СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Стебель. Внешнее и внутреннее строение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Технологическая   карта позволит быстро подготовиться к проведению урока по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Стебель. Внешнее и внутреннее строение"»

Технологическая карта урока

Выполнила: Кондратьева Е.Н.,
учитель биологии МБОУ-Шатиловского лицея Новодеревеньковского района

Предмет: биология
Класс: 6
Тема урока:
Стебель. Внешнее и внутреннее строение

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, таблица “Строение стебля”, интерактивное пособие к учебнику, подборка загадок и стихотворений о стебле, поперечные спилы 5-10 годичных веток деревьев, лупы.

Основные понятия: кора (пробка, луб), ситовидные трубки, камбий, годичные кольца, сердцевина, древесина, сосуды, трахеиды.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

научатся

Предметные

Получат возможность научиться

Метапредметные

Личностные

-смогут дать определение органу растения - стебель;

-сформируют представление о внешнем и внутреннем строении стебля и взаимосвязи строения стебля с выполняемыми функциями;

-научатся определять возраст деревьев.


-наблюдать и описывать стебли растений по положению в пространстве

-объяснять причины разной толщины годичных колец

Регулятивные УУД:

-примут участие в планировании

собственной деятельности на уроке;

-сумеют оценить других и дать самооценку своим действиям.

Познавательные УУД:

-научаться находить информацию в тексте;

-научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

-сформулируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

-осуществят совместную познавательную деятельность в группе

-сумеют участвовать в диалоге;

-сумеют слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении проблемы.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент (1 мин)

Проверка готовности учащихся к уроку, создание позитивного настроя к совместной деятельности на уроке.


3 этап. Актуализация знаний(3 мин)

Один – в земле копается, 
Другой – в свету купается; 
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.

2) О каких друзьях идет речь в этой загадке? (Корни и листья)

Предлагает выполнить тест из методических рекомендаций к учебнику по вариантам, проверить по ключу


- вспоминают нужную информацию, делают обобщения;





Выполняют тест

2 этап. Мотивация (3-4 мин)

Словно основание природы,
Прочность комля в дереве я чту –
Он осуществляет переходы
Кроны в корни, света в темноту
Ю.Линник “Земля”

Так какой же орган растения помогает дружить корню и листьям, поддерживает их взаимосвязь? (Стебель)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Общий вывод. Мы будем говорить о стебле, его внешнем и внутреннем строении

Тема урока - запись на доске: « Стебель. Внешнее и внутреннее строение».


-пытаются решить проблему, предлагают варианты





- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть





Делают вывод

Записывают тему урока

4 этап.

Целеполагание

и планирование

(4-6мин)

Цель урока: учащиеся смогут рассказать о внешнем и внутреннем строении стебля. Раскрыть взаимосвязи между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями

План урока:

1.Внешнее строение стебля и его функции

2.Внутреннее строение стебля

3.Годичные кольца


участвуют в планировании

деятельности на уроке, в постановке целей.

5 этап. «Открытие» нового знания

(13 мин)


-Определение стебля как осевой части побега

-Стебли растений по-разному выносят листья к свету. У секвойи, тополя стебли прямостоячие. Стебли некоторых растений не поднимаются вверх без опоры на другие растения. Для этого они имеют специальные приспособления. Часто их за это называют акробатами. Если растение не находит опоры, то оно стелется по земле.

1). Какие растения-акробаты вам известны?

(К растениям – акробатам относятся: хмель, вьюнок).

Перепутана вся нива, 
В ней и вдоль и поперек 
Вьется, стелется лениво
Бледно-розовый вьюнок. 
(Н. Холодковский)  

2) Какие приспособления имеются у растений - акробатов, чтобы подниматься вверх?

(Стебли некоторых растений семейства бобовых цепляются с помощью видоизмененных листовых пластинок – усиков.)

Усатый мужичок 
Зацепился за сучок – 
На усах повис,
Не падает вниз.

(Стебли хмеля, декоративной фасоли вьются вокруг опоры. Плющ ползет по стене с помощью придаточных корней ).

Вверх по стене крутой, 
По бетонке литой, 
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

Растения с вьющимися и цепляющимися стеблями иначе называются лианами. Необычайно разнообразные и мощные лианы растут в дебрях влажных тропических лесов, их называют еще растениями – душителями.

