СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5-м классе по теме «Подготовка к описанию по картине П. Кончаловского “Сирень в окне”»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка будет полезна учителям русского языка, работающим в 5 классах. Она содержит подробные планы уроков, интересные задания и упражнения, которые помогут учителю эффективно организовать учебный процесс на своих занятиях. Материалы разработки также могут быть использованы родителями, желающими дополнительно заниматься с пятиклассниками по русскому языку в домашних условиях. Кроме того, эта методическая разработка подойдет для учеников 5 классов, стремящихся углубить свои знания и навыки в области русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5-м классе по теме «Подготовка к описанию по картине П. Кончаловского “Сирень в окне”»»


Технологическая карта урока русского языка

учителя МАУО СОШ №37 Дубенской Анастасии Александровны

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине художника П.П. Кончаловского «Сирень в окне».

Цели урока:

1) образовательная : формировать навыки сбора материала к сочинению по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, научить описывать картину с натюрмортом, обучать навыкам словесного иллюстрирования, совершенствовать умение употреблять имена прилагательные в речи, познакомить с творчеством русского художника П.П. Кончаловского.

2) развивающая: развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи, развивать монологическую связную речь, орфографическую и пунктуационную грамотность.

3) воспитательная: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведения искусства, любовь к природе, чувство красоты, прививать интерес к живописи.

Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).

УУД


Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

Познавательные:

Оборудование: презентация, репродукция картин П.П. Кончаловского, рабочие листы, тетради по развитию речи, записи на доске.


Структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Средства ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формулируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация

Приветствует учащихся.

Чтение стихотворения о сирени В. Товаркова

Цветет сирень, благоухает

Поселок дачный весь в цвету,

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Познавательные – понимают познавательную задачу.

Регулятивные – планируют необходимые действия. Личностные – проявляют готовность к работе.


II. Актуализация

 и пробное учебное действие

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Презентация

- О чем это стихотворение? Что воспевает поэт в них?

- Мы не случайно ведем разговор об этих удивительных цветах, которые вдохновляли и поэтов, и художников. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-описанию по картине художника П.П. Кончаловского «Сирень в окне».

- Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока.






Воспринимают на слух информацию.

Ответы учащихся: красоту, аромат сирени









Ответы учащихся:

работать над развитием речи и описывать картину П.П. Кончаловского «Сирень в окне».



Учащийся даёт определение натюрморту.


Познавательные – выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные- слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации.

III. Творческая и практическая деятельность.


Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Слово учителя.

Презентация

- Сегодня мы познакомимся с одним из жанров живописи - натюрмортом. Давайте обратимся какое определение даётся в толковом словаре С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

Натюрморт – картина с изображением крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи, рыбы, утвари.

- Мастером натюрморта был Петр Петрович Кончаловский, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Это российский живописец, который очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. -- Любимые цветы П.П. Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные из них – «Сирень», «Сирень в стеклянной банке», «Сирень в корзине».

- Перед нами одна из лучших картин Кончаловского, изображающая сирень «Сирень у окна»

- Откройте в учебнике репродукцию картины художника.

Изучают презентацию, дополняют ответ.

Познавательные – понимают познавательную задачу.

Регулятивные – планируют необходимые действия. Личностные – проявляют готовность к работе.

Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации.

IV. Выявление места и причины затруднения.

Фронтальная.

Словесный, практический.

беседа,

Презентация

К какому жанру изобразительного искусства относится это произведение? 

- Рассмотрите внимательно натюрморт «Сирень».

Сумел ли  художник показать, что сирень свежая, как будто ее срезали только что и принесли в комнату?

- Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?


Натюрморт.

Сумел. Она не поникла, листочки свежие, не увяли, искрятся. В центре букета высокая ветка  темно красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой  сирени.  Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Темно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.


Личностные -  имеют желание осознать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные – устанавливают причинно-следственные  связи, делают выводы.

Регулятивные – осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные – задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации.

V. Целеполагание  и построение проекта выхода из затруднения.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Словесный.

Беседа.

Презентация

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

- Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета

- Какого цвета грозди сирени, которые художник написал рядом с белой веткой?

- Какого цвета сирень в нижней части букета?

- Опишите сирень, которая украшает верхнюю часть букета.

- Опишите вазу, в которой стоит сирень. 

- Почему живописец изобразил букет сирени на фоне распахнутого в зелёный сад окна?


На картине мы видим сирень разных оттенков и цветов: лиловую, темно-красную, белую, розоватую….

Большая ветка белой жемчужной сирени.

Бледно-розового, лилового.

Фиолетовая с серебристым оттенком и рядом с ней – розоватая ветка.

Темно – красные грозди сирени. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки.

Нет, и  выглядят они  по-разному. Вверху и внизу слева листья темно-зеленые, в середине букета, внизу – зеленые; вверху – салатовые;  справа – светло-зеленые с золотистым оттенком.

Темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками.

Скорее всего, этот букет из сада, который находится за окном. Смотрящий на картину может только представить, какое там буйство сирени и ее аромата, если скромная, но великолепная его часть находится на переднем плане картины.

Личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные – планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные -  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных  учебно-познавательных задач.

Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации.

VI. Орфографическая работа


Индивидуальная.

