Технологическая карта урока
учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1»
г. Беслана
ФИО учителя: Бургалова Жанна Зелимхановна
Класс: 6«Г»
Дата: 19 декабря 2018 г
Предмет: русский язык
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.
Цели урока:
Развивающие: Формировать лингвистическую и языковую компетенцию: закрепить правило о правописании НЕ с существительными; уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике.
Воспитательные: Воспитание культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
Образовательные: Развивать коммуникативные умения, а именно: формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактический материал .
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учителя:
Выступление учащихся:
Мы предложили учащимся нашей школы выразить наступление зимы одним словом-существительным. Вот, что мы услышали:
-ненастье, пороша, изморозь, позёмка, непогода, снег, мороз.
-Каково лексическое значение слов позёмка, изморозь, пороша?
- Какие слова с «Не» вы услышали?
-Какой частью речи они являются?
-Что такое существительное?
-Как пишется «НЕ» с существительными?
-Когда пишется слитно? Приведём примеры из домашнего задания(упр.№288)
-Когда пишется раздельно? Приведём примеры из упр.2897
На основе представленного материала и изученной части речи сформулируйте тему урока. (НЕ с им.существительными.) СЛАЙД № 2
-Какие цели мы должны поставить перед собой?
(закрепить правописание «НЕ» с существительными; объяснить условия выбора орфограммы и обозначить их графически; уметь различать: «НЕ» приставку; «НЕ» часть корня; «НЕ» частицу ) СЛАЙД № 3.
ЗАДАНИЕ №1 СЛАЙД № 4.
Раскрыть скобки, слитно или раздельно пишется «НЕ» с сущ.,составить ссч.
-(НЕ)ПОСЕДА-
-(НЕ)ЗНАЙКА-
-(НЕ)НАСТЬЕ-
-(НЕ)ГОДОВАНИЕ-
-Как пишутся существительные с «НЕ»
-Чем является «НЕ»?
-Почему?
-А когда ещё пишутся слитно сущ.с «НЕ»( подбор синонимов)
-Что такое синонимы?
ЗАДАНИЕ № 2 СЛАЙД № 5
Подобрать к данным словам синонимы с «НЕ». Объяснить значения данных слов с помощью синонимов.
-СЛЯКОТЬ-
-БЕДА-
-ЗАТОЧЕНИЕ-
-ПЛОХОЙ УРОЖАЙ-
-СЛАБОЕ ЗДОРОВЬЕ-
-ВРАГ-
-БЕСПОРЯДОК-
-Как пишутся подобранные существительные?
Таким образом, мы вспомнили и отработали слитное и раздельное написание «НЕ» с им. существительными.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА «БАБОЧКА» СЛАЙД №6
Работа по группам. СЛАЙД №7
Пересекая океан, плыл к нам корабль из дальних стран.
Но страшный шторм его настиг.
И затонул он в тот же миг,
Но пассажиров капитан
Спас всех, конечно, спасся сам.
- Ребята, на этом корабле к нам приплыли 2 команды слов с «НЕ». Теперь они все перепутались, и мы должны с вами помочь им разобраться по группам.
На экран выводятся слова. СЛАЙД № 8
(НЕ) НАВИСТЬ К ВРАГУ,(НЕ) ДРУГ, а ВРАГ, МАЛЕНЬКАЯ (НЕ) ТОЧНОСТЬ,(НЕ) БЫЛИЦА,(НЕ) СМЕЯНА,СКАЗАЛ (НЕ) ПРАВДУ,ЕЩЁ (НЕ) ЗИМА,(НЕ) НАСТЬЕ,(НЕ) ЕЗДОК,(НЕ) РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, а РОБОСТЬ,(НЕ) КАКТУС,(НЕ)ПРАВДА, а ЛОЖЬ
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ:
(выписать слова, где сущ.пишутся слитно)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ:
(выписать слова, где сущ. пишутся раздельно)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ И ЧЕТВЁРТОЙ ГРУППЫ:
Нашей инициативной группе было дано задание подготовить отрывки из стихотворений русских поэтов с описанием зимы,так любимой С.Есениным,А.С.Пушкиным,Ф.Тютчевым.В строчках должны быть употреблены сущ. с «НЕ»
Чтение стихотворений.
1.«ПОРОША» С.ЕСЕНИН
2. «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ...» Ф.И.ТЮТЧЕВ
-Какие сущ. с «НЕ» вы услышали? (не мертвец, непогода)
-Какое сущ.пишется слитно, а какое раздельно?
-Почему?
-Только ли поэты восхищались зимой? Как художники воспевали красоту русской зимы?
Показ репродукций картин (учащиеся) СЛАЙД№ 9
Художник Ю.Клевер «Надвигается пурга»
Художник И.Левитан «Зимой в лесу»
-Какие бы сущ. с «НЕ» вы использовали,если бы описывали эти репродукции?(Непогода, ненастье)
РЕФЛЕКСИЯ,ИТОГ УРОКА,ОЦЕНКИ СЛАЙД № 10
-Итак, какую тему мы сегодня закрепили?
-Достигли ли мы поставленной цели?
Завтра нам нужно успешно написать контрольный диктант. Как вы думаете, какую тему урока вы можете предложить? (НЕ с им.сущ-ми)
Сегодня на уроке вы очень хорошо поработали, все получайте оценки. Ребята, оцените себя сами.
СЛАЙД №11
КРУГ- НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ
КВАДРАТ- ХОРОШО
ТРЕУГОЛЬНИК - СРЕДНЕ
ПЯТИУГОЛЬНИК- ОТЛИЧНО
ЗВЁЗДОЧКА - ЗАМЕЧАТЕЛЬНО
ЗАДАНИЕ НА ДОМ СЛАЙД №12
Из произведений худ.лит. выписать по 2 предложения ,в которых «НЕ» с сущ. Употребляется слитно и раздельно.
СЛАЙД № 13 ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ! СПАСИБО ЗА УРОК!
(собираются под песню в исполнении П,Е.Смеяна «НЕПОГОДА»)
Директор ГБОУ СОШ г.Беслан Е.С.Ганиева