Предлагает учащимся с помощью учебника и интерактивного пособия разделить все растения на группы по положению стебля в пространстве: прямостоячие, ползучие, приподнимающиеся и лианы(вьющиеся и цепляющиеся) и записать в тетрадь с примером

- Как вы думаете, какие функции выполняет стебель? (транспортная, запасающая, защитная, опорная)







-Давайте внимательно посмотрим слайды интерактивного пособия по внутреннему строению древесного стебля, текст учебника , зарисуем в тетради поперечный спил древесного стебля и подпишем каждый слой, выполним задание 1 стр.33 в рабочей тетради, подумаем, какой же тканью образован каждый внутренний слой стебля в связи с выполняемыми функциями.

У нас с вами у всех есть документ, в котором указан возраст. У меня -паспорт, у вас- свидетельство о рождении. Давайте мы подумает, а где же «паспорт» у дерева? (годичные кольца)

-Найдите в учебнике ответ на вопросы: что такое годичные кольца? Чем определяется толщина годичных колец?

Давайте подумаем, какое же значение имеет древесина в нашей жизни?





- работают с интерактивным пособием и текстом учебника, записывают в тетради каждую группу растений по положению стебля в пространстве и приводят пример (прямостоячие, ползучие, приподнимающиеся и лианы (вьющиеся и цепляющиеся))

-вступают в беседу













отвечают на вопросы

































-записывают результаты в тетрадь





-работают в парах

- фиксируют в тетради свое «открытие».

-оценивают правильность своих решений.



-смотрят слайды интерактивного пособия к учебнику

-находят информацию в тексте

-выполняют задание в группах и обмениваются информацией - делают рисунок в тетради с подписями



-находят решение проблемы





-находят ответ в учебнике

-смотрят слайды интерактивного пособия к учебнику

-высказывают своё мнение

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

(13 мин)

Соревнование любознательных (физминутка).

Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, тихонько топаете.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Лазающий стебель имеет ель.

- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.

-Заполните таблицу по внутреннему строению стебля ( приложение №1)



-Вставьте пропущенные слова в текст. Используйте учебник стр. 90.Время выполнения на это задание 2 минуты. Ответы сверьте с ключом.

-Выполнить задание №4 в рабочей тетради

-Так в какой же части дерева спрятан паспорт?

Возьмите спилы и выполните задание:

1. Найти годичные кольца и определить возраст спила ветки.

2. Сделайте вывод, в каких условиях росло данное дерево?


Выполняют задания для физкультминутки, повторяя изученный материал























-отрабатывают понятия, заполняя таблицу



-выполняют задание



-выполняют задание

-самопроверка



Повторяют материал по годичным кольцам



-работа со спилами

7 этап. Рефлексия и оценивание

(3 мин)


Какова была цель урока?

Достигли мы цели?

Продолжите предложения:

1.Сегодня я узнал…

2.Я научился…

3.Теперь я могу…



- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.

Наш урок подошел к концу.

И ваше настроение после урока… (незабудки и колокольчики).  (Если урок вам понравился, возьмите себе на память цветы-незабудки. Если в чем-то испытали неуверенность – возьмите колокольчики.)

 - Корректирует и комментирует отметки при необходимости


-сравнивают цель и результаты;



-делают выводы









Улыбаются и аплодируют











Выбирают цветы, характеризующие настроение



оценивают свою работу


8 этап. Домашнее задание (2мин)

Инвариантная часть : п.23,в.1-7,з-е 1

Вариативная часть: составить кроссворд по изученной теме и вопросы в разделе «Подумайте»
















































Приложение 1.

-Древесина, возникшая благодаря работе камбия в течение одного вегетационного периода, образует годичное кольцо. Годичное кольцо – это прирост древесины за год. Во внутренней зоне этого кольца, ближе к сердцевине, сосуды более крупные и их больше. Эту древесину называют ранней. В наружной зоне кольца, ближе к коре, клетки более мелкие и более толстостенные. Это поздняя древесина. Толщина годичных колец определяется и теми условиями, в которых растёт растение. Дерево, выросшее на влажных почвах, имеет широкие кольца, а выросшее на сухих почвах – узкие. Одно и то же годичное кольцо может быть шире с одной стороны и уже с другой. Это зависит от ряда причин: ориентировки дерева к сторонам света, наклона ствола, наличия или отсутствия рядом растущих деревьев, а также от формы кроны. Встречается, что на одном и том же растении толщина годичных колец неодинакова: узкие и широкие кольца. Первые образовались в менее благоприятные по климатическим условиям годы, вторые – в более благоприятные. По числу годичных колец можно определить возраст спиленного дерева.



