Кубарева Надежда Александровна
Учитель физики первой квалификационной категории
МОУ «Агаповская СОШ №1 имени П.А.Скачкова»
Технологическая карта урока
Тема:Решение задач по теме «Отражение и преломление света»
Класс:8
Цель:закрепить понятия «угол падения, угол отражения и угол преломления», научить обучающихся применять знания по физике для объяснения наблюдаемых явлений.
Задачи:
Образовательные:
-применять ранее полученные знания в новой ситуации;
- выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;
- продолжить изучение данной темы;
- раскрыть взаимосвязь закона отражения и закона прямолинейного распространения света.
Развивающие:
- развивать навыки обучающихся решать качественные задачи;
- развить умение логически мыслить, и делать выводы из поставленных экспериментов.
- формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- формирование умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- показать связь физики с окружающим миром.
Социализации:
- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Место и роль урока в изучаемой теме:обобщение знаний.
Используемые методы и приемы:фронтальная работа, парная и индивидуальная работа, групповая технология, демонстрационные эксперименты.
Планируемый результат:
Личностные УУД:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные УУД:
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные УУД:
• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
Познавательные УУД:
• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
• освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин физических явлений, объяснения фактов;
• искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.
Оборудование:Мультимедийный проектор (интерактивная доска), экран, электронная презентация, видеоролики по теме, лампа с непрозрачным колпаком с отверстием, плоское зеркало, стакан (3 шт.), ложка, монета, чаша, вода.
В классе заранее оборудованы места для трех групп обучающихся.
Этап | Цель этапа | Форма организации деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты этапа |
Организационный момент | Мотивация обучающихся к деятельности | | Приветствие обучающихся, создание положительного эмоционального настроя | Приветствие учителя, приготовление рабочих мест | Положительный эмоциональный настрой на урок |
Актуализация знаний | Актуализировать ранее полученные знания: свет, прямолинейное распространение света, законы отражения и преломления. Проверка домашнего задания. | Фронтальная | - Сегодня работу на уроке мне бы хотелось начать с видеоэксперимента. На экране видеоролик «Свеча горит в воде» (до объяснения). - Как такое может быть? Ведь мы знаем, что процесс горения в воде невозможен. -Давайте окончательный вывод по данному эксперименту мы сделаем в конце урока. А сейчас скажите, как вы считаете над чем сегодня на уроке мы будем работать? - Предлагаю вам просмотреть виртуальную лабораторную работу «Измерение показателя преломления». - Давайте подумаем какие физические понятия или рассмотренные нами ранее физические явления представлены в данной лабораторной работе. Формулирует вопросы и задания по изученному материалу. - Что вы видите на экране? - Какие лучи представлены и где они расположены? - Какие углы создаются и чему они равны? - Какие оптические законы должны выполняться для данной системы? При демонстрации эксперимента учитель меняет угол падения и показывает, как от угла падения зависят углы отражения и преломления. - Что такое показатель преломления? При демонстрации эксперимента учитель меняет показатели преломления двух сред. - Как изменяется угол преломления при переходе светового луча из более плотной оптической среды в менее плотную и наоборот? | Просматривают видеоролик. Предлагают свои варианты ответов. Определяют цель урока. Следят за проводимым экспериментом. Отвечают на предлагаемые вопросы. | Обучающиеся вспомнили основные понятия темы, готовы к решению задач. |
Проверка понимания и коррекция усвоения учащимися материала | Обобщить знания обучающихся, полученные по данной теме. Научить ребят применять эти знания при рассмотрении вопросов практической направленности и решения качественных задач. Научиться решать качественные задачи по теме, уметь применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений. | Индивидуальная Групповая | - А теперь на основании ваших знаний вам предлагается решить небольшой тест. Проводится тест, представленный в презентации. Ответы фиксируются а раздаточном материале. Индивидуальные карточки собираются учителем. В тест включена задача из домашней работы (№8). Представляет правильные ответы на экране. Обсуждает с обучающимися ответы. Комментирует вопросы теста, представленные на доске. - Оптические явления встречаются в реальной жизни везде. Я предлагаю вашим группам побыть сценаристами фильма и написать текст озвучивания трех видеороликов. Этот текст должен объяснить, что происходит на экране, дать оценку наблюдаемых физических явлений. Представляет обучающимся3 видеоролика по теме с отключенным звуком, т.