СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Секреты ударной и безударной гласной"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Секреты ударной и безударной гласной"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Секреты ударной и безударной гласной"»

Технологическая карта логопедического занятия «Секреты ударной и безударной гласной» (2 класс)

Ф.И.О

Учителя - логопеда

МаяковаЕлена Владимировна, учитель – логопед 1 квалификационной категории

Группа (класс, логопедическое заключение)

2 класс.

Нарушение формирования навыка письменной речи.

Тема занятия

Секреты ударной и безударной гласной.

Тип занятия

Открытие нового знания.

Используемые технологии.

Деятельностный подход;

Игровые технологии;

Информационно – коммуникационные технологии;

Технология проблемного обучения.

Цель занятия

Формирование умения определять ударную и безударную гласную в словах.

Задачи

Общеобразовательные:

Коррекционно – развивающие:

Воспитательные:

1.Формировать умения определять ударную и безударную гласную в словах посредством выполнения упражнений.

2.Выделить признаки ударных и безударных гласных посредством обобщающего вывода после выполнения каждого упражнения.

3.Продолжать закреплять определять количество слогов в словах.




1.Развивать умение распознавать ударный и безударный слог в словах;

2. Развивать каллиграфические и орфографические навыки;

3.Способстовать обобщению полученных знаний, проводить анализ, сравнение и делать выводы после каждого выполненного задания.

4. Продолжать развивать навыки полного речевого ответа на заданный вопрос;

5.Продолжать развивать навыки самоконтроля при выполнении своих действий;

6. Развитие слухового и зрительного внимания, посредством выполнения заданных инструкций, динамической паузы.

7. Продолжать развивать межполушарное взаимодействие, способствующие активизации мыслительных операций, посредством выполнения упражнение «горка»

8.Продолжать развивать зрительный гнозис, посредством упражнения, «какие буквы ты видишь?»

1. Способствовать овладению необходимых навыков самостоятельной учебной деятельности;

2. Воспитывать аккуратность в оформлении тетрадей.

3. Воспитывать дисциплинированность посредством применения правил поведения.

4. Способствовать созданию положительного интереса к данной теме



Планируемые результаты занятия

Предметные УУД

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

1.Сформировать понятие ударная и безударная гласная;

2.Обучить выделять ударный слог и безударные гласные;

3. Производить работу над словом (постановка ударения, определение ударного слога и обозначение безударных гласных в словах) соотносить слова с заданной схемой слов.

3.расширять словарный запас новыми словами, научными фактами.

4.продолжить работу над орфографической зоркостью и графикой письма.

1.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности к новому учебному материалу;

2.Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.


1.планировать свои действия в соответствии с поставленной темой занятия и условиями ее реализации.

2. продолжать формировать умение давать оценку своей деятельности.


1. Формирование навыков работы с учебной информацией;

2.Делать выводы, обобщать.

3. Формирование умения работать с ИКТ;


1.достаточно полно и точно выражать свои мысли;

2. умение слушать, слышать и вступать в диалог;



Особенности логопедического занятия

Виды деятельности на занятии с учётом:

- логопедического заключения;

-уровня индивидуального развития обучающихся в группе;

- уровня интеллектуального развития обучающихся в группе;

Действия для осуществления деятельности:

-формулирование проблемы с учётом интеллектуального развития обучающихся;

-планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития», «зоны потенциального развития обучающихся».




Словарь занятия

Гималаи –это высочайшие горы мира. Высота гор 8000 метров. Это самые высокие и недоступные горы планеты.

Атла'с – это плотная шёлковая или полушёлковая гладкая ткань.


Средства ИКТ

Компьютер, проектор, Интерактивная доска SMART (программное обеспечение SMART Notebook 11).

Ресурсы занятия

- карточка с горой;

- карточка с заданиями «путь следования»

- ручка, фломастер, карандаш;

- заготовленные наработки для программы SMART;

- звёздочки;

- медальки.


Межпредметные связи.

Русский язык, УМК «Перспектива», «Окружающий мир»

Форма работы

Подгрупповая





Этап логопедического занятия

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность учащихся

I этап.

Организационный

(мотивационный)

- Добрый день, ребята. Прошу вас проверить готовность рабочих мест.

Всё ли у вас есть, ручка, тетрадь?

-посадка детей


Посмотрите внимательно, у вас на партах есть картинка с горой и лист следования.


Как вы, думаете, почему у вас на столе появилась гора?

- Посмотрите и скажите, что там есть?



- что ещё изображено на самой горе?

-что можно представить под данными кружочками?

- Оказывается у вас сегодня не просто так появилась эта гора, мы сегодня все вместе отправимся на соревнование покорять эту великолепную гору, как альпинисты.

Гора, с выделенными выступами— это ваш путь к знаниям и сегодня, каждый сможет посоревноваться между собой.