Приложение 2.

Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых.

Защитная, газообмен


Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток.

Транспортная, запасающая


Камбий

Образовательная

Узкие длинные клетки с тонкими оболочками

Рост стебля в толщину

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками

Транспортная, опорная


Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасающая




Приложение 3

На стебле располагаются почки, ___________________, а также цветки и ______________________. Для всех этих органов стебель является _________________________. Значит, стебель выполняет _________________ функцию. Органические вещества образуются в ______________________в процессе ______________________, поступают ко _________________________________________ через ___________________. Вода и _______________________________ всасываются из почвы . И через __________________ поступают ко всем ________________________. Значит, стебель выполняет ________________________ функцию. Молодые стебли травянистых растений ____________________ цвета, так как в их клетках имеются _____________________________, а значит в них происходит процесс _____________________________. Поэтому стебель выполняет _______________________________________функцию. В тканях стебля откладываются _______________________________________________.

Значит стебель выполняет и _____________________________ функцию.





Приложение 4

Какое значение для человека имеют стебли растений?

Стебли древесных растений дают ценнейший строительный материал, древесину, важнейшее сырье для химической промышленности. Древесина различных видов деревьев отличается цветом, рисунком, твердостью и плотностью. Твердая и тяжелая древесина у самшита, груши, у так называемого железного дерева, которое тонет в воде, у тропического дерева бакаут. Самая легкая, внешне чем-то напоминающая пенопласт, древесина у бальсового дерева. Именно из нее был изготовлен плот Кон-Тики известного путешественника Тура Хейердала.

Кора пробкового дерева идет на изготовление спасательных поясов, кругов, ценится как изоляционный материал. Из толстых стеблей бамбука изготавливают всевозможную посуду, из тонких его стеблей – трости, палки, удочки (слайды).

Различные породы деревьев поражают нас богатством цветов и рисунков (текстуры) своей древесины. Наглядный пример этому – прекрасные коллекции паркетных полов русских дворцов (слайды о паркетных полах дворцов Петергофа, Останкино)

Человек издавна использовал древесину в строительстве жилищ, соборов, храмов. Шедевром русского деревянного зодчества является двадцатидвуглавая Преображенская церковь в Кижах на Онежском озере. Смотришь на это творение рук человечества и диву даешься. Каждый купол церкви покрыт множеством разных осиновых дощечек, называемых лемехом (слайды из набора “Деревянная сказка”)

Кроме строительства зданий и сооружений, древесина используется в производстве мебели, шпал для железных дорог, при изготовлении телеграфных столбов и др. Древесина также представляет собой важное сырье для химической промышленности.

Искусственный шелк из древесины.

Лыко липы

Живица, получаемая при подсечке деревьев (сосны, ели), содержит эфирное масло (скипидар) и твердую смолу (канифоль). Они широко применяются в производстве лаков, пластмасс, в медицинской промышленности.

Естественный каучук, добываемый в основном из гевеи, несмотря на широкое использование синтетического, не утратил сегодня своего значения и производится в тропических странах.

Соки, смолы, вытекающие из пораненных стволов деревьев, используются человеком не только в технических целях, но и в пищу.

Береза может выделять за срок подсечки (коней апреля, начало мая) более 100 л сока без особого для себя вреда.

В Америке широко используется сок сахарного клена. Из пораненного ствола тропической сахарной пальмы течет сок, содержащий 5-6% сахара. Из каждого надреза вытекает в сутки 5-7 л пасоки. Жители тропиков делают из него национальный напиток – тодди.

В тропических странах есть растения, которые в шутку называют дерево – корова. При подсечке его вытекает жидкость, по своим вкусовым качествам, внешнему виду и питательным свойствам напоминающая коровье молоко.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!