СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Правописание -ться и тся в глаголах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Начальная школа XXIвек"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Правописание -ться и тся в глаголах»


Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Тип урока

Освоение нового материала

Цель

Совершенствование умения правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах

Задачи

Учить правильно задавать вопросы к глаголам; правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.
 развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей, грамотную речь учащихся, орфографическую зоркость; развивать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.

Планируемые предметные результаты

Обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах

Метапредметные УУД

Познавательные УУДуметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.   Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения   Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.    Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.  

Личностные
результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи, формировать интерес к учению, пользоваться формами само-оценивания и взаимооценивания на уроке

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические, исследовательские

Формы организации

фронтальная, групповая, индивидуальная

Основные понятия

Начальная форма глагола, 3 лицо глагола

Используемые педагогические технологии

технология развития критического мышления, игровая, ИКТ

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные - дополнительные

Н.Ф.Виноградова .Русский язык: 4 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч, Ч.1 / С.В Иванов – М. : Вентана-Граф, 2017. с. 100–102.
М.И.Кузнецова. Пишем грамотно : 4 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В Иванов – М. : Вентана-Граф, 2017. С.37-38 Раздаточный материал: карточки



Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа: вовлечение учащихся в  постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать правила русского языка, то сможем …»



Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.


Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

 Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия.

Для того чтобы продолжить работу , нужно повторить и вспомнить следующий материал:

-Какую часть речи мы изучаем?

-Что называется глаголом?

-Какого вида бывают глаголы ? Какую форму могут иметь? Число? Как определить лицо глагола?

Работа в группах - по карточкам

- Прочитайте текст. Найдите глаголы, определите у них вид , форму, лицо, число.

Апрель.

Наступил апрель. Весело звенит капель. На солнце сверкают лужи. В голубой вышине скоро будет звенеть весёлая песня жаворонка. С юга прилетят дикие утки.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка каллиграфии: пишем буквы: заглавная и строчная буква Тт, словарная работа(с. 148, тпо с.38)

-Догадайся, какие слова пропущены, и впиши их.

работа по подготовке к ВПР: анализ лексического значения слов(работа с толковым словарем с.150): ТЕПЛИЦА- теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания овощей, цветов.(например: На даче мы оборудовали теплицу).ТЕПЛИТЬСЯ –гореть неясным, слабым пламенем.(например, Огонь к костре едва теплился).



Работают в парах, находят глаголы, определяют морфологические признаки, заполняют карточку





-1 человек от группы зачитывает ответы, ответы проверяются










Самопроверка (стр. 102 упр 5)


Умение строить  логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей


III. Выявление места и причины затруднения

Создание проблемной ситуации

Цель этапа : Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия. 

Солнце сади(тся), струи(тся)води(ца.)

Пти(ца)-синица в воду гляди(тся).

Чистой водицы синица напьется-

Славно сегодня звени(тся)-пое(тся)

Задание: Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

-Работаем в паре - делаем взаимопроверу: сравните свои работы. - Задание было одно, а выполнили его по разному ? Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? -Какова тема нашего урока?

-Какую цель поставим перед собой?


-Тся или -ться?







Уч-ся по-разному написали слова с пропущенными буквами, тк ещё не знают, когда пишется тся или ться

Тема: «Правописание глаголов с –тся и ться».

Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические формулирование проблемы

IV. Построение проекта выхода из затруднения


Итак, возникла проблема. Нам необходимо определить, когда пишется ца, а когда -тся, а когда ться и решить проблему.

- Прочитайте слова

- На какой вопрос они отвечают?

- Какой частью речи они являются?

- В какой форме стоят глаголы?

-Какой вывод вы можете сделать?

---Чтобы понять, когда пишется -ться, а когда -тся, определи в какой форме стоят глаголы 1 столбика,

и в какой форме стоят глаголы 2 столбика.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Кусаться, купаться, стараться.

ЧТО ДЕЛАЕТ? Кусается, купается, старается.

ВЫВОД: если глагол употреблен в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? Что сделать?) на конце пишется –ться - улыбаться, смеяться.

Если глагол употреблен в форме 3-го лица единственного или множественногочисла (отвечает на вопросы что делает? Что сделает?) на конце пишется –тся - волнуется, улыбаются.

-Согласны ли вы с таким выводом? Сравним наш вывод с правилом в учебнике. Стр.100-101





1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.

2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся.

Глагол -тся -ться

Поставь вопрос Если

что (с) делать? что делает?

что сделает?,

что делают? ,

что сделают?

н. ф. 3-е лицо, ед. или м.ч

в вопросе есть в вопросе

ь знак нет ь знака, то пиши -ться то пиши -тся

Обсуждение ошибок.Проверка по образцу.


Умение  строить монологическое высказывание

 

Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)


V. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону.

1)Работа по учебнику (упр.1,стр. 101) Прочитайте слова в упражнении. Запишем их на доске и в тетради в три столбика (работа коллективная по цепочке):1)имена существительные, 2)глаголы в начальной форме, 3)глаголы в форме 3-го лица


ФИЗМИНУТКА


Запись на доске в три столбика.

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память.

VI.Вторичное закрепление

  1)Работа по учебнику (упр.3, стр. 101)

-Записывай слова в таком порядке: сначала глагол в начальной форме, потом глагол в форме 3-го лица ед.числа, а потом в форме 3-го лица мн.числа: по образцу: гордиться -гордится, гордятся. (садиться, виться, литься, смеяться, отозваться)

2)Самостоятельная работа (упр.2, стр. 101)

Сделай буквенную запись слов. К словам письменно задавай вопросы. Подчеркивай орфограммы на изученное правило.

(Красна (кто?)девица, любит(чтоделать?)учится…)

3)Дифференцированные задания

с правом на выбор.

1) Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте карточку 1.






2) Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор карточку 2.




3). Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш карточку 3.






Самопроверка по образцу


Самостоятельное выполнение





Карточка №1

– Вставь в пословицы изученную орфограмму

 Друзья(что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно(что делать?) не  учит…ся
За всё (что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

Карточка №2

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

Карточка №3

Подбери глаголы на изученное правило.

Проявлять стремление – ………

  1. Они испытывают  волнение - ……….

  2.  Допускать ошибки -   ………

  3. Он испытывает  радость …                   





Умение работать по образцу.



Умение работать самостоятельно









Развитие навыка самооценивания

Итог урока

Цель этапа : Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты

-Чем сегодня на уроке мы занимались?

-Что нового для себя вы узнали?

- Скажите, решили мы задачи, которые поставили перед собой, чтобы достигнуть цели урока?

-Какое настроение у вас в конце урока?(смайл)

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек. - Дополните предложения: На уроке мне было …Я узналЯ научился … Молодцы!!! Сегодня на уроке отлично работали следующие учащиеся:…. Необходимо быть активнее и внимательнее ….

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Умение логически рассуждать, делать выводы

Умение слушать и понимать речь

 

Домашнее задание

- Домашнее задание:

1) упр. 4 стр. 102 (Спиши текст, перед глаголами записывай вопросы)

2)ТПО стр.37 ( Вставь в слова пропущенные -ться и –тся)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы


Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!