Черненко Ирина Анатольевна.
Учитель технологии МКОУ СОШ №8 Петровского городского округа Ставропольского края Черненко Ирина Анатольевна.
Учебник (электронная форма) | |
Тип урока | Урок “открытия” новых знаний (комбинированный). |
Цель урока | Формирование представлений о многообразии текстильных материалов из химических волокон и их свойствах |
Задачи урока | Обучающие задачи: способствовать формированию умений построения и реализации новых знаний, понятий и способов действий: определение цели урока, актуализация знаний учащихся о ткани и волокнах. Развивающие задачи: ознакомление с видами и свойствами химических волокон и тканей из них; ознакомление с неткаными материалами из химических волокон, их видами и назначением; формирование умений подбирать материалы для изготовления проектного швейного изделия; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности; ознакомление с профессией оператор в производстве химических волокон. Воспитательные задачи: формирование умения работать с коллективе, умения слушать и аргументировать свои идеи, формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников. |
Основные термины и понятия темы | Химические волокна: искусственные и синтетические; нетканые материалы: клеевые и утепляющие; оператор в производстве химических волокон. |
Планируемые результаты Предметные умения: 1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей. 2.Получение общего представления о технологии производства текстильных материалов из химических волокон, о видах и свойствах тканей из химических волокон, о видах и свойствах нетканых материалов из химических материалов 3.Приобретение опыта проведения исследований. 4.Приобретение умения распознавать сырьевой состав ткани. 5.Закрепление навыка организации собственной информационной деятельности и планирования ее результатов. | Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - работать по предложенному плану, инструкции; -высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. - выполнять учебное задание с взаимопроверкой; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | Синхронное обучение (процесс взаимодействия обучаемых с преподавателем, а также обучаемых между собой с целью приобретения знаний и навыков в режиме реального времени). |
Виды деятельности на уроке | коллективная (фронтальная) работа, индивидуальная (самостоятельная) работа, групповая работа, парная (лабораторная) работа. |
Образовательные технологии | развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии |
Дифференцированное обучение различных категорий обучающихся | Предусмотрено разноуровневое письменное задание |
Правила работы на уроке (если они существуют) | Смотри и думай, анализируй и объясняй, говори и слушай. |
Используемые виды контроля и оценивания на уроке | контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем); самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся). |
Необходимое оборудование | Интерактивная доска, проектор, компьютер, ЭФУ |
Наглядно-демонстрационный материал | коллекция искусственных и синтетических тканей; коллекция нетканых материалов; видеоматериалы; учебник технологии (§14), рабочая тетрадь. |
Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: | задания из рабочей тетради с.32-33, лабораторная работа №5 из учебника (образцы искусственных, синтетических и смесовых тканей, нетканых материалов; ножницы, лупы (одна на пару учащихся), блюдце с водой; тигель, спиртовка или спички (для учителя)) |
Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника) | В электронной форме учебника |
Рефлексия | Приём “Мысли во времени” Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту. Учитель называет ключевое слово: как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы. Почему я записал именно эти слова? О чем я думал, когда писал эти слова? Чтобы я хотел в записях изменить? Написанное мной имеет или не имеет для меня значение? |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Материал учебника | Формируемые УУД |
Организационный этап. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на данный урок. | Настраиваются на работу. | Нет | Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные УУД: Нацеливание на успешную деятельность. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Прием “Нестандартный вход в урок”: Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний: Опыт: учитель берет образец ткани, сминает его, разглаживает, гладит ладонью по ней, вынимает 2 нити ткани. Одну нить смачивает в воде и пробует разорвать ее, вторую аккуратно поджигает, затем гасит. Выдвигает проблему: Что вы видите? Как можно объяснить происходящие процессы? | Наблюдают происходящие изменения, по очереди комментируют увиденный опыт, выдвигают гипотезы, формулируют тему урока, предполагают цель и задачи урока. | Нет | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик |
Актуализация знаний | Проводит параллель с ранее изученным материалом: предлагает ответить на вопросы: 1. Из чего состоит любая ткань? 2. Что является сырьём для получения сначала ниток, а затем ткани? 3. Из каких растений получают волокна? 4. Все ли ткани изготовлены из волокон растительного происхождения? 5. Как вы думаете ваша одежда из натуральных волокон? 6. А из каких волоком ваша одежда может быть? Побуждает к высказыванию своего мнения. | Обучающиеся, используя ЭУ (функции “Поиск”, “Закладка”), находят ответы на вопросы, записывают определения в рабочие тетради. Презентуют свой ответ. | Параграф 14, стр 82-83 (5 кл.), параграф 14, стр. 84 (6 кл.) | Личностные УУД:смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; |