Словесный.

Письмо.


-Перед вами рабочие листы. Задание: вместо пропусков вставьте буквы, объясните правописание

Сирень, белоснежная, гроздья, тяжелые, ароматная, чудесная, очаровательная, оттенок, наслаждаться, любоваться, восхищаться, листочки.

Вставляют пропущенные буквы. Учащийся у доски объясняет орфограммы.

Повторить правописание безударных гласных в корне слова, сложные прилагательные, непроизносимые согласные в корне слова.


Письменная работа.

VII. Синтаксическая работа


Индивидуальная.

Словесный.

Письмо.


Расставить знаки препинания, объяснить графически их постановку. Составить схемы предложений

1) В этом букете всё живет, цветет и радуется.

2) На белоснежных гроздьях играют лучи солнца, и сирень выглядит особенно выразительно.


Расставляют знаки препинания, составляют схемы, объясняют.

Повторить понятия «простое предложение», «сложное предложение», однородные члены предложения;


Задают вопросы для  уточнения информации.

VIII. Лексическая работа

Фронтальная.

Индивидуальная.

Словесный.

Беседа.

Письмо.

Толковый словарь

Презентация

-Перед вами определения, которые используют в своих произведениях писатели и поэты, говоря о предметах, изображенных на нашей картине. Ваша задача над каждым словом написать цифру, соответствующую тому или иному элементу.

Цветы 1

Листья 2

Гроздья 3

Ваза 4

Фон 5

Запах 6

Впечатление 7

Свежие, тяжелые, изумрудного цвета, стеклянная, белый подоконник, пышные, душистый, нежный, тёмно-зелёные, лиловые, изящная, восхищение, прозрачная, светло-зелёные с золотистым оттенком, нежно-розовые, благоухающий, предвкушение весны, сиреневые, фиолетовые, сердцевидной формы, дорога в зеленый сад, напоминающий о весне.

- Давайте заглянем в толковый словарь и вспомним значение слова «лиловый».


Учащиеся отвечают по цепочке. Подписывают цифры, комментируют.

Работают с толковым словарём.

Ответ учащегося: Лиловый - светло-фиолетовый, цвета сирени или фиалки.

Расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение учащихся.


Задают вопросы для  уточнения информации.

IX. Включение  в систему знаний и повторение.



Презентация

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения.

- Для описания картины нам понадобится много прилагательных. Какое средство художественной выразительности поможет придать образности предметам? (Эпитет)

А для того, чтобы в нашем сочинении не было повторов, а речь была разнообразной какие слова в этом помогут? (Синонимы)

-Предлагаю выполнить задание по вариантам.

1 вариант: опишите сирень и выразите свое отношение к изображаемому с помощью эпитетов:

2 вариант. Подобрать слова-синонимы для обозначения некоторых понятий, чтобы избежать повторов.

Отвечают на вопросы.

Выполняют письменную работу по вариантам: подбирают эпитеты и синонимы.


Научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи;


Задают вопросы для  уточнения информации.

X. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Моделирование текста

Фронтальная,

Индивидуальная.

Словесный. Беседа.

Презентация

- Теперь ребята, мы подошли с вами к основной цели нашего урока – написанию сочинения.

- Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный)

- Подумайте: какой тип речи будет основным в сочинении? (Описание)

- Что из услышанного на уроке мы можем и должны внести в наши работы? (Сведения о художнике, название картины)

- Но прежде, чем приступить к описанию, что должны мы составить? (План)

- Давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить развернутый план сочинения.

1. Какое настроение вызывает картина?

2. Нравится ли вам этот натюрморт?

3. Как вы думаете, почему  картина вызывает у нас радостное, веселое настроение?

4. Удалось ли художнику передать красоту букета сирени?

5. Почему?

6. С помощью каких красок художник создает впечатление свежего сюжета?

7. Какого цвета сирень на картине? Почему?

8. Как построена картина?

9. Что показал художник на переднем плане?

10. Что изображено на заднем?


План-образец:

1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.

2.  Чудесный букет сирени.

    а) гроздья, листья, ветки, цвет;

    б) описание вазы;

    в) фон картины, его роль.

 3.  Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

Отвечают на вопросы.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением.

Познавательные –  читают и слушают, извлекают нужную информацию.

Регулятивные – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; планируют свои действия для учебной задачи

Коммуникативные –ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Задают вопросы для  уточнения информации.

XI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Индивидуальная.

Словесный. Письмо.


- Ребята, я считаю, что все необходимые материалы для сочинения описания по картине у вас есть. Давайте сейчас устно опишем картину.


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные – выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Устные ответы

XII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Индивидуальная.

Словесный. Беседа


- Мы понимаем, что такую картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой. Давайте подведём итоги нашего урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?


Отвечают на вопросы.

Личностные – приобретают мотивацию  процесса образования;  стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные – оценивают свою работу.

Коммуникативные – строят небольшие  монологические высказывания.

Устный опрос.

XIII. Домашнее задание

Письмо.

Презентация

Написать сочинение-описание «Сирень» по картине П.П. Кончаловского.

Записывают домашнее задание.

Личностные – понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные – приобретают умения  использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Оценивание работы учащихся на уроке



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!