СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) 10 класс «Правописание н и нн в словах различных частей речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существуют принципы русской орфографии, основываясь на которые можно определить правильное написание слов с орфограммой на то или иное правило. 15 задание вызывает затруднения у учащихся, так как «Правописание Н и НН» - сложная тема, требующая знаний морфологических и словообразовательных законов.

    Данный урок направлен на  поиск обучающимися проблемных мест в знаниях и умениях, связанных правилом написания НН и Н в суффиксах разных частей речи. Тема было пройдена учащимися в основном звене школы, и на уроке важно обобщить знания, привести их в систему, понять алгоритм работы с орфограммой.

   Правописание НН и Н в суффиксах различных частях речи является одной из сложных тем в курсе русского языка.

Существуют принципы русской орфографии, основываясь на которые можно определить правильное написание слов с орфограммой на то или иное правило. 15 задание вызывает затруднения у учащихся, так как «Правописание Н и НН» - сложная тема, требующая знаний морфологических и словообразовательных законов.

    Данный урок направлен на  поиск обучающимися проблемных мест в знаниях и умениях, связанных правилом написания НН и Н в суффиксах разных частей речи. Тема было пройдена учащимися в основном звене школы, и на уроке важно обобщить знания, привести их в систему, понять алгоритм работы с орфограммой.

   Правописание НН и Н в суффиксах различных частях речи является одной из сложных тем в курсе русского языка.

Существуют принципы русской орфографии, основываясь на которые можно определить правильное написание слов с орфограммой на то или иное правило. 15 задание вызывает затруднения у учащихся, так как «Правописание Н и НН» - сложная тема, требующая знаний морфологических и словообразовательных законов.

    Данный урок направлен на  поиск обучающимися проблемных мест в знаниях и умениях, связанных правилом написания НН и Н в суффиксах разных частей речи. Тема было пройдена учащимися в основном звене школы, и на уроке важно обобщить знания, привести их в систему, понять алгоритм работы с орфограммой.

   Правописание НН и Н в суффиксах различных частях речи является одной из сложных тем в курсе русского языка.

Существуют принципы русской орфографии, основываясь на которые можно определить правильное написание слов с орфограммой на то или иное правило. 15 задание вызывает затруднения у учащихся, так как «Правописание Н и НН» - сложная тема, требующая знаний морфологических и словообразовательных законов.

    Данный урок направлен на  поиск обучающимися проблемных мест в знаниях и умениях, связанных правилом написания НН и Н в суффиксах разных частей речи. Тема было пройдена учащимися в основном звене школы, и на уроке важно обобщить знания, привести их в систему, понять алгоритм работы с орфограммой.

   Правописание НН и Н в суффиксах различных частях речи является одной из сложных тем в курсе русского языка.

Существуют принципы русской орфографии, основываясь на которые можно определить правильное написание слов с орфограммой на то или иное правило. 15 задание вызывает затруднения у учащихся, так как «Правописание Н и НН» - сложная тема, требующая знаний морфологических и словообразовательных законов.

    Данный урок направлен на  поиск обучающимися проблемных мест в знаниях и умениях, связанных правилом написания НН и Н в суффиксах разных частей речи. Тема было пройдена учащимися в основном звене школы, и на уроке важно обобщить знания, привести их в систему, понять алгоритм работы с орфограммой.

   Правописание НН и Н в суффиксах различных частях речи является одной из сложных тем в курсе русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) 10 класс «Правописание н и нн в словах различных частей речи».»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Ерёмина Елена Анатольевна

Место работы

Филиал МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» в п.Чакино Ржаксинский район

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

глава 2, «Язык и  речь. Культура речи» 6-й урок в теме «Орфография. Основные правила орфографии » (14 часов).

3 четверть.


Тема урока

«Правописание н и нн в словах различных частей речи».

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Научится

-мотивировать себя к разным видам учебной деятельности

-aнализировать свои эмоции и стeпень усвоeния материала

-рaзвивать трудолюбиe, дисциплинированность.

