Учебник - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс. – М.: Издательский дом «Просвещение», 2018
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).Орг. момент Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром! И для поддержания хорошего настроения я предлагаю начать наш урок с игры «Кто больше». Ваша задача - назвать слова, которые передают ваше состояние, настроение сейчас. Давайте я начну, а вы мне поможете: мне с вами ИНТЕРЕСНО (немного ВОЛНИТЕЛЬНО, ТЕПЛО, УЮТНО, РАДОСТНО, СВЕТЛО, ХОРОШО, ЛЮБОПЫТНО). Молодцы, ребята! Посмотрите на улицу. Как там? (Светло, тепло, тихо, морозно, солнечно…) - А что все эти слова обозначают? Знаете, ребята, мы стоим с вами на пороге открытия, оказывается, в русском языке есть часть речи, которая так и называется – категория состояния! Дома к сегодняшнему уроку вы должны были самостоятельно изучить новую для вас часть речи, и сейчас я вам предлагаю поделиться полученными знаниями. Но сначала мы должны определить цели нашего урока. 3. Определение темы и целей урока (слайд 2) - Если это часть речи новая для вас, то какие цели мы сегодня на уроке должны перед собой поставить? (изучение категории состояния как части речи и первичное закрепление знаний о словах категории состояния). Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока | Отвечают на проблемный вопрос. Ответы учащихся: уточняются важные детали, настроение, отношение, состояние учащихся в начале урока. Они передают состояние человека и природы! Учащиеся сформулировали цель и тему урока. | Актуализация знаний о категории состояния | Мотивация учебной деятельности учащихся. Познавательные УУД: осмысленно решать задачу по предмету. Познавательные УУД Коммуникативные УУД (умение отвечать на вопросы) Регулятивные УУД: Определение темы урока, постановка цели урока, плана действий. (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) 1.Познавательные УУД 2.Коммуникативные УУД (создаю ситуацию для обсуждения, строить монологическую речь) |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цели: актуализировать прежние знания, навыки и умения, связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке Построение проекта выхода из затруднения Цель: устранить возникшее затруднение | Учитель: А теперь поделитесь полученными дома знаниями с классом. Я прошу от каждого ряда выбрать одного выступающего. 1.Составление опорной схемы (на доске + записи в тетрадях). (слайд 3) Слова категории состояния: Это неизменяемая часть речи Обозначает состояние человека, природы, оценку действия Отвечают на вопросы как? каково? Не зависит от других слов Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении 2.Работа с учебником. - Давайте сравним ваши ответы с определением учебника: п.45, стр. 128 (правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с записями) Учитель: остались ли у вас вопросы после самостоятельного изучения новой темы? Понравилась ли вам такая нестандартная подготовка к уроку? А раз у вас остались вопросы, то отвечать на них мы будем вместе. 3.Проблемная ситуация (предложения на слайде 4) Её лицо было грустно. Она смотрела грустно. Ей было грустно. - Докажите, что в одном из этих предложений есть СКС. Можете посовещаться. Наша задача: разобраться, исследовать выделенное слово с точки зрения соотнесённости его к части речи. - К какой же части речи относится третье слово? (Это не наречие и не краткое прилагательное). - Молодцы! Вы правы в том, что третье слово – это категория состояния и смогли это доказать. | Учащиеся рассказывают о словах категории состояния. По ходу ответа другие учащиеся добавляют, поясняют, приводят примеры. Вспоминают, по каким признакам определяются части речи? (задают вопрос и определяют значение, затем определяют морфологические признаки и, наконец, – роль в предложении). Ответы: 1.В 1-ом предложении - краткое прилагательное, т.к. отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении является сказуемым, относится к местоимению (или сущест-му) 2.Наречие, т.