Организационный момент Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Итог урока Д\з | Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. - Добрый день! Пусть этот день действительно будет добрым для всех и разбудит в каждом лучшие чувства – желание слышать, понимать, помогать и поддерживать друг друга. Сегодня у нас особая миссия! Мы – исследователи. Что мы исследуем на уроках русского языка? -Послушайте стихотворение и определите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. (чтение стихотворения учителем) Слайд1 - Каждый приход весны пробуждает самые разные чувства. А какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»? - Да, действительно, весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, появляются первые новые живые звуки жизни: Какие звуки? - капель, звон ручьев, шелест деревьев, пение птиц, начинается цветение трав, деревьев; Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. - В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои приметы, которые сложились из многолетних наблюдений. - Народная мудрость гласит, что в природе 3 весны. Прочитайте и объясните, почему каждый из месяцев получил в народе такое название. (Работа в парах) Слайд Март – весна света Апрель – весна воды Май – весна цвета - Весенняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов и писателей – словом. Благодаря этим произведениям, мы чувствуем как дорога их сердцам родная природа. Они не только сами видят красоту, но и нас учат нас видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим не замечая. (просмотр слайдов – картины природы слайды )) СИТУАЦИЯ: Весной в школе проводился конкурс литературного творчества «Весна идёт, Весне дорогу!» по нескольким номинациям. Аня и Ваня решили принять участие в номинации: «Лучший текст описание «В окно повеяло весною». Аня призадумалась и стала собирать материал: зарисовки русских писателей и поэтов о весне, иллюстрации, поговорки… А Ваня, не задумываясь, написал текст и представил его Ане: (Чтение с экрана Слайд ) «Дело было весной. Мы с друзьями решили пускать кораблики по ручьям. Кораблики сложили из старых газет. Вышли на улицу. Ручей оказался слишком узкий. Мы с мальчишками взяли лопатки и раскопали ручей пошире. Нам было очень весело». Аня внимательно прослушала текст описание Вани и сказала: «Такой текст не является описанием на тему: «В окно повеяло весною». Ваня удивился и стал возражать, что он описывал именно приход весны. - Ребята, можно ли согласиться с Ваней? Как вы думаете, кому из ребят нужна помощь? Есть ли у вас желание научиться писать текст описание о наступлении весны, чтобы помочь Ване? Какую цель мы поставим сегодня на уроке? Работа с текстом изложения (Приём прогнозирования) (Слайд ) - Прочитайте название текста. Что можно предположить? О чём поведает нам автор в своём произведении? - Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предсказания. (просмотр видеоотрывка Слайд ) 1. Работа над композицией текста. - Какое настроение вызывает у вас услышанное произведение? - Какова главная мысль в тексте? (Весна приходит постепенно) - Как вы считаете: Это текст – рассуждение, описание или повествование?) (Слайд ) Работа по учебнику с 101 №4 -Прочитайте текст. - Определите тему текста. - Сколько частей в тексте? - Кому захотелось запомнить текст? Почему? -Найдите выразительные слова и словосочетания, которые помогают услышать и увидеть красоту весеннего леса: -звонкая барабанная трель; - лучи мартовского солнца; - Пахнет весной; -лесной музыкант; - Для чего автор использует данные словосочетания? - Кто издаёт эти звуки? (дятел) Работа с текстом после чтения (групповая работа) (Слайд ) - Поработаем в группах. Вставив пропущенные слова в предложения, вы узнаете, как именно автор характеризует пробуждение весеннего леса. - Как вы себе представляете весенний лес? Сможете изобразить? Попробуете? Можно ли сказать, что эти звуки весеннего леса мелодичны? - Как по-разному автор называет дятла в рассказе? Почему птиц называют барабанщиками? 1.Вот почти над самой головою послышалась ____________________. 2.Так барабанщики_____________________. 1. С каждым днем_______________________. 2.Чуткое ухо ___________________________. 1.Вот под лучами_______________________. 2.Издалека доносится___________________. 1.Это долбит___________________________. 2.Деревья в лесу________________________. - Найдите предложения, в которых автор говорит о том, что не каждый может услышать эти звуки. - Как вы понимаете выражение чуткое ухо? (Словарь Ожегова: Чуткое ухо - быстро и легко воспринимающее что-нибудь). - Этими словами автор обращает наше внимание на то, что только чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать первые звуки весны. Физминутка (слайд ) - Назовите основные части текста. (Слайд ) - Из скольких пунктов будет состоять план? Почему? III. Работа над текстом (по частям), составление плана на доске, выбор опорных слов. - Прочитайте первую часть текста. - О чём первая часть? - Как озаглавим первую часть? - Запишите заглавие первой части. (Учитель записывает заглавие на доске.) Попробуем вместе выявить опорные слова __________________________________________________________________________________ - Перескажите первую часть близко к тексту. б) – Прочитайте вторую часть текста. - С чего начинается вторая часть? - Озаглавьте вторую часть текста. - Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.) Опорные предложения из второй части текста __________________________________________________________________________________ Перескажите эту часть друг другу. - Прочитайте третью часть текста. - Озаглавьте третью часть. - Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.) Аналогично 4 часть VI. Орфографическая работа. - Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм. Вставить в тексте пропущенные орфограммы Проверка (Слайд ) Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление. Что нового мы узнали на уроке? Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать? Что для этого необходимо? Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Соколов- Микитов, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное. Дома написать изложение о красоте весеннего леса. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами. | Выполняют задание Ответы детей (слова, предложения, тексты). О весне Ответы детей Ответы детей Каких писателей можете назвать. Кто писал о природе? Действительно, основной темой творчества писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова была природа. Восход и заход солнца, лес, ледоход – обо всём этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы. Книги И.С.Соколова – Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире. Научиться составлять текс описание… Ответы детей Ответы детей: повествование, описание, рассуждение. Зависит от речевой задачи. Отвечает на свой вопрос. Состоит из композиционных частей. Текст описание Работа с этимологическим словарём. - Для того, чтобы мы запомнить текст, употребить в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста. Работа со словарем Вступление, основная часть, заключение (концовка). Ответы детей Чтение вслух Ответы детей с опорой на текст Ответы детей с опорой на текст Запись плана изложения в тетради Опорные слова: пересказ Чтение шёпотом Ответы детей с опорой на текст Чтобы не было повторов Запись плана изложения в тетради Работа по карточке «Вставь букву» (Приложение 2) | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |