делать выводы. Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Устные ответы |
Упражнение – беседа, направленная на формирование умения смешивать краски с просмотром мультимедийной презентации и учебных таблиц | - Теперь возникает вопрос: «Как получаются теплые и холодные цвета?» - Ответить на этот вопрос нам помогут «Уравнения». Обращает внимание детей на слайд 2, где представлены «цветовые уравнения» - Какой цвет нужно добавить к красному цвету, чтобы получился фиолетовый? (синий). - Какой цвет нужно добавить к красному, чтобы получился оранжевый? (жёлтый) - Какой цвет нужно добавить к зелёному, чтобы получился жёлто – зеленый? (желтый) - Какой цвет нужно добавить к зеленому, чтобы получился сине-зелёный? (синий) В закреплении материала учитель использует учебные таблицы: «Теплые цвета», «Холодные цвета». - Ребята, чтобы получить холодные цвета какой цвет нужно добавить в смесь красок? (синий). - А чтобы получить теплые цвета? (желтый). | Рассматривают слайды, анализируют их, отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение на альбомном листе по смешиванию красок с целью получения нужного цвета. | Фронтальная | Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности. Познавательные: умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Устные ответы, Выполнение упражнения на смешивание красок для получения нужного цвета. |
Беседа, направленная на формирование знаний о контрастных (дополнительных) цветах с использованием мультимедийной презентации | - Но не всегда в одной картине художники используют только тёплые или холодные цвета. - Посмотрите на репродукцию картины художника Сарьяна «Ереванские цветы». - Нравится вам эта картина? - Почему? - Какие слова вы бы подобрали к этой картине? (звонкая, веселая, яркая, выразительная). - Назовите цвета, которые использовал художник в картине? Художники в своих картинах используют сочетания теплых и холодных цветов. Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче. - Ребята, давайте убедимся в этом. Показывает детям силуэт горящего костра. - Какого он цвета? (теплого). Далее учитель подкладывает по очереди под него разный по цвету фон: салатовый, голубой, белый, синий, фиолетовый. - На каком фоне цвет костра усилился? (на фиолетовом) - На каком погас? (на белом, салатовом и др.) Цвет костра усилился на фиолетовом фоне. Такие цвета называют дополнительными или контрастными. Чтобы правильно определить дополнительные цвета, нужно использовать цветовой круг. Дополнительные цвета находятся друг напротив друга в цветовом круге. Посмотрите на слайд 3. Давайте определим пары контрастных цветов. - Синий? (оранжевый) - Красный? (зеленый) - Желтый? (фиолетовый) - Посмотрите на репродукцию картины троицкого художника Н. Левшича «Закат». (слайд 4) - Назовите пары контрастных цветов, которые художник использовал в своей картине. - Молодцы! | Рассматривают слайды, анализируют их, отвечают на вопросы учителя, | Фронтальная | Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности. Познавательные: умеют понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить свой ответ в устной форме, делать выводы. Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Устные ответы |
Физми –нутка | Проводит физминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. | |
3. Творческая практическая деятельность (20 мин) | Организация рабочего места | Проверяет организацию рабочего места | Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы. | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют организовывать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе | Организация рабочего места. |
Указание к практической работе | Читает отрывок из стихотворения П. Ершова «Конёк – Горбунок». Вот полночною порой Свет разлился над горой, Будто полдни наступают: Жары – птицы налетают… П. Ершов. Конек – Горбунок. - Ребята, как вы думаете, что вам предстоит нарисовать? (перо «Жар – птицы»). - А на каком фоне вы будете изображать перо Жар-птицы? (на фиолетовом) - Почему? (Потому что эти два цвета дополняют друг друга, заставляют изображение звучать громче). Рисовать будете гуашью и кистью, без предварительного карандашного рисунка. Демонстрирует приёмы рисования кистью мазком «волна» | Слушают учителя, отвечают на вопросы, наблюдают за выполнением учителем педагогического рисунка, | Фронтальная | Познавательные: умеют понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить свой ответ в устной форме, делать выводы. Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Устные ответы |
Практическое задание | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. - Ребята, постарайтесь в своём рисунке показать как можно больше теплых цветов и их оттенков в пере «Жар-птицы», и холодных – в ночном небе (фон). | Соблюдают гигиенические нормы, осваивают приемы смешивания красок, контролируют качество выполняемой работы, выполняют композицию «Перо жар – птицы» | Индивидуальная | Регулятивные: при выполнении практической работы следуют указаниям учителя Личностные: имеют желание работать, понимать значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и выполнения выразительного рисунка. | Выполнение композиции «Перо Жар – птицы» гуашевыми красками. |
4. Итог урока. Рефлексия деятельности. (5 мин) | Выставка работ учащихся. Оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ организует обсуждение качества рисунков с точки зрения умения изображать теплые и холодные цвета и их оттенки, выразительно выполнять раздельный мазок «волна». Проводит беседу по вопросам: - Ребята, посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились! - А почему? - Давайте вспомним, как вы должны были нарисовать перо Жар- -птицы? - У кого перо Жар-птицы звучит ярче и выразительнее? - Почему? - На какой вопрос мы должны были узнать сегодня ответ? (Для чего необходимо знать всё о тёплых и холодных цветах?) - Какой будет ответ? (Чтобы изображение можно было сделать ярче, выразительнее. С помощью цвета можно передать настроение). | Рассматривают выполненные рисунки, рассказывают, какие цвета применяли в ходе рисования, оценивают рисунки. Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы. |
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний. Работа с презентацией. | Для закрепления полученных на уроке новых знаний организует устную проверочную работу с использованием кроссворда на презентации (слайд 5). По горизонтали: Цвет, который получается в результате смешивания синей и белой красок? (голубой) Цвет, который получается путём смешения красного и синего цвета? (фиолетовый) Холодный цвет? (синий) Красный, оранжевый, желтый – это какие цвета? (тёплые). По вертикали: Теплый цвет? (жёлтый) Цвета, расположенные друг напротив друга в цветовом круге? (контрастные) Синий, голубой, фиолетовый – это какие цвета? (холодные) Цвет, который получается в результате смешивания желтого и красного цветов? (Оранжевый) Теплый цвет? (красный). | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: умеют понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить свой ответ в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Устные ответы |
Домашнее задание | Послушайте, какой голос у весны. | | | | |