2. Актуализация знаний и мотивация. | 2 мин. | - Ребята, давайте с вами повторим, что вы делали на прошлом уроке технологии? - Какой вид стежка вы использовали? - Что вы им делали? - Какие бывают швы? - Для чего нам нужны соединительные швы? - А декоративные? - И остались краевые, для чего они ребята нужны? - Для того, чтобы определить тему урока и сформулировать цель, давайте с вами внимательно рассмотрим коллекцию ручных швов и назовем их. - Итак, как называется этот шов, к какому виду швов он относится? - Верно, а это какой шов? - А кто может сказать, как называется данный шов? - На что похож этот шов? - Данный шов имеет два названия, один из которых это – петельный, но чаще его называют тамбурный шов. Этот шов предстоит сегодня освоить. - Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке? | - Вышивали на салфетке косой стежок. - Косой стежок. - Обметывали края салфетки. Швы бывают: соединительные, краевые и декоративные. Для соединения ткани между собой. Для украшения ткани. Нужны для того, чтобы ткань не расползалась и не сыпались края. - Швы вперед иголку, назад иголку: соединительные швы. - Стебельчатый шов - Тамбурный шов. На петли. | Р: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
3. Постановка учебной задачи. | 2 мин. | - Прочитайте тему урока на слайде. - Какие цели мы поставим на урок? | Тема: Тамбурные стежки. “Салфетка” Цель урока: изучить основы вышивания тамбурного шва; научиться вышивать тамбурный шов на салфетке. | П: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
4. Открытие нового знания(пед. -показ) | 3 мин. | - Как вы думаете, к какой группе швов относится тамбурный шов? - Я расскажу историю возникновения тамбурного шва, а вы внимательно слушайте и приготовьтесь отвечать на вопросы. - На Руси тамбурный шов известен с 18 века. Правда, назывался он в каждой области по своему: «петельный», «в накидку», «цепочка» и т.д. Им вышивали не только по холсту, но и расшивали валяные изделия, кожу и тулупы. Выполняли тамбурный шов хлопчатобумажной или льняной нитью, шерстью или шелком. Ткань заправляли в круглые пяльцы, напоминающие бубен (тамбурин). Считается, что поэтому шов получил название тамбурный. Сам шов выполняли крючком с острым кончиком, легко прокалывающим ткань. Вышивать крючком очень удобно и быстро. В наше время тамбурный шов выполняют иглой. Ткань туго заправляют в пяльцы, чтобы шов не стягивал ее и ровно ложился по узору. Применяют его как для вышивания контурных линий, так и для выполнения глади, гобелена, строчевой и ажурной вышивки, в счетных швах, для закрепления края. -Итак, в каком веке на Руси нам известен тамбурный шов? -Почему шов получил название тамбурный? Считается, что именно поэтому шов получил название тамбурный. - Для чего применяли тамбурный шов? - Молодцы, внимательно меня слушали. -Шов можно применять в вышивке по контуру (примеры на слайдах) - Какие предметы одежды и быта можно украсить этой вышивкой? - Ребята, давайте посмотрим как выполняется тамбурный шов. (видео) - Сегодня вы будете выполнять данный шов на кусочке ткани. - Какие материалы нам понадобятся? - Какие инструменты понадобятся? | К украшающим швам. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. 18 век Ткань заправляли в круглые пяльцы, напоминающие бубен (тамбурин). Применяли как для вышивания контурных линий, так и для выполнения глади, гобелена, строчевой и ажурной вышивки, в счетных швах, для закрепления швов. блузки, одежду, вязанные шарфы, свои инициалы и мн.др. Ткань, нитки. Ножницы, пяльца. | Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | 5 мин. | - Для того, чтобы приступить к вышиванию тамбурного шва, давайте вместе с вами повторим технику безопасности работы с ножницами и иглой. - Ребята, покажите, как нужно правильно держать ножницами? - А как правильно подавать ножницы? - Можно ли оставлять открытые ножницы на парте? - Совершенно верно вы все показали и сказали. - Правило работы с ножницами мы с вами повторили, что еще нужно повторить? - Ребята, где у нас должны храниться иглы? - Можно ли брать в рот иглу и втыкать ее в одежду? - Хорошо, вот мы повторили правила работы с ножницами и иглой. - Смотрим в учебнике план работы изделия «Салфетка» - Теперь посмотрите внимательно на меня, я продемонстрирую, как правильно нужно шить тамбурный шов (демонстрирую) - На лицевой стороне и изнаночной, по нарисованной прямой линии. - Сначала я прокалываю иголкой ткань в исходной точке с изнаночной стороны, затем вытягиваю нить на лицевую сторону. Снова прокалываю ткань, делая обычный стежок назад иголкой. Рабочую нить в виде петли оставляю под иголкой. Итак, делаю следующие стежки, вкалывая иголку в предыдущую петлю. - Ребята, у каждого из вас на столе лежит ткань с переведенным на ней шаблоном. По контуру шаблона вы должны вышить тамбурный шов. - Ваша задача вышить салфетку. - По каким критериям мы будем оценивать вашу работу? «Физминутка» (отдых от компьютера) «В небе плавает луна» В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо.) В облака зашла она. Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши.) Можем мы луну достать.(Руки вверх. Шесть, семь, восемь, девять, десять — (Хлопки над головой.) И пониже перевесить.(Руки вниз.) Десять, девять, восемь, семь -(Ходьба на месте.) Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся.) | Выполняют задание учителя. Подавать ножницы кольцами вперед. Нет Правила работы с иглой. В игольнице Нет - Ознакамливаются с планом работы - Аккуратность; - Законченность; - Правильность; - Самостоятельность; - Оригинальность. | Р: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. | 22 мин. | - Ребята, приступайте к работе. Наблюдает, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы. | Самостоятельно делают изделие согласно поставленному плану. | П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, модельной форме. Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность. |
7. Включение в систему знаний. | 1 мин. | - Итак, ребята, давайте вспомним, с какими материалами мы работали на уроке? - Достигли ли мы поставленных целей? - Были ли трудности при выполнении заданий? | Ткань, нитки. Да. | Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. |
8. Рефлексия деятельности (по продукту) Домашнее задание | 4 мин | Подведем итог урока. - Сейчас, мы оценим начатую ваши работы по критериям, которые мы поставили на уроке. - Представьте свою работу. - Закончить вышивку по плану работы. - Молодцы! - Урок закончен. До свидания! *Приложении - работа ученика. | Записывают задание в дневник. | К: допускать возможность различных точек зрения; П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Л: участие в подведении итогов урока. |