Первичная проверка понимания | Формулирует задание: - Организация фронтального письменного опроса по теме 5 класса «Производство текстильных волокон» (по карточкам разноуровнего задания). Напоминает обучающимся, как работать с ЭФУ; Организует: - проверку выполнения упражнения; - коллективную проверку; Побуждает к высказыванию своего мнения. | Обучающиеся выполняют задания по карточкам (разноуровневые) «Производство текстильных волокон» Затем осуществляется проверка ответов: - самооценка (с помощью ЭФУ); - фронтальная проверка: Обучающиеся по цепочке аргументируют свой выбор | параграф 14, стр 82-85 (5 кл.) | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Первичное усвоение новых знаний и способов действий. | Организует: - беседу по уточнению и конкретизации первичных знании, - обсуждение способов решения; - поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); - самостоятельную работу с учебником; Дает задание на поиск в тексте ответов на вопросы: 1) Почему возникла необходимость в получении химических волокон? Что такое химические волокна? 2) Какие искусственные волокна производят, и что является сырьём для их получения? 3) Какие синтетические волокна производят, и что является сырьём для их получения? Организует: - проверку выполнения упражнения; - оценочные высказывания обучающихся; - беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о необходимости в получении химических волокон. | Обучающиеся делятся на три группы: 1 группа, используя ЭФУ, просматривают обучающую аннимацию; - делают вывод в тетрадях о необходимости в получении химических волокон, выясняют понятия химические волокна 2 группа, используя ЭФУ, таблицу «Классификация текстильных химических волокон», выясняют какие искусственные волокна производят, и что является сырьём для их получения; - делает записи в рабочих тетрадях; 3 группа, используя ЭФУ, таблицу «Классификация текстильных химических волокон», выясняют какие синтетические волокна производят, и что является сырьём для их получения; - делают записи в рабочих тетрадях; - отвечают на вопросы учителя: озвучивают о необходимости в получении химических волокон, какие искусственные и синтетические волокна производят, и что является сырьём для их получения, обобщают и делают выводы | параграф 14, стр. 84 (6 кл.) параграф 14 стр. 84-85. (6 кл.) параграф 14 стр. 84-85. (6 кл.) | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Физкультминутка | | | | |
Вторичное усвоение новых знаний и способов действий. | Организует: - просмотр видеоматериала «Производство текстильных материалов из химических волокон» - демонстрацию искусственных и синтетических тканей. - беседу по уточнению и конкретизации вторичных знаний: 1) Вы любите красиво одеваться? 2) А с чего начинается создание одежды? 3. Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани? - Подводит обучающихся к выводу о необходимости знаний свойств, тканей для изготовления конкретного изделия - Рассказ о свойствах искусственных и синтетических тканей через презентацию - самостоятельную работу с учебником (ЭФУ) на поиск в тексте ответов на вопросы: 1. Положительные свойства химических текстильных материалов. 2. Отрицательные свойства химических текстильных материалов. 3.Виды нетканых материалов и их назначение -показывает презентацию «Нетканые материалы из химических волокон» - Работа с образцами видов клеевых мате-риалов, и соотнесение с вопросом: Для чего - из чего? | Обучающиеся: -коллективно просматривает видео материал «Производство текстильных материалов из химических волокон»; - рассматривают коллекцию искусственных и синтетических тканей; - отвечают на вопросы учителя: озвучивают, что необходимы знания свойств, ткани для будущего швейного изделия, аргументируя свои выводы. Смотрят презентацию «Свойства тканей из химических волокон» Обучающиеся работают снова на три группы: 1 группа, используя ЭФУ, выясняет положительные свойства химических текстильных материалов; - делает записи в рабочих тетрадях; 2 группа, используя ЭФУ, выясняет отрицательные свойства химических текстильных материалов; - делает записи в рабочих тетрадях; 3группа, используя ЭФУ, выясняет виды нетканых материалов и их назначение; - делает записи в рабочих тетрадях; - отвечают на вопросы учителя по группам Продолжают смотреть презентацию «Нетканые материалы из химических волокон»; - отвечают на вопросы учителя, обобщают и делают выводы ответов | параграф 14 стр. 84-85. (6 кл.) параграф 14 стр.85 (6 кл.) параграф 14 стр.86-87. (6 кл.) параграф 14 стр.86-87(6 кл.) параграф 14 стр.86-87. (6 кл.) | Регулятивные УУД: Уметь слушать и смотреть материал урока в соответствии с целевой установкой, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Закрепление полученных знаний и способов действий | Дает задание: - выполнить лабораторную работу №5 «Изучение свойств текстильных материалов из хими-ческих волокон» из учебника; - объявляет тему, цели и задачи лаборатор-ной работы, - объясняет, что рабо-та будет проводиться по парам; - знакомит с последо-вательностью выпол-нения лабораторной работы; – на слайде вывеши-вается алгоритм деятельности; - проведение инст-руктажа по приёмам безопасной работы; - организует ориен-тировки учащихся в предстоящей деятель-ности и определение времени для выпол-нения работы – 30 минут, дает возмож-ность задать вопросы; - следит за соблюде-нием учащимися правил безопасной работы. - осуществляет конт-роль и корректировку действий учащихся, фиксированием результатов. - подготавливает этап подведения итогов урока: организация работы дежурных с каждой парты для осуществления уборки рабочих мест и помещения; - организует проверку выполненного задания. | Обучающиеся читают по учебнику пункт задания лабораторной работы и сразу его выполняют, пользуясь своими образцами материалов; - самостоятельно действуют в соответ-ствии с обсуждаемым алгоритмом деятельности; - результаты опытов и выводов учащиеся записывают в рабочую тетрадь, определяют сырьевой состав материала и заполняют последнюю строку таблицы из рабочей тетради. - Осуществляют самопроверку и проверку с эталонами ответов. | параграф 14 стр.88-89. (6 кл.) | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Прием “Мысли во времени”: ключевое слово: ХИМИЧЕСКИЕ ВОЛОКНА - Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. - Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников. - Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | В течение 1 минуты учащимся непрерывно записывают свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы. Почему я записал именно эти слова? О чем я думал, когда писал эти слова? Чтобы я хотел в записях изменить? Написанное мной имеет или не имеет для меня значение? | нет | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Информация о домашнем задании, инструктаж | Дает комментарий к домашнему заданию (стр. 84-87, задание со значком выполнить письменно) | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Делают закладки в ЭФУ | |