СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм написания сжатого изложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезная разработка для подготовки к ГИА. Представлен подробный план урока по теме  "Алгоритм написания сжатого изложения".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм написания сжатого изложения"»

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Учитель: Ларина Т.А.

Автор УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. «Русский язык. 9 класс»



Тема

Алгоритм написания сжатого изложения

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

Составление алгоритма написания сжатого изложения

Задачи урока

Проконтролировать формирование общеучебных умений и навыков

Планируемые результаты

Предметные

- повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста;

- научить приемам самостоятельной работы;

- активизировать мыслительную деятельность;

- развивать письменную и устную речь;

- формировать культуру речи;

- воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Личностные

- понимать, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования;

-осознавать эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывать потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры;

- иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные

- научиться самостоятельно определять цели своего обучения;

- научиться соотносить свои действия с планируемыми результатами ;

- научиться организовывать учебное сотрудничество.

Универсальные учебные действия

Познавательные

- владеть всеми видами речевой деятельности (понимать информацию устного сообщения, владеть разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекать информацию из различных источников, проявлять способность к преобразованию, сохранению и ее передаче);

-применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявлять умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

Регулятивные

- принимать и сохранять цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Коммуникативные

-владеть коммуникативно-целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;

-проявлять способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Технологии

информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, технология развития критического мышления, само- и взаимодиагностика с целью определения проблемных зон в изучаемой теме ; коллективная деятельность в организации творческой мастерской (диагностика с целью определения типичных ошибок, проблем- доминант в изученной теме).


Содержание урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

I.Организационный момент (мотивационный)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.







– Каковы способы компрессии текста?







ЭОР №1

Проверяют готовность к уроку


Индивидуальные проектные задания в составе группы для создания эвристической ситуации. Учащиеся раздают предметное портфолио, тексты.


Отвечают:

Исключение, обобщение, упрощение на уровне содержания текста – выделение микротем текста, на уровне языковых единиц.


Учащиеся проверяют свой ответ

Личностные УУД:

- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

- соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива;

- осознание самого себя как движущей силы своего саморазвития

Регулятивные УУД:

- готовность к самообразованию (подготовка к проектированию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в выполнении тестовых заданий, проведения работы над ошибками и редактирования текста);

- формулирование вопросов, необходимых для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером в ходе творческой мастерской

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (разработать алгоритм само- и взаимопроверки);

- формулирование проблемы (как построить и реализовать алгоритм проведения редактирования ошибочных ответов)

Коммуникативные УУД:

- формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества (распределение ролей в само- и взаимопроверке, составлении индивидуального письменного/устного речевого высказывания)

Предметные УУД:

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность конечной информации;

- обнаружение ценности или недостоверности полученной информации, проектирование пути решения предметных и мета- предметных проблем

II. Целеполагание

Какова тема урока?



Определяем цели урока

(ЭОР №1)

Формулируют тему урока.

Запись в тетрадях


Коллективное выполнение заданий при консультативной помощи учителя для создания диалоговой ситуации.

- исследование текстов публицистического стиля типа речи «рассуждение» с последующей компрессией текста;

- выявление затруднений, типичных ошибок, проблем-доминант в изученной теме с целью установления общих задач (цели) урока;

- определение микротем текста-рассуждения;

- при помощи собранных микротем выполнение конструирования сжатого текста на уровне содержания текста.

Личностные УУД:

- готовность к самообразованию, выбору профильного образования;

- на основе изучаемых текстов освоение культурного наследия – России и общемирового

Регулятивные УУД:

- самостоятельное или с помощью учителя определение цели учебной деятельности;

- формулирование и удержание учебной задачи;

- освоение основ ознакомительного, поискового, изучающего, усваивающего чтения;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные УУД:

- формирование предметных понятий, навыков систематизации знаний по предмету;

- структурирование текста, уяснение сущности исследовательской работы как показателя успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

- представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной формах

Предметные УУД:

- использование практических умений аналитического чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- использование приемов работы с предметным портфолио (памятками, алгоритмами выполнения лингвистической задачи);

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

III. Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов

Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

1. Отредактируйте образец (пример) алгоритма сжатия текста на уровне его содержания.


– Каков алгоритм работы над сжатым изложением? Уточним порядок действий над сжатым изложением (в перспективе моделирования алгоритма выполнения задания).


2. Вопрос-диагностика (рефлексия):


– Какой этап алгоритма вызывает у вас наибольшее затруднение? Назовите вашу проблему-доминанту.



Работа с раздаточным материалом


Коллективная беседа






Ответы учащихся:

Выявление и конструирование микротем.

