Этапы урока | Содержание этапа | Виды деятельности |
I.Организационный этап. | - Доброе утро, ребята! - Ребята, начать наш урок я хочу с пословицы: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости" - Как вы понимаете смысл пословицы? - А мудрый человек, какой он? - Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем эти знания. | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. |
II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Прочитай текст: - Что необычного в этом тексте вы наблюдаете? - Правильно, нет связи слова «береза» с другими словами. - А что нужно сделать, чтобы была связь в предложении? ( Нужно изменить окончание слова). - Измените окончание в слове береза , чтобы в тексте появился смысл. - Прочитайте, что у вас получилось. - Задайте вопросы к этим словам. - Что изменилось в слове береза, чтобы появился смысл текста? ( окончание слова). -Откройте ваши тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Выполните минутку чистописания , соблюдая размер, наклон букв, правильное соединение. - Выпишите выделенные слова вместе с предлогами и вопросами в тетрадь в столбик. - Давайте подведем итог. Употребление имен существительных в разных формах с изменением окончаний по воросам называеться ИЗМЕНЕНИЕМ ПО ПАДЕЖАМ. | Упражнение: группировка слов на основании того, какой частью речи они являются. Выполняют записи в тетради |
III. Актуализация знаний. | -Внимательно рассмотрите схему на с. 82 (лист на столе ) учебника и изучите приведённую текстовую информацию в рамочках и ответьте на вопросы кейса. - Давайти вспомним как определить падеж имен существительных. | Комментированное выполнение задания, связанного с выбором основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, но различающихся грамматическими признаками. |
IV.Первичное усвоение новых знаний. | Упр. 141 (с. 84). — Прочитайте поэтические строки выразительно. — Сколько здесь предложений? (Одно.) — Какое это предложение? (Сложное.) — Прочитайте, из каких простых предложений оно состоит. — Найдите грамматическую основу в каждом простом предложении. (Роняет лес, сребрит мороз, проглянет день и скроется.) — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.) — В чём трудность определения падежа выделенных имён существительных? | нахождение основания для группировки слов (в качестве основания для группировки могут быть использованы различные признаки |
V. Первичная проверка понимания | Упр. 142 (с. 84). — Прочитайте задание. — Составьте предложения устно. Назовите падеж существительных. — Запишите свои предложения. Укажите падеж существительных. (Взаимопроверка, взаимооценка.) — Прочитайте формы слов в винительном и родительном падежах, данные в рубрике «Говори правильно!». — Как правильно произносить эти слова? — Составьте с ними словосочетания. | группировка имён существительных по разным основаниям. |
V I.Первичное закрепление. | Упр. 143 (с. 85). — Прочитайте. — Составьте пословицы. Объясните их смысл. — Поставьте вопросы к именам существительным. — Определите падеж имён существительных. (Запись предложений с комментированием.) Примерные комментарии учащихся Без терпенья нет ученья. Нет (чего?) ученья. Существительное ученья стоит в родительном падеже. Это можно определить по вопросу и вспомогательному слову нет. Нет ученья (без чего 7) без терпенья. Существительное терпенья стоит в родительном падеже. Это можно определить по вопросу и предлогу без. И т. д. — Сделайте вывод: по каким признакам можно узнать существительные в родительном падеже? (По вопросу чего?, с помощью слова-помощника, по предлогам.) | Упражнение: нахождение в тексте (например, в поэтическом) имён существительных с заданными грамматическими характеристиками. |
V II.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Тренажер с. 9 и из упр. 143 с этого листа выписать и разобрать по членам предложения и частям речи 5 предложение. Из него выписать и произвести морфологический разбор слова: (До) добра -сущ. | |
VIII.Рефлексия (подведение итогов занятия) | — Какими способами можно определить падеж имён существительных? — Как узнать падеж имени существительного, если оно отвечает на вопрос что ? — По каким признакам можно узнать имя существительное в родительном падеже? Оцените свою с помощью «светофора»: | |