Технологическая карта урока русского языка
3 класс
Программа обучения: АООП НОО с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 6.3.
Подготовила: Тюшевская Евгения Юрьевна, учитель начальных классов.
МБОУ «Школа-интернат №4 г. Челябинска»
Тема: Написание звонких и глухих согласные. Закрепление.
Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Комбинированный урок.
Цель: закрепление умения различать парные звонкие и глухие согласные; закрепление практических умений и навыков правильного написания слов с парными звонкими и глухими согласными через использование цифровых инструментов.
Задачи:
Образовательные: различать парные согласные по звонкости и глухости, обосновывать свое мнение; уметь определять правильное написание слов с парными звонкими и глухими согласными.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание, создать условия для развития навыков построения связного учебного высказывания.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, умение внимательно слушать учителя и друг друга.
Планируемые результаты:
Предметные:
- отличать звук от буквы;
- отличать парные согласные от непарных;
- писать слова с парными звонкими и глухими согласными;
- составлять слова с парными звонкими и глухими согласными;
- подбирать к проверяемому слову проверочное слово;
- понимать алгоритм проверки парных согласных.
Метапредметные:
- работать с текстами в соответствии с учебной задачей;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью урока.
Регулятивные:
- использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- различать парные согласные по звонкости и глухости, обосновывать своё мнение;
- отличать новое от уже известного;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные:
- формулировать высказывание и обосновывать свое мнение.
Личностные:
- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- быть способным к самооценке своих действий и поступков;
- формирование жизненных компетенций.
Методы и приёмы: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, самостоятельная деятельность, метод самоконтроля.
Использование технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии (мультимедийная интерактивная презентация Power Point).
Оборудование: персональный компьютер, проектор, презентация, карточки с согласными буквами, учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть Э.В. Якубовская.
Форма промежуточного контроля на этапах урока: самопроверка.
Ход урока
№, п/п | Этап, хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Примечание |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1 мин) | - Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Будем с вами мы писать, Будем буковки вставлять, На вопросы отвечать и пятерки получать! | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей. | Личностные: осваивают роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | |
2 | Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика (3 мин) | - Прежде чем мы начнем наше увлекательное занятие, нужно хорошо подготовить наших главных помощников – дыхание, чтобы красиво говорить, и ручки, чтобы красиво писать. Упражнение «Именинный пирог». - Воздух набираем дружно, потушить нам свечку нужно! - Воздух снова набираем и толчками выпускаем! - Снова вдох нам сделать нужно. Три свечи потушим дружно! Упражнение «Компот». - Будем мы варить компот Фруктов нужно много – вот, Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим, сахарок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ! | Выполняют дыхательную гимнастику. Выполняют пальчиковую гимнастику. | Регулятивные: планирование предстоящей работы и выполнение ее в соответствии с наглядным образом и словесным указанием педагога; осуществление самоконтроля. | Слайд №2.Анимированное изображение одной свечи. Слайд №3. Анимированное изображение двух свечей. Слайд №4. Анимированное изображение трех свечей. Слайд №5. Видео-инструкция к пальчиковой гимнастике. |
3 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин) | - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых занятиях. - Скажите, сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных звуков, сколько согласных? Перечислим парные глухие и звонкие согласные. - У вас на столе лежат карточки. Подберите к каждому глухому согласному звуку звонкий и составьте их парами. - Парные согласные на письме опасные. Как похоже их звучанье- это просто наказанье. Если слышишь парный звук, Будь внимательнее друг, Согласную быстро проверяй, Рядом гласную подставляй! - А теперь давайте вспомним правила написания парных глухих и звонких согласных на письме. | Отвечают на вопросы. Составляют пары глухих и звонких согласных. Рассказывают правила. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Регулятивные: работа с учебными принадлежностями умение организовывать свое рабочее место. Предметные: отличать звук от буквы, отличать парные согласные от непарных. | Карточки с согласными буквами. |
4 | Постановка учебной задачи (2 мин) | - Мы повторили правила написания парных глухих и звонких согласных на письме. Как вы думаете, зачем нам нужно знать эти правила? - А для чего нам уметь правильно писать? Для чего нужно быть грамотными? | Отвечают на вопросы. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей, уметь оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. | |
5 | Минутка чистописания (5 мин) | - Открываем тетради и хором говорим: Я тетрадочку открою, уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу! Запись даты в тетрадь. - Давайте еще раз вспомним все парные звонкие и глухие согласные и красиво пропишем их в тетрадь. | Проговаривают стихотворение вместе с учителем. Записывают дату в тетрадь. Прописывают в тетради парные звонкие и глухие согласные. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. | |
6 | Первичное закрепление изученного материала (10 мин) | - Обратите внимания на слайд! Игра «Проверяй согласный гласным». Нам нужно прочитать слово и вспомнить правило, которое поможет нам определиться в выборе трудного согласного. Упражнение «Вставь словечко». - Молодцы, ребята! Посмотрите на экран, прочитайте предложения и подумайте, какие слова потерялись (Вдоль по речке плывет плоТ. На дереве висит плоД.) Запишите полученные предложения в тетрадь. Объясните, почему вы написали именно так. Игра «Помоги ёжику собрать грибы». - Ребята, ёжику нужна ваша помощь! Определите, какую букву нужно поставить в конце слова. Игра «Помоги Маше правильно вставить буквы». - Ёжик рассказал всем своим друзьям, что в нашем классе учатся очень хорошие и умные ребята, которые никогда не оставят в беде. Вот и Маша просит вас о помощи. Помогите ей правильно вставить буквы и записать их на доске. | Выполняют задание устно по цепочке. Выполняют задание, записывают в тетрадь, отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание устно по цепочке. Выполняют задание по цепочке и записывают слова с экрана на доску. | Регулятивные: планирование предстоящей работы и выполнение ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. Познавательные: умение выполнять задание на основе полученных знаний. | Слайд №6. Игра «Проверяй согласный гласным» в виде кроссворда с наглядным обозначением «трудных»букв. Слайд №7. Упражнение «Вставь словечко» с иллюстрациями. Слайд №8. Игра «Помоги ёжику собрать грибы». Слайд №9. Игра «Помоги Маше правильно вставить буквы». |
7 | Физкультминутка (1 мин) | - Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и подвигаться. Встаем возле своих парт и повторяем движения. | Выполняют движения согласно инструкции. | Регулятивная: выполнение движений в соответствии с образцом. | Слайд №10. Видео с музыкальной физкультминуткой. |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин) | - А теперь откройте учебники на странице 72. Нам нужно упражнение 1. Необходимо начертить в тетради таблицу и заполнить её. - Смотрим на экран и сверяем записанные слова, самостоятельно исправляем ошибки. | Самостоятельно выполняют задание письменно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. | Личностные: способность к самооценке своих действий и поступков. Предметные: Умение применять знания на практике. | Слайд №11. Изображение задания с учебника. Слайд №12. Изображение выполненного задания. |
9 | Рефлексия деятельности (2 мин) | - Прочитайте вопросы с экрана. Ответьте на них. Понравилось ли вам занятие? Что получилось лучше всего? Какое задание вызвало трудность? | Отвечают на вопросы. | Личностные: формирование жизненных компетенций; способность к самооценке своих действий и поступков. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение выражать свои мысли. | Слайд №13. Вопросы для рефлексии. |
10 | Домашнее задание | - Дома необходимо еще раз повторить правила написания парных глухих и звонких согласных и выполнить упражнение 4 на странице 73 учебника. | Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневник. | | |