.Технологическая карта урока по ФГОС второго поколения.
Предмет: Технология.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Класс: 5
Урок № 17. Конструирование швейных изделий.
Цели урока: формирование основных понятий о чертеже, выкройке швейного изделия и способах их получения; ознакомление школьников с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления выкроек.
Ожидаемые учебные результаты
Общее представление о рациональной организации рабочего места при чертёжных работах и соблюдении правил безопасного труда, о построении чертежа швейного изделия с помощью чертёжных инструментов в натуральную величину, приёме копирования готовой выкройки.
Приобретение опыта снятия мерок с фигуры человека.
Длительность урока: 2 академических часа.
Место проведения урока: школьные учебные мастерские, кабинет технологии швейных изделий.
Оснащение урока: сантиметровая лента, миллиметровка для выполнения чертежа в натуральную величину, чертёжные инструменты и приспособления; видеоматериалы; ЭОР и информационно-технологические материалы; учебник Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, О.В. Яковенко 5 класс (единый учебник, содержащий два направления «Технология ведения дома» и «Индустриальные технологии») (§ 18), рабочая тетрадь; ПК.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником.
Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные (см. Приложение 1).
Формируемые УУД |
личностные |
- повышение мотивации, познавательного интереса при изучении основных понятий о чертеже, выкройке швейного изделия и способах их получения; ознакомление школьников с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления выкроек. - проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, демонстрируют ответственное отношение к учению, владеют элементами организации умственного и физического труда. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Вводная часть. Изучение нового материала. Конструирование швейных изделий. Постановка цели и задачи урока: формирование основных понятий о чертеже, выкройке швейного изделия. | Раздача инструкционных карт, организация работы в группах по правилам снятия мерок. Организует беседу о процессе определения размеров швейного изделия с использованием раздаточного материала. Организует взаимопроверку. Подводит итог беседы. | Извлекают информацию из прослушанного объяснения. Называют:- Что такое шаблон? Для чего он нужен? -Из чего изготовляют шаблоны? | Самостоятельный поиск и выделение необходимой учебно-познавательной информации, определение основной и второстепенной информации. -Структурирование знаний о расположение конструктивных линий фигуры. осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, взаимооценивание ответов, выводов о учебной задачи, чертежных инструментах, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. | Слушают собесед- ника, корректируют ответы, принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Контролируют правильность работы | Целеполагание как постановка учебной задачи: определения значения, уметь слушать согласно цели урока, уметь уточнять, дополнять, находить информационный материал |
II Основная часть | Создание: | Знать: | Умение: | Умение: | Уметь: | Закрепить: | Уметь: |
Усвоение новых знаний и способов действий. Практическая работа № 13 «Снятие мерок и изготовление выкроек» | Сообщение теоретических сведений о приемах построения чертежей, выкроек, снятия мерок; | Делать умозаключения и выводы в словесной форме. | Осуществлять поиск решения поставленных задач, осознанно рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации. | Слышать, слушать и понимать партнера; планируют и согласованно осуществляют совместную деятельность, правильно выражают свои мысли. | Рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Выполнение взаимоконтроля. В сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Анализировать информацию прогнозирование, коррекция, оценка. |
III Заключительная часть | Делаем вывод о общих правилах снятия мерок для построения швейного изделия. | Должны соблюдать правила техники безопасности при работе в мастерской. | Должны уметь снимать мерки с фигуры человека, записывать их; | Должны уметь выполнять чертеж швейного изделия 1:4, в натуральную величину. | Учебное сотрудничество | Закрепить умения вносить соответствующие коррективы | Оценивают совместно с одноклассниками результат своих действий. |
Ход урока
Актуализация
В целях актуализации полученных в начальной школе знаний предлагаю детям ответить на следующие вопросы.
-Что такое шаблон? Для чего он нужен?
-Из чего изготовляют шаблоны?
-Какое изделие из ткани вы вырезали по шаблону?