Мы, так же будем соревноваться между собой, а именно:

- активное участие на уроке;

- оформление тетради;

- аккуратное письмо;

- красивая посадка за партой

- поведение;

Давайте вспомним о наших правилах поведения на занятии.

-Молодцы.

Сегодня за ваше активное участие, мы будем получать звёздочки, данные звёзды заработать легко, только лишь надо потрудиться.

-Вы сейчас озвучили наши правила поведения на занятии и уже смогли заработать первую яркую звезду, но вы её сможете получить лишь в конце занятия, что бы я смогла увидеть на сколько, вы умеете применять свои знания поведения на занятии.


Проверка рабочих мест



Садятся за свои рабочие места.


-Работа с раздаточным материалом.

-мнение детей


- гора, лес, снег, деревья

- кружочки.

-выступы, наш путь.
















- дети перечисляют.















II.Актуализация знаний.


1.Анализ букв и вывод о буквах.





2. Запись гласных букв о-а

-минутка чистописания





3.Поиск букв каллиграфическим начертанием.


4.Оценка своей деятельности на горе знаний.

- Ну что ж, отправляемся по нашей горе вверх к вершине, для этого ваши глазки смотрят на доску.

Какие буквы, здесь спрятались?

- на какие две группы можно разделить эти буквы?

-что общего в написании гласных о и а?

- что общего в написании и, ш, м, л

- прекрасно

- ваши рассуждения нам необходимо записать в тетрадь, для этого сели красиво, осанка прямая, между партой и вами, проходит кулачок, открываем тетрадочки, кладём под наклоном записываем число 22 декабря

Как запишите, авторучки поднимаете вверх, что бы было понятно, что готовы и можем следовать дальше.

После даты найдите ниже рабочую строку, запишите строчные буквы а, о, - соблюдая все элементы, графику начертания – помните- данная номинация так же участвует в соревновании, и за неё так же мы получаем звёзды.

- найдите в своей строке самые красивые написанные буквы.

- получают звёзды.


- У кого получилось красиво, написать гласные буквы о - а в тетрадочке, соблюдая каждый элемент начертания можете на своей горе, отметить +, я смог поднять и завоевать собственный успех, Я КРАСИВО НАПИСАЛ.

-у кого требуется доработка письма, надо ещё поработать, потренироваться в написании данных гласных восклицательный знак.




- а, о, е, и, л, м, ш.


- гласные и согласные.

- анализ


- анализ



- пишут







- находят, обводят, делятся




- Отмечают свой результат

III. Открытие нового знания



1.Беседа с детьми с опорой на имеющиеся знания. Выход на логопедическую тему занятия.

























2. Постановка логопедической темы занятия



3. Анализ своей деятельности




- Пока писали, на доске появились СЛОГИ

- как вы думаете, что из данных слогов можно составить?

- Составляем

- какое получилось слово?


А что такое Гималаи?

— это высочайшие горы мира они достигают 8000 метров. Это самые высокие и недоступные горы планеты.

- Пока узнавали познавательный секрет о Гималаях, к нам вышел?

Зачем он вышел?

- что он хочет нам сказать?

- Действительно, мы слово собрали, но не провели работу над словом, ударение не поставили, а оно важно.

Ставим ударение.

Позовём, это слово.

Гималааааи.

-куда упало ударение?


-дети какой слог ла стал?

- а остальные гласные имеют ударение?

- они какие?

Под безударными гласными будем ставить точку.

- А теперь, ещё раз посмотрим внимательно – секрет названия узнали. (СЕКРЕТ), УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ОПРЕДЕЛИЛИ.

- появились ваши слова, которые вы сказали, секрет, ударная, безударная, гласная.

- Дети что из данных слов можно составить?


- составляем.

- Секреты ударных и безударных гласных.

— Значит мы, соревнуемся и покоряем гору Гималаи и станем познавать о Секретах ударных и безударных гласных.

- Супер.

- Если вы в данном задании смогли участвовать активно, ответить на все вопросы, то можете плюс поставить на нашем пути следования в гору, если были сложности и смогли только благодаря поддержке одноклассников, то ставим на вашей горе галочку.

Детки мы забрались только на 1/3 часть горы, что б следовать и познавать дальше – разомнёмся.


-слово


- Гималаи


- предположение детей




-дядюшка ударение


- мнение детей, мы в слове не поставили ударение






- ударение упало на 3 слог ла.


-ударным


- безударные







- из данных слов можно составить предложение.







- работа с горой, отмечают свою активную деятельность на данном промежутке занятия

IV.Этап первичного закрепления и выделение секретов ударной и безударной гласной

1.Упражнение на сравнение распределение.




А) выделение 1 секрета о ударении

Положите к себе наш путь следования.







Найдите 1 упр.


Смотрим на карточку путь следования– у вас даны слова слева, а картинки справа, поставьте ударение и соедините линией. (Даю минутку.)