Метапредметные

Научится

-принимать, сохранять и определять цeли учeбной деятельности, с помощью учитeля

- координировать работу с разными компонeнтами УМК

-организовывать учeбное сотрудничество и совмeстную деятельность с учитeлем и сверстниками.

-работать индивидуально и в группe: находить общее решение.

-осуществлять самоконтроль, адeкватно оценивать себя, работать самостоятельно

Предметные

Научится использовать правила правописания н и нн в именах существительных, именах прилагательных, глаголах, причастиях, наречиях; осуществлять выбор правила, регулирующего написание н и нн в суффиксах имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий, наречий; выполнять орфографический анализ употреблённых в тексте имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий, наречий с н и нн в суффиксах; анализировать текст с точки зрения соблюдения в нём орфографических правил; применять орфографические правила в речевой практике; использовать орфографические словари

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

правила правописания н и нн; имя существительное, имя прилагательное, глагол, причастие (отглагольное прилагательное), наречие; орфографический анализ; анализировать текста; речевая практика.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Существуют принципы русской орфографии, основываясь на которые можно определить правильное написание слов с орфограммой на то или иное правило. 15 задание вызывает затруднения у учащихся, так как «Правописание Н и НН» - сложная тема, требующая знаний морфологических и словообразовательных законов.

Данный урок направлен на поиск обучающимися проблемных мест в знаниях и умениях, связанных правилом написания НН и Н в суффиксах разных частей речи. Тема было пройдена учащимися в основном звене школы, и на уроке важно обобщить знания, привести их в систему, понять алгоритм работы с орфограммой.

Правописание НН и Н в суффиксах различных частях речи является одной из сложных тем в курсе русского языка.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Русский язык: учебник для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020; infourok.ru; ege.sdamgia.ru, fipi.ru .

Техническое обеспечение: Компьютер, презентация к уроку.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Цель - снять напряжение, настроить детей на работу, погрузить в изучаемую тему.

а) организационный момент - 1 мин

Учитель приветствует учащихся. Выявляет отсутствующих. Предлагает учащимся проверить готовность к уроку.

б) Учитель: Итак мы продолжаeм заниматься орфографией, а чему был посвящен предыдущий урок ?

Обучающиеся: Правописанию суффиксов.

Учитель: А как вы считаете, необходимо ли ещё поработать над этой тeмой?

Обучающиеся: Да, так как это есть в заданиях ЕГЭ.

Учитель: Верно, и сегодня мы поработаeм над проблeмой, возникающей при выполнении задания № 15. Скажите, из-за чего вы делаeте самые обидные и мелкие ошибки?

Обучающиеся: по невнимательности.

Учитель: Чтобы умeньшить количество ошибок, нужно научиться проверять, то есть критически относиться к своей работе. Этому можно научиться, провeряя работы других. Сегодня на некоторых этапах урока вы будете играть 2 разные роли: учeника и учителя. Давайте сначала актуализируем ваши знания. Внимание на экран.

Цель: Подготовка учащихся к дальнейшему изучению тeмы; развитие вниматeльности. - 2 мин

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Повторение теоретического материала

Цель: актуализировать знания учащихся о правописании н и нн в словах разных частей речи; развить навыков самоконтроля, необходимых при выполнении заданий; создать условий для развития когнитивных способностей учащихся, языковой интуиции, умений сравнивать, сопоставлять и устанавливать логические связи между языковыми явлениями.

В русском языке есть некоторые правила, которые могут представлять для нас особенные трудности.

Кажется – насколько легко написать слово довере…ость? Но нет, дойдя до первого н мы тут же начинаем раздумывать: а сколько их там всего? И вот, пожалуйста. Перед нами орфограмма, которая кого угодно заставит призадуматься!

Слайд 1.

Буква -Н- изыска..(НН)а и капризна,

Но правило для неё изыска..(Н)о.


Слайд 2.

Орфоэпическая дуэль.(Устно.)