Введение нового материала по теме «Конструирование швейных изделий»
Объясняю обучающимся, что в 5 классе они научатся строить более сложные шаблоны: это чертежи одежды, сначала простые, в виде прямоугольника, а в старших классах — более сложные. Чертёж затем можно вырезать, получая выкройки, и моделировать, придумывая различные модели на основе этой выкройки.
Для этих занятий понадобятся инструменты и приспособления, которые обучающимся уже частично знакомы. Можно продемонстрировать их, спрашивая, для чего нужен инструмент (линейка, карандаш, ножницы для бумаги). Незнакомые инструменты демонстрирую, сопровождая комментарием. Например, что сантиметровая лента предназначена для измерения участков фигуры человека. Портновские ножницы предназначены только для разрезания ткани, ими нельзя резать бумагу, иначе они быстро затупятся. Обращаю особое внимание детей на то, что к инструментам нужно бережно относиться, хранить их в определённом месте. Портновский мел можно заменить обмылком качественного мыла (для тёмных тканей) или мягким простым карандашом (для светлых тканей). Учитель для изложения этого материала может пользоваться рис. 79 из учебника или демонстрирую инструменты и приспособления из своей рабочей коробки.
Объясняю школьникам, что пошив одежды начинается со снятия мерок, а для этого нужно знать расположение конструктивных линий фигуры. Рассмотрите рис. 80 в учебнике. Рассказываю обучающимся правила снятия мерок.
Чертежи фартука и юбки с кулиской имеют прямоугольную форму. Чтобы научить построению таких чертежей, можно взять для примера чертёж фартука или юбки и объяснить, что построение проводят по одному алгоритму. При объяснении этого материала я пользуюсь чертежами в натуральную величину в виде таблиц или показываю слайды электронной презентации.
Даю обучающимся пошаговые инструкции по построению чертежа изделия прямоугольной формы с демонстрацией приёмов на доске. Объясняю ученикам, что чертёж симметричного изделия принято делать в половинном размере.
Вначале нужно в верхнем левом углу большого листа миллиметровой бумаги отметить точку и провести от неё лучи вправо и вниз. Далее рассчитать длину отрезков по формулам, приведённым в учебнике:
Об: 4 + 10 см (ширина фартука);
От: 2 + 30 см (длина пояса-завязки).
(Для расчёта можно использовать нижний правый угол листа. Рекомендую записывать расчётные формулы простым карандашом.)
Затем отложить полученные величины на лучах вправо и вниз и на этих отрезках построить прямоугольник и т. д.
Объясняю школьникам значение понятия «кулиска», а также зависимость ширины кулиски от ширины пояса-завязки (ширина кулиски на чертеже — 3 см, но она будет немного меньше за счёт строчки, ширина пояса-завязки в готовом виде — 2,5 см). В кулиску юбки, шорт, бермудов обычно вставляют несколько рядов резинок, поэтому общую ширину кулиски 3 см с помощью строчки делят на две по 1,5 см и затем в них вдевают резинки шириной 1 см. Объясняю значение понятия «цельнокроеная обтачка», её назначение и правила построения.
Рассказываю о подготовке выкройки к раскрою, демонстрирую чертёж фартука (юбки) и выкройку фартука (юбки) в виде отдельных вырезанных деталей, на которых указаны их названия и количество деталей, обозначены нужные линии, стрелкой отмечено направление долевой нити и указаны в миллиметрах припуски на швы и подгибку. Обращаю внимание, что около стороны, которая является линией симметрии, пишут слова «Линия середины. Сгиб ткани». Затем, при раскрое, ткань складывают вдвое, а выкройку прикладывают этой стороной к сгибу.
Знакомлю учеников с возможностью использовать в работе готовые выкройки, если они имеют более сложную конфигурацию и их трудно построить самостоятельно. Такие выкройки, например шорт или бермудов, выполненные на больших листах бумаги, могут иметься в методической копилке учителя. Ученики выбирают подходящую по размеру готовую выкройку, копируют её на лист кальки, вырезают и используют для раскроя.