к. отвечает на вопрос как? в предложении является обстоятельством, относится к глаголу Это СКС. Отвечает на вопрос каково? Обозначает состояние человека, не зависит от других слов, в предложении является сказуемым без подлежащего, не изменяется. | Умение отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных | Познавательные УУД структурирование знаний. Коммуникативные УУД: Умение отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание Познавательные УУД Коммуникативные УУД (умение отвечать на вопросы, убеждать других в своей правоте.) Регулятивные УУД: Действовать по выбранному плану, находить рациональные способы работы Личностные:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Включение в систему знаний Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного на практике | -Давайте приступим к реализации наших целей. Работа в парах Определите части речи у выделенных слов. Прокомментируйте Ваше мнение. Вам нужно записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить части речи слов, входящих в грамматическую основу (учитель диктует предложения). (слайд 5) Девушка красиво танцевала. Дерево весной красиво. Вокруг так красиво!. Проверка: заслушиваются ответы от трех пар разных рядов. Ответы - слайд 6 | Ответы трёх пар учащихся: Девушка красиво танцевала. (Обстоятельство, выраженное наречием) Дерево весной красиво. (Именная часть составного именного сказуемого, выраженная кратким прилагательным) Вокруг так красиво! (Сказуемое в безличном предложении, выраженное словом категории состояния) | Умение отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных | Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи Познавательные УУД: умение работать с информацией Регулятивные УУД: саморегуляция |
Физкультминутка | Учитель. Мы завершили знакомство с новой темой. Прежде чем закрепить ее, отдохнем минутку во время физкультминутки. Творчество Марины Цветаевой нам поможет. О, люди - встаньте! Под глубокий вздох Вы руки к небу поднимите. Глазами тучу поищите. Себе под ноги посмотрите. Кругом просторы оглядите. Руками пепел разотрите. Дав отдохнуть своим силам от споров, Снова вернемся к разговору. (Класс садится) | Выполняют физкультминутку | | |
Самостоятельная работа Цель: самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, самопроверка учащимися своих ответов по эталону | Самостоятельная работа учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова а) Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» б) Беседа - Кто автор этих строк? (М.Ю.Лермонтов) - Задание: найдите в данном тексте слова категории состояния. Докажите. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит: Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть. Я б хотел свободы и покоя. Я б хотел забыться и заснуть. Самопроверка по слайду 7 Комментарий учителя: - Итак, ребята, внимание. Слова категории состояния отличаются от наречия тем, что, во-первых, употребляются только в безличном предложении (в предложении без подлежащего); во-вторых, выступают в роли сказуемого, тогда как наречие обычно является обстоятельством. | Учащиеся выписывают предложения, в которых слова категории обозначают состояние природы и душевное состояние человека, подчеркивают грамматические основы, отвечают, доказывая свою правоту. | Умение находить слова категории состояния в предложениях | Познавательные УУД: умение выбирать эффективные способы решения задач Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи |
Подведение итогов деятельности, Рефлексия Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка результатов своей деятельности | Наш урок подходит к концу. - Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи. 1.Совершили ли вы сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие? 2.Что узнали? 3. Чему научились? | Отвечают на вопросы | | Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи |
слайд 8 - сегодня на уроке я узнал… - у меня получилось (что?)… - меня удивило… - мне захотелось… Я выполнял задания (как?)… -Что мы делали сегодня на уроке? - Зачем мы это делали? -Какие приемы мы использовали для отработки этого навыка? -Выполнили мы цель, поставленную на уроке. -Над чем Вам нужно поработать дома? - Для реализации этой цели выполните следующее домашнее задание (на выбор): Упр. 317, стр.130 Сочинить небольшую лингвистическую сказку о словах категории состояния. Слайд 9 -И перед завершением урока предлагаю поделиться мнением о том, каким этот урок был для Вас. Выразите свои впечатления словом категории состояния. Например, мне было на уроке приятно. -Спасибо за урок. | Продолжают предложения, представленные на слайде. - Работали над закреплением навыка определения и употребления слов категории состояния. | Умение анализировать, планировать работу на дом | Познавательные УУД: Умение делать выводы. Коммуникативные УУД: умение строить своё высказывание Коммуникативные УУД (умение признавать свои ошибки) Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха (неуспеха), понимание того, что нужно ещё совершенствовать свои знания. |