(даны слова в два столбика по орфоэпии, отвечают по 1 человеку от каждого варианта (дуэль – кто грамотнее?), их рецензирует 1 уч-ся от класса).

1 вариант. 2 вариант.

Августовский Завидно

Эксперт Дремота

Избалованный Духовник (священник)

Квартал Языковые (явления)

Прибывший Языковая (колбаса)

Включит Красивее

Каталог Перезвонит

Жалюзи Черпать

Завсегдатай Собрала

Оптовый Клала



Слайд 3.

Цель. Повторение уже известного для изучения нового.

Лексико-орфографическая работа ( устно).


Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить лексическое значение.


Экстре(н,нн)ый, некр…лог, д…пломант, д…пломат, ч…столюбивый, т…ология, тр…виальный, р…зонанс, окс…морон, а(н,нн)отация, л…тота, мент…литет, т(е,э)ндер, дил…тант, инт…(л,лл)…генция, аббр…виатура, бе(л,лл)…тристика.


(для справок: экстренный – срочный, некролог- посмертная статья, дипломант- победитель творческого конкурса, дипломат- международный политик, честолюбивый- стремящийся к известности, славе; теология- совокупность учений о Боге, тривиальный- избитый, лишенный свежести и оригинальности; резонанс- отзвук, отголосок; оксюморон- сочетание логически несовместимых понятий, аннотация- краткое пояснение к книге, литота- преуменьшение признака, менталитет- склад ума, способ мышления, тендер- коммерческие конкурсные торги или аукционная распродажа по заранее поданным заявкам; дилетант- поверхностно знакомый с какой-либо областью деятельности, интеллигенция – образованная часть об-ва, аббревиатура- сложносокращенное слово, состоящее из начальных букв или звуков, беллетристика- худ. литература).

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Сегодня на уроке вы расширите и закрепите знаний о правописании н и нн в словах разных частей речи, необходимые при выполнении заданий, научитесь сравнивать, сопоставлять и устанавливать логические связи между языковыми явлениями.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Цель. Выяснить всё о написании одной и двух букв н в различных частях речи.

  1. Рассмотрим уравнение sinx = a. -4 мин

- Кажется – насколько легко написать слово довере…ость? Но нет, дойдя до первого н мы тут же начинаем раздумывать: а сколько их там всего? И вот, пожалуйста. Перед нами орфограмма, которая кого угодно заставит призадуматься!


Слайд 4.


Эта орфограмма встречается в разных частях речи. При этом н могут стоять в корне, суффиксе или на границе корня и суффикса. Написание может зависеть от разных причин. И, конечно, всегда есть исключения… Это и приводит к ошибкам.

Но что же нужно знать для правильного написания одной и двух букв н?

Для начала нужно легко различать части речи. И хорошо бы разбираться в морфемике и словообразовании – тогда никакие орфограммы будут не страшны.

Как можно записать общую формулу решения уравнения sinx = a? (Один ученик записывает на доске, остальные в тетради).

  1. Слайды 5-8.

Знакомство с алгоритмом.


Алгоритм действий. (Слайд 8)
1.    Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.
2.    Вспомни, не является ли это слово исключением.
3.    Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.
4.    По правилу определи написание.




  1. (Орфографический практикум). -3 мин

Цель. Пользуясь алгоритмом правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, распредели слова с пропусками из упражнения 337 на две группы.

нн

н

Раздражённые, повышенные, дважды раненным, мощённая булыжником, изморённое, бездыханное, свежеиспечённого, освещённое лучами, расправленный, изумлённого, испуганного, удивлённый, нечаянным, свешенным, очарованный, бронированном

Раненого, немощёной, бешеным, тяжелораненых


Сделайте вывод, как не ошибиться в написании –Н- и –НН-?


В первую очередь мы должны определиться – какую часть речи мы видим перед собой. Н и НН мы встречаем в существительных, прилагательных, причастиях и наречиях.

Но прилагательные могут образовываться от имён или от глаголов. Отглагольные прилагательные близки к причастиям, и правило написания для них в чем-то схоже.

