Учитель: Ларина Т.А.
Автор УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. «Русский язык. 9 класс»
Тема | Алгоритм написания сжатого изложения |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цели урока | Составление алгоритма написания сжатого изложения |
Задачи урока | Проконтролировать формирование общеучебных умений и навыков |
Планируемые результаты |
Предметные | - повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста; - научить приемам самостоятельной работы; - активизировать мыслительную деятельность; - развивать письменную и устную речь; - формировать культуру речи; - воспитывать бережное отношение к русскому языку. |
Личностные | - понимать, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; -осознавать эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывать потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; - иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Метапредметные | - научиться самостоятельно определять цели своего обучения; - научиться соотносить свои действия с планируемыми результатами ; - научиться организовывать учебное сотрудничество. |
Универсальные учебные действия |
Познавательные | - владеть всеми видами речевой деятельности (понимать информацию устного сообщения, владеть разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекать информацию из различных источников, проявлять способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); -применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявлять умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; |
Регулятивные | - принимать и сохранять цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; |
Коммуникативные | -владеть коммуникативно-целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; -проявлять способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Технологии | информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, технология развития критического мышления, само- и взаимодиагностика с целью определения проблемных зон в изучаемой теме ; коллективная деятельность в организации творческой мастерской (диагностика с целью определения типичных ошибок, проблем- доминант в изученной теме). |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
I.Организационный момент (мотивационный) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. – Каковы способы компрессии текста? ЭОР №1 | Проверяют готовность к уроку Индивидуальные проектные задания в составе группы для создания эвристической ситуации. Учащиеся раздают предметное портфолио, тексты. Отвечают: Исключение, обобщение, упрощение на уровне содержания текста – выделение микротем текста, на уровне языковых единиц. Учащиеся проверяют свой ответ | Личностные УУД: - выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению; - соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке; - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива; - осознание самого себя как движущей силы своего саморазвития Регулятивные УУД: - готовность к самообразованию (подготовка к проектированию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в выполнении тестовых заданий, проведения работы над ошибками и редактирования текста); - формулирование вопросов, необходимых для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером в ходе творческой мастерской Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (разработать алгоритм само- и взаимопроверки); - формулирование проблемы (как построить и реализовать алгоритм проведения редактирования ошибочных ответов) Коммуникативные УУД: - формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества (распределение ролей в само- и взаимопроверке, составлении индивидуального письменного/устного речевого высказывания) Предметные УУД: - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность конечной информации; - обнаружение ценности или недостоверности полученной информации, проектирование пути решения предметных и мета- предметных проблем |
II. Целеполагание | Какова тема урока? Определяем цели урока (ЭОР №1) | Формулируют тему урока. Запись в тетрадях Коллективное выполнение заданий при консультативной помощи учителя для создания диалоговой ситуации. - исследование текстов публицистического стиля типа речи «рассуждение» с последующей компрессией текста; - выявление затруднений, типичных ошибок, проблем-доминант в изученной теме с целью установления общих задач (цели) урока; - определение микротем текста-рассуждения; - при помощи собранных микротем выполнение конструирования сжатого текста на уровне содержания текста. | Личностные УУД: - готовность к самообразованию, выбору профильного образования; - на основе изучаемых текстов освоение культурного наследия – России и общемирового Регулятивные УУД: - самостоятельное или с помощью учителя определение цели учебной деятельности; - формулирование и удержание учебной задачи; - освоение основ ознакомительного, поискового, изучающего, усваивающего чтения; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные УУД: - формирование предметных понятий, навыков систематизации знаний по предмету; - структурирование текста, уяснение сущности исследовательской работы как показателя успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД: - представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной формах Предметные УУД: - использование практических умений аналитического чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; - использование приемов работы с предметным портфолио (памятками, алгоритмами выполнения лингвистической задачи); - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
III. Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов | Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: 1. Отредактируйте образец (пример) алгоритма сжатия текста на уровне его содержания. – Каков алгоритм работы над сжатым изложением? Уточним порядок действий над сжатым изложением (в перспективе моделирования алгоритма выполнения задания). 2. Вопрос-диагностика (рефлексия): – Какой этап алгоритма вызывает у вас наибольшее затруднение? Назовите вашу проблему-доминанту. | Работа с раздаточным материалом Коллективная беседа Ответы учащихся: Выявление и конструирование микротем. | Личностные УУД: - адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в раз- личных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности; - адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение (как в конце действия, так и по ходу его реализации) Регулятивные УУД: - осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция; - осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера; - умение убеждать Познавательные УУД: - умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых компетенций в разных видах деятельности и оценивание их при помощи соответствующих критериев Коммуникативные УУД: - аргументация своей точки зрения Предметные УУД: - реализация практических навыков само- и взаимодиагностики в индивидуальной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности |
Физкультминутка | Упражнения для снятия утомления мышц туловища (ЭОР №2) | |
IV. Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов) | – Что называют микротемой? Исследовательская работа по тексту «Память» (текст на столах): Перед работой с текстом, выполним интерактивное упражнение. Восстановите последовательность этапов работы с текстом. (ЭОР №3) 1. Смысловое чтение текста, акцентированное на его теме и проблеме. 2. Определение типа речи (рассуждение). 3. Определение композиционной схемы рассуждения (тезис – доказательство – вывод). 4. Конструирование текста – Назовите 1 микротему (можно обозначить как тезис). – Определите 2 микротему (можно обозначить как доказательство). – Сформулируйте 3 микротему (можно обозначить как вывод). 5. Формулирование основной мысли текста в соответствии с микротемами Вывод. Сжатие текста на уровне содержания завершено, переходим к компрессии на уровне языковых единиц. 6. Применение способов компрессии на уровне предложения. Применим способы сжатия к каждому абзацу. | Отвечают: Микротема – тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Сумма микротем передает основное содержание текста. Ученик(и) выходит к интерактивной доске и маркером передвигает «этапы», восстанавливая правильный порядок. Затем нажимает кнопку самопроверки. Отвечают: Хранить память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство. Учащиеся работают с карандашами, называют возможные способы сжатия текста. | Личностные УУД: - использование полученного опыта, информации для обогащения предметных знаний Регулятивные УУД: - рефлексия своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция их результатов Познавательные УУД: - установление правил продуктивной самостоятельной работы и учебных действий на их основе Коммуникативные УУД: - оценка суждения и своей точки зрения; -установление рабочих отношений с другими; - эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации; - интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи Предметные УУД: - составление алгоритма решения практической задачи (компрессия текста); - формирование умений составления алгоритма (памятки, образца) выполнения сжатия публицистического текста; рецензирование, редактирование текста алгоритма, образца, творческой работы |
V. Диагностика (самодиагностика) и рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов | Консультативное сопровождение учителя с последующей (параллельной) само- и взаимопроверкой учащимися этапов выполнения задания – компрессии публицистического текста. | Групповая работа: 1. Каждая группа получает текст и с ним работает по алгоритму выполнения задания; 2. Отчет каждой группы при консультативном сопровождении учителя с последующей (параллельной) само- и взаимопроверкой учащимися этапов выполнения задания – компрессии публицистического текста. | Личностные УУД: - формирование программы личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности Регулятивные УУД: - проектирование способов и форм индивидуально- личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных и обозначенных в сводной (коллективной) диагностической карте индивидуальных затруднений учащихся; - адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности Познавательные УУД: - заполнение индивидуальной диагностической карты с целью выработки индивидуального маршрута преодоления проблемных зон (зон затруднения) Коммуникативные УУД: - отображение в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи Предметные УУД: -создание и преобразование моделей, схем, алгоритмов, рекомендаций для решения предметной лингвистической задачи (по такому типу речи, как рассуждение) с последующей само- и взаимодиагностикой результатов изученной темы |
VI. Проектирование домашнего задания | (ЭОР № 1) Составление дифференцированного домашнего задания, например: – Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведения компрессии текста на уровне его содержания (ИК1). – Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведения компрессии текста на уровне его языковых единиц (ИК2). – Предложите свой вариант памятки, алгоритма компрессии текста на уровне его содержания и языковых единиц (ИК1, ИК2). | Записывают домашнее задание | Личностные УУД: - самостоятельный контроль своего времени и способность его распределять; - осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия; - актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самоанализ результатов и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности Регулятивные УУД: - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации; - обнаруживать ценность или недостоверность информации, находить пробелы в информации, пути восполнения пробелов Познавательные УУД: - использование практических умений ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Предметные УУД: составление индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах в соответствии с материалами-помощниками (лингвистического (предметного) портфолио), направляющего выполнение домашних, самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации |