СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока русского языка  в 7 классе "Деепричастие как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи".»


«Мугенская средняя общеобразовательная школа» -
филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа посёлка Демьянка» Уватского муниципального района








Технологическая карта урока русского языка

в 7 классе "Деепричастие как часть речи"








Учитель русского языка и литературы

Ваганова Н.Н.






Тема: Деепричастие как часть речи.

Класс: 7.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки;

Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание;

Воспитательные: воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание интереса к родному языку.

Планируемые УУД:

Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с заданиями.

Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под науч.ред. Н.М. Шанский/. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная, дифференцированная.

Структура урока открытия нового знания:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

  3. Постановка учебной задачи

  4. Этап выявления места и причины затруднения.

  5. Этап построения проекта выхода из затруднения.

  6. Этап реализации построенного проекта.

  7. Открытие нового знания.

  8. Физкультминутка

  9. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

  10. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

  11. Рефлексия учебной деятельности



Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные действия

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


На прошлом уроке мы с вами закончили изучение большой темы. Какой? (Причастие). Мы написали контрольную работу, провели работу над ошибками и сегодня готовы приступить к изучению новой темы. Но, прежде, давайте, вспомним, что мы знаем о причастии. Итак, я задаю вопросы, а вы ловите мяч и отвечаете.

Опрос с мячом

Что такое причастие?

От глагола причастия получили признаки ....

От прилагательного причастия получили признаки ....

Все причастия по значению делятся на....

Действительные причастия обозначают признак...

Страдательные причастия обозначают признак....

Также как и прилагательные, причастия делятся на ....

Полные причастия отвечают на вопросы ...... и в предложении выступают в роли...

Краткие причастия отвечают на вопросы ...... и в предложении выступают в роли...

Включение в урок





Ответы на вопросы

Личностные УУД: формирование осознанного положительного отношения к учению


  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

На доске перед вами стихотворение. Обратите внимание на построение стихотворения. На что оно похоже? (гора, склон, колпак, треугольник)

Чтение стихотворения Р.Саути «Лодорский водопад»

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая

В свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Ладоре.

- Как вы думаете, случайно ли я в качестве эпиграфа к уроку взяла это стихотворение ?

( «отсроченная отгадка»)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Читают стихотворение, отвечают на вопрос учителя.

Запись даты урока и темы

Познавательные УУД:

объяснять языковые явления; умение давать определения понятиям

Предметные УУД :

знание теоретического материала по теме.


  1. Этап постановки учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

Мы записали тему урока. Сформулируйте, какие цели стоят перед нами ? Что мы с вами должны узнать?

1) Познакомиться .... (с новой частью речи)

2) Узнать .... (признаки причастия)

3) Закрепить .... (полученные знания и навыки)


-Вы , вероятно, заметили, что своим названием тема сегодняшнего урока сходна с изученной нами.

-Чем различаются темы?

-Какие ассоциации у вас возникают , услышав сочетание букв «дее»? Каким словам они созвучны? (деятель, дееспособный, действие)

- Какая часть речи в русском языке обозначает действие? (глагол)

-Обратимся ко 2 части слова – причастие. Отвлекитесь от термина «причастие как часть речи» и вдумайтесь в смысл самого слова.

-Что оно обозначает? («причастность к действию»)

Самостоятельно формулируют цели урока.

Активно работают при ответах на вопросы












Предметные УУД:

Знание теории ранее изученного материала

Регулятивные УУД :

определять цель деятельности

Познавательные УУД:

Объяснять связи и отношения, выявленные в ходе работы

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

Найдите различия в предложениях на слайде.

Дирижер рассказывает о концерте и улыбается.

Дирижер рассказывает о концерте, улыбаясь.


В каком из предложений от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?

В каком предложении выделенные слова обозначают: одно - главное, основное действие, выраженное глаголом, а другое - добавочное, дополнительное при главном?


Добавочное действие выражено словом, улыбаясь. Это деепричастие. Деепричастия образуются от глаголов.


На какой вопрос отвечает деепричастие улыбаясь? (как? что делая?)


Давайте сформулируем определение деепричастия.

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом и отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Активно работают при ответах на вопросы, формулируют определение деепричастия


Предметные УУД:

Знание теории ранее изученного материала

Регулятивные УУД :

определять цель деятельности

Познавательные УУД:

Объяснять связи и отношения, выявленные в ходе работы

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Как и все дети, похожи на своих родителей, так и деепричастие похоже на своих родителей. А родителями деепричастия являются глагол и наречие. Наша задача выяснить, какие признаки деепричастие взяло себе от глагола и наречия. Чем оно похоже на своих родителей?


(Организует работу по исследованию проблемной ситуации в группах)


Разделимся на группы. Каждая группа попробует определить один из признаков деепричастия. Затем мы сведем все признаки в одну таблицу.

1 ряд - Задавая вопрос к деепричастию, попробуйте определить какой признак у деепричастия есть от глагола. (вид)

Маки осыпались, роняя на землю лепестки. (что делая?)