Личностные УУД:

- адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в раз- личных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности;

- адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение (как в конце действия, так и по ходу его реализации)

Регулятивные УУД:

- осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция;

- осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера;

- умение убеждать

Познавательные УУД:

- умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых компетенций в разных видах деятельности и оценивание их при помощи соответствующих критериев

Коммуникативные УУД:

- аргументация своей точки зрения

Предметные УУД:

- реализация практических навыков само- и взаимодиагностики в индивидуальной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности

Физкультминутка

Упражнения для снятия утомления мышц туловища (ЭОР №2)


IV. Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов)

– Что называют микротемой?








Исследовательская работа по тексту «Память» (текст на столах):

Перед работой с текстом, выполним интерактивное упражнение. Восстановите последовательность этапов работы с текстом.

(ЭОР №3)


1. Смысловое чтение текста, акцентированное на его теме и проблеме.

2. Определение типа речи (рассуждение).

3. Определение композиционной схемы рассуждения (тезис – доказательство – вывод).

4. Конструирование текста


– Назовите 1 микротему (можно обозначить как тезис).

– Определите 2 микротему (можно обозначить как доказательство).

– Сформулируйте 3 микротему (можно обозначить как вывод).

5. Формулирование основной мысли текста в соответствии с микротемами





Вывод. Сжатие текста на уровне содержания завершено, переходим к компрессии на уровне языковых единиц.


6. Применение способов компрессии на уровне предложения. Применим способы сжатия к каждому абзацу.

Отвечают:

Микротема – тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Сумма микротем передает основное содержание текста.


Ученик(и) выходит к интерактивной доске и маркером передвигает «этапы», восстанавливая правильный порядок. Затем нажимает кнопку самопроверки.











Отвечают:

Хранить память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.





Учащиеся работают с карандашами, называют возможные способы сжатия текста.

Личностные УУД:

- использование полученного опыта, информации для обогащения предметных знаний

Регулятивные УУД:

- рефлексия своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция их результатов

Познавательные УУД:

- установление правил продуктивной самостоятельной работы и учебных действий на их основе

Коммуникативные УУД:

- оценка суждения и своей точки зрения;

-установление рабочих отношений с другими;

- эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации;

- интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи

Предметные УУД:

- составление алгоритма решения практической задачи (компрессия текста);

- формирование умений составления алгоритма (памятки, образца) выполнения сжатия публицистического текста; рецензирование, редактирование текста алгоритма, образца, творческой работы

V. Диагностика (самодиагностика) и рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов

Консультативное сопровождение учителя с последующей (параллельной) само- и взаимопроверкой учащимися этапов выполнения задания – компрессии публицистического текста.

Групповая работа:

1. Каждая группа получает текст и с ним работает по алгоритму выполнения задания;

2. Отчет каждой группы при консультативном сопровождении учителя с последующей (параллельной) само- и взаимопроверкой учащимися этапов выполнения задания – компрессии публицистического текста.

Личностные УУД:

- формирование программы личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности

Регулятивные УУД:

- проектирование способов и форм индивидуально- личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных и обозначенных в сводной (коллективной) диагностической карте индивидуальных затруднений учащихся;

- адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности

Познавательные УУД:

- заполнение индивидуальной диагностической карты с целью выработки индивидуального маршрута преодоления проблемных зон (зон затруднения)

Коммуникативные УУД:

- отображение в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

Предметные УУД:

-создание и преобразование моделей, схем, алгоритмов, рекомендаций для решения предметной лингвистической задачи (по такому типу речи, как рассуждение) с последующей само- и взаимодиагностикой результатов изученной темы

VI. Проектирование домашнего задания

(ЭОР № 1) Составление дифференцированного домашнего задания, например:

– Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведения компрессии текста на уровне его содержания (ИК1).

– Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведения компрессии текста на уровне его языковых единиц (ИК2).

– Предложите свой вариант памятки, алгоритма компрессии текста на уровне его содержания и языковых единиц (ИК1, ИК2).

Записывают домашнее задание

Личностные УУД:

- самостоятельный контроль своего времени и способность его распределять;

- осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия;

- актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самоанализ результатов и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности

Регулятивные УУД:

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации;

- обнаруживать ценность или недостоверность информации, находить пробелы в информации, пути восполнения пробелов

Познавательные УУД:

- использование практических умений ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предметные УУД:

составление индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах в соответствии с материалами-помощниками (лингвистического (предметного) портфолио), направляющего выполнение домашних, самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!