3. Первичное закрепление знаний и обратная связь
Осуществляются в процессе выполнения практической работы № 13 «Снятие мерок и изготовление выкроек» в учебнике.
Перед проведением практической работы демонстрирую приёмы снятия мерок, необходимых для изготовления швейного изделия в 5 классе, на манекене или фигуре одной из учениц.
Задание 1 практической работы рекомендуется провести в форме деловой игры. Объясняю игровые правила выполнения задания и разделяю обучающихся на группы по три человека: один — «клиент», с него снимают мерки, другой — «закройщик» — он снимает мерки, третий — «приёмщик» — заносит мерки в таблицу рабочей тетради. Затем обучающиеся меняются ролями. Полученные мерки проверяю, чтобы предотвратить в дальнейшем возможные дефекты изделия, вызванные неточностями при измерении. За выполнение этого задания каждый ученик может получить отметку.
Результаты измерений школьники записывают простым карандашом в таблицу рабочей тетради (задание 1, с. 55).
Поскольку от точности снятия мерок в дальнейшем зависит качество всего изделия, я лично проверяю все снятые мерки у всех обучающихся и записываю их в той же таблице рабочей тетради в графе «Контроль». Если будет обнаружена большая погрешность в измерениях, учитель вправе снизить оценку «закройщику». Нужно заранее договориться, как погрешность будет влиять на оценку, например ошибка в измерениях на 2 см ведёт к снятию 1 балла. За неправильное или небрежное построение чертежей выкроек оценка также снижается на 1 балл.
Задание 2 практической работы № 13 — изготовить выкройки для образцов швов — можно порекомендовать выполнить дома.
Задание 3 — изготовить выкройку проектного швейного изделия. Если в качестве проектного изделия выбрано изделие, предложенное в учебнике, можно построить выкройку, используя текст и рисунки. Если для проекта будет выбрано другое изделие, подходящее по сложности ученикам 5 класса, можно подготовить готовую выкройку, которую обучающийся скопирует через кальку.
Напоминаю, что каждый обучающийся строит чертёж своего проектного изделия в натуральную величину на большом листе миллиметровой бумаги, предварительно выполнив необходимые расчёты.
Проверяю правильность построения чертежа у каждого обучающегося и только после этого разрешаю им готовить выкройку к раскрою. Если будут' обнаружены погрешности: в расчётах, построении чертежа, подготовке выкройки к раскрою, снижаю оценку. За неправильное или небрежное выполнение каждого этапа оценка снижается на 1 балл.
Подведение итогов урока и рефлексия
Предлагаю ученикам ответить на контрольные вопросы
в конце § 18 учебника, оцениваю их ответы, обсуждаю с обучающимися результаты выполнения практической работы № 13 в учебнике. Анализ выполнения практической работы и её оценка проводятся согласно предложенным критериям во время инструктажа.
Домашнее задание
1. Изготовить выкройки для образцов швов (задание 2 практической работы № 13).
2. Приготовить и принести на следующий урок выкройку проектного изделия, светлый ситец с мелким рисунком, ткань для проектного изделия; инструменты для раскройных работ.
В завершение школьники выполняют задание «Проверь себя» в рабочей тетради.
Ответы на задание «Проверь себя» в рабочей тетради
Утверждение | До | Нет |
1. | У | |
2. | | У |
3. | У | |
4. | У | |
5. | | У |
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения обучающихся в учебную деятельность: наглядные материалы (плакаты, фотографии, слайды, видеоматериалы), иллюстрирующие приёмы снятия мерок с фигуры человека, построения чертежей швейных изделий прямоугольной формы, копирования выкройки с листа готовых выкроек.
Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: задание 1 (с. 55 рабочей тетради), практическая работа № 13 в учебнике.
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью обучающихся: задание «Проверь себя» (с. 56 рабочей тетради).
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: освоение знаний; сотрудничество; коммуникация; использование ИКТ.
Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя).
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: мультимедийный проектор; программы для работы с ресурсами.
Потребности в ЭОР: иллюстративные материалы; деловая графика (схемы, таблицы).