Распрямив крылья, лебеди опустились на воду и поплыли. (что сделав?)

2 ряд - Попробуйте изменить предложенные вам слова. (неизменяемая ЧР)

А) сверху, влево, прямо, надежно

Б) роняя, распрямив, открыв, звеня


3 ряд - Определите синтаксическую роль выделенных слов.

Наверху разбилось стекло..

Монета упала, звеня и подпрыгивая.










Работают в группах по исследованию проблемной ситуации. Каждая группа выполняет индивидуальное задание.











Познавательные УУД :

извлечение информациии из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться

  1. Этап реализации проекта.

  2. Открытие нового знания.

Заслушивает представителей от групп.

Подводит итоги групповой работы.


Признаки от глагола

Признаки от наречия

1. Вид

1. Неизменяемая ЧР


2. Синтаксическая роль (обстоятельство)


Предлагает инструкцию по выявлению деепричастий.

1. Ищи в тексте слово с суффиксом -а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, -ши-.

Лежа, читая, будучи, сказав, утомившись, запершись

2. Если такие слова есть, задай к ним вопрос что делая? что сделав? от глагола.

3. Попробуй определить, от какого глагола они образованы.


Представляют результат выполнения групповой работы.

Устный ответ представителя группы


Создают кластера по итогам выполнения заданий.

Регулятивные УУД :

планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, анализ собственной работы в группе.

Познавательные УУД :

построение рассуждения, умение давать определение понятиям.

Коммуникативные УУД:

контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.

  1. Физкультминутка

Прежде чем мы начнем закреплять полученные знания, проведем небольшую физкультминутку

Организует физкультминутку

Если названные мной слова нужно писать с большой буквы поднимайте руки вверх, если с маленькой - хлопайте в ладоши.

котенок, Барсик, город, Воронеж, Никита, семиклассник, река, Волга, Москва, ученик, урок, Саратов.

Выполняют упражнения на восстановления внимания

Личностные:

Формирование мотивации к обучению через игровые моменты

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организует работу по закреплению материала, используя приём

1. «Отсроченная отгадка»

Возвращаемся к стихотворению, которые мы читали в начале урока.

-В чём же необычность стихотворения?

- К какому глаголу относятся все эти добавочные действия, выраженные деепричастием? (падают)

- Так для чего же автор этого стихотворения использовал так много причастий?

(для того чтобы показать весь спектр возможных действий водопада)

Закрепляют полученные самостоятельно знания.

Работают со стихотворением Р.Саути для выявления роли деепричастий в речи.

Проговаривают инструкцию нахождения деепричастий в речи

Предметные УУД:

различать деепричастия, глаголы и наречия.

Познавательные УУД :

уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства

Коммуникативные УУД:

Использовать адекватные языковые средства для выступления перед аудиторией.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Среди предложенных слов найти и выписать деепричастия и определить их вид.

Смеясь, смех, смеяться, красиво, красивый, блестя, блестящий, блестки, зеленый, зеленеть, зеленея, воздух, воздушный, полет, пролетать, пролетая. (несов. вид)

Взглянуть, взглянув, выращенный, вырастить, вырастив, запертый, запершись, запереться, ответ, ответный, ответив, ответить. (сов. вид)


Упр. 181 1 ряд - 1 предложение; 2 ряд - 2 предложение; 3 ряд - 3 предложение.
Списать, найти деепричастие, определить его вид; расставить пропущенные запятые. Подчеркнуть грамматические основы.

Выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой



Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок.

Личностные УУД :

формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Предметные УУД:

знание признаков деепричастия как части речи, уметь находить деепричастия в предложении

  1. Этап рефлексии учебной деятельности.

Организует работу по подведению итогов урока.

Тест с самопроверкой.

1.Деепричастие отвечает на вопросы

а) что делал? что сделал?

б) что делая? что сделав?

в) каков предмет?

2. Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

3. Деепричастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) имеет окончание

4.Укажите признаки глагола, которые имеет деепричастие

а) вид

б) число

в) время

5. В предложении деепричастие является:

а) определением

б) обстоятельством

в) сказуемым


С каким настроением вы пойдете после этого урока? Выскажите свое мнение с помощью одного деепричастия или словосочетания с деепричастием. Например, улыбаясь; гордясь собой; предчувствуя гордость родителей; ничего не разобрав и т.д.


Домашнее задание:

1 уровень. Написать 5 предложений с использованием деепричастий.

2 уровень. Решение кроссворда “Деепричастие”.

Задание. Выбрать из З предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.

По горизонтали:

3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван.
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса -я: читая, унеся, унося.
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.

По вертикали:

1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая.
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.

Оценивают свою работу в группах и индивидуально, выставляя оценку.


Проводят рефлексию деятельности на уроке, оценивают урок.


Регулятивные УУД:

осознание самого себя как движущей силы своего учения, формирование способности к преодолению препятствий и самокоррекции

Личностные:

выражение осознанного отношения к учебной деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!