Слайд 9

  1. Слайд 10.

Так что нужно знать, чтобы правильно писать н и два н?

Во-первых – какая перед нами часть речи.

И еще – как и от чего она образовалась.

Если же перед нами причастие, то здесь нужно заняться поиском признаков, о которых мы говорили.

И не забывать об исключениях.

Итак, НН в разных частях речи пишется вот в таких случаях.

В остальных случаях пишется Н.

4.Физкультминутка -1 мин

Цель - снятие напряжения у обучающихся. Поддержание здоровья.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Выполнение закрепляющих упражнений-3 мин

С комментированием у доски

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.
    1) 1,2                 2) 1,3               3) 1,2,3             4) 1
    Манеры  (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать, в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так  и в краткой форме пишем две НН.

Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.
Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н.
Таким образом, правильный вариант – ответ №4.


  1. Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.
    1) 1          2) 1, 2          3) 3          4) 1, 2, 3
    2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.
    1) 1          2) 2, 3          3) 1, 3          4) 1, 2
    3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.
    1) 1          2) 1, 2          3) 3          4) 1, 3
    Ответы: 3, 3, 3.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Кто быстрее и правильнее выполнит задание, доказав свою точку зрения.

Слайд 11.

Распределительный диктант – 2 мин.


Краткое причастие

Краткое прилагательное






Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.


Ключ к правильному ответу. Слайд №12.

Краткое причастие краткое прилагательное

Ответ запутан память священна

Население собрано походка медленна

Помощь обеспечена даль туманна

Бойцы ранены положение бедственно

Вина доказана дорога пустынна


(подсказка: к кр. прич. можно поставить вопрос что сделана?)



Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Цифровой диктант на основе упражнения 344 – 2 мин.

- цифрой 1 отметьте слова с н, 2- с нн

ответ: 211 111 111  222  222 121  121  112 222 121 221 2

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Обучающимся предлагается выполнить задание № 15 ЕГЭ.


1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Обстановка была самая торжестве(1)ая: в стари(2)ом зале, на стенах которого были развеша(3)ы полотна известных художников, собрались выдающиеся деятели искусства, многие из которых были удостое(4)ы высоких наград.
2. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н
Покраше(1)ая в зеле(2)ый цвет лавка была сдела(3)а на совесть: деревя(4)ая спинка и кова(5)ые подлокотники отличались особым удобством. 

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН
Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном. 

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Составление СИНКВЕЙНА Это интересный приём технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). «Синквейн» - это стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых имеет свое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два-три прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – осмысленная фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение) , определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному. Части речи можно определять самим. Задача – в нескольких словах выразить суть проблемы.

Составьте синквейн по теме урока.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Цель. Решение тригонометрических уравнений методом вынесения общего множителя за скобки.

Решить упражнения из учебника №22.11(в);22.12(а) -4 мин

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Цель - проверить уровень усвоения нового материал, выявление причин затруднений

  1. Заполните пропуски. Все ли задания ты сможешь выполнить? (Проверка полученных результатов). Слайд 12

2.Выполнение упражнений № 204 -6 мин


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

-Учителю рекомендуется оргaнизовать личностную рефлексию путем подведения итогов урока

-учить обучающихся осознaвать связь между целью учебной деятельности и результатом учения

-учить анaлизировать и описывать свои чувства и настроение после урока

-Предложить учащимся вернуться к плaну и вспомнить, что было сделано, какие знания получены и умения отработаны на каждом этапе урока.

-Попросить вспомнить название урока и цель урока и проанализировать, достигнута ли цель.


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Запись домашнего задания на следующий урок

-Учить обучающихся понимать пользу выполнения домашнего задания

-Объяснить способ выполнения домашнего задания, спросить, есть ли вопросы

-Создать ситуацию ожидания следующего урока (приём - Верите ли вы, что…)

Домашнее задание.

  1. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий урок 4 РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1940/additional/

2. п.39 упр.205




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!