- разбираем


Что интересного заметили?


— Значит, какой мы выделим секрет?

- Ударение помогает различить смысл слова.

- верно, правильно заметили, тем самым вы выделили

-замечательно чем дальше мы поднимаемся в гору, тем знания наши прибавляются, если вы считаете, что ударение помогает различить смысл слова и можете данный секрет применить, то ставим плюс, если нет галочку, это будет вам знак, что надо доработать и попросить помощи что б ещё раз объяснили.


-Прочитает упражнение Евгения.

Соедини слова и картинки. Обозначь ударение в словах


- выполняют



- слова пишутся одинаково, а ударение ставим по-разному.

ударение помогает понять слово, различить смысл слова.




- отмечаем

Физическая минутка. На внимание.

2. Упражнение. Реши примеры – получи слова.

Б) выделение 4 секретов о ударной и безударной гласной









В) проблемная ситуация безударная гласная.








Г) выделение секретов



В вашем пути следования есть примеры, слоговые и буквенные примеры, решив их, вы сможете получить слова, полученные слова записываем в тетрадь.

Медок, страна, трава, часы.

Ведём работу над словом.

-что значит ведём работу над словом

Анализ

-Что мы можем сказать?

- в словах есть ударение?

- сколько ударений в словах?

— Значит в словах может быть только одно ударение.

-Тем самым мы получили ещё один секрет.

- В слове может быть только одна ударная гласная.

- А сколько может быть безударных гласных?

-молодцы, тем самым вы ещё выделили секрет.

- появление секрета на доске.

У нас в словах стоит ударение, хорошо ли мы слышим в словах ударный слог?

- а хорошо ли мы слышим безударную гласную?

- сможем ли мы безударную превратить ударную?

-Данный секрет очень большой, и ваши мнения мы обязательно узнаем на следующем занятии на сколько вы были близки к ответу, на следующем занятии мы узнаем правы были или нет, нужно ли подбирать слова.

-Поэтому прошу вас, на нашей горе на пути следования к вершине поставьте плюсик и восклицательный знак, это буде говорить о том, что у нас ещё есть один путь в достижении вершины и секрет как же проверять безударную гласную.

Тем самым мы ещё выделили с вами секреты, какие?





- решают и записывают слова


- ставим ударение, делим на слоги, и если есть бомбочки разминируем их.


- мнение детей

-да

- одна




- в слове может быть 2 и более безударны гласных.





- предположение детей





- отмечают





- ударная гласная не требует проверки

- безударная гласная требует проверку.

Кинезиологическое упражнение «Гора»

V.Этап включения в систему знаний и повторений


- Работа с интерактивной доской используя программу Smart





- оценка своей деятельности

Взбираясь по горе, нам предлагают поиграть на интерактивной доске применяя наши знания.

- что вам, дано?

-схемы чего?

- что уже есть в словах?

-что ещё есть в схемах?

-сколько слогов в 1 схеме?

-куда падает ударение?

- (остальные схемы анализируем по аналогии)

- как нужно рассуждать:

выбираю слово собака – в слове собака – 3 слога, ударение падает на 2 слог, 1 и 3 слог безударные, следовательно, это слово подходит к первой схеме.

Если у вас, получилось удачно поработать со словом, и определить слово к нужной схеме, поставьте плюсик на своей горе, если было трудно определить ударение, количество слогов и определить заданную схему то ставим восклицательный знак




- схемы, слова

- схемы слов

- ударение

- слоги

- 3 слога

- ударение падает на 1 слог.





- каждый индивидуально работает у доски объясняя своё распределение слов.


VI.Рефлексия












-Закрепление выделенных секретов

Дети, посмотрите на свою гору, на наш путь следования.

- поднимите детки руки те, у кого на этой горе все плюсики?

А почему?



- поднимите руки те, у кого есть восклицательные знаки, и кто хотел бы ещё остановиться и потренироваться в определении ударной и безударной гласной?

- поднимите руки те, кому было за занятие понятны секреты о ударных и безударных гласных.

- сейчас хором, глядя на доску, повторим 5 наших секретов.

- Хоровое чтение





- (ученики) у нас не все.

- потому что мы, должны будем узнать ещё один секрет и 2 способ пути следования для достижения горы.


VII. Итог занятия

А теперь, посчитайте сколько у вас звёздочек.

- я, вам, даю ещё одну звезду, которую вы, заработали в самом в начале пути следования, за поведение.

-Наши звёзды мы обменяем на золотые медали, потому что мы достигли вершину и познали секреты ударной и безударной гласной.

- раздаю

- А теперь все рабочие материалы, положите в тетрадочку, ручку и карандаш в пенал, и уберите всё в рюкзак.

Ребята, наше занятие завершилось, благодарю всех за активное участие на занятии.

- считают




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!