е. без комментария происходящего. - Теперь первая группа представит нам комментарий к видеоролику «Лампа перед зеркалом». Вторая группа – к видеоролику «Ложка в стакане с водой». Третья группа – «Монета в чаше». - Ребята, для полного комментария вы должны воспроизвести представленный эксперимент самостоятельно. - Остальные группы слушают внимательно оппонентов. Задают свои вопросы и дополняют комментарий первой группы. - Ну а теперь мы готовы выслушать настоящий комментарий к видеоролику. После обсуждения каждого ролика включается видео со звуком. Таким образом рассматриваются все три эксперимента. - Давайте оценим, какая группа была наиболее близка к правильному комментарию физических явлений? Называет группы. | Тест решает каждый ученик самостоятельно в индивидуальной карточке. Сдают выполненную работу учителю. Рассматривают правильные ответы теста, представленного на доске. Обсуждают вопросы, при ответе на которые возникли трудности. Обучающиеся каждой группы просматривают видеоролики. Обсуждают в группах увиденные физических явлений. В группе составляют текст комментарияпо своемувидеоэксперименту. Готовят предложенные демонстрации. После этого каждая команда дает комментарий своего видеофрагмента. Идет обсуждение в классе. При оценивании работы обучающиеся выполняют простейшие физические упражнения (хлопок в ладоши – комментарий был правильным и полным, нет – поднимают руку). | Обучающиеся могут применять знания по теме при описании реальных процессов, умеют находить и выделять необходимую информацию; умеют делать предположения и обосновывать их. Могут самостоятельно провести эксперимент. Умеют выражать свои Мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и Понимают речь других; Учитывают разные мнения. Понимают практическое применение законов отражения и преломления. |
Обобщение знаний | | Фронтальная | - Предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме «Законы отражения и преломления». Формулирует вопросы, которые являются качественными задачами по теме. Вопросы задаются индивидуально. 1. Зачем стекла автомобильных фар делают не гладкими, а рифлёными, состоящими как бы из маленьких трехгранных призм? 2. Можно ли получить от непрозрачного предмета четыре полутени без тени? 3.Почему в солнечный день не следует поливать водой листья огородных и садовых растений? 4. Почему для запрещающих сигналов на транспорте принят красный свет? | Отвечают на представленные вопросы. Набор призмочек, из которых состоит стекло, собирает свет лампы и отклоняет его вниз на дорогу. Можно. Футболист в центре стадиона при вечернем освещении его прожекторами, установленными высоко по углам стадиона. Капли фокусируют солнечный свет на поверхность листьев, и растения получают солнечные ожоги. Первая физическая - он меньше рассеивается в воздухе, значит более заметен на расстоянии. Вторая биологическая - глазу труднее сфокусироваться на красный, это требует активности и легче привлекает внимание пешеходов и водителей. | Понимают практическое применение законов отражения и преломления. |
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Фронтальная | - В начале урока мы с вами смотрели видеоролик про свечу в воде. Готовы ли вы теперь разгадать этот фокус? Показывает ролик полностью. - А теперь предлагаю вам составить синквейн в слову «Оптика». Напоминаю, что мы будем подбирать в этому слову: два прилагательных, выражающих главную мысль, три глагола, описывающих действие в рамках темы, фразу, несущую определенный смысл,и заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Задает домашнее задание (п. 62-65, повторение). - Скажите, справились ли мы сегодня с целью урока? Оценивает работу обучающихся. | - Мы просмотрели опыт по наблюдению иллюзии горения свечи в воде. В эксперименте участвует зеркало. Просмотр объяснения эксперимента «Свеча горит в воде». Предполагаемый ответ: Оптика; интересная, загадочна; описывает, объясняет, развивает; без знания оптических законов многое в этом мире будет казаться загадкой; свет. Записывают домашнее задание. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. | Уметь оценивать себя на основе критерия успешности. Уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Подведен итог урока. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальная карточка для теста
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Оценка |
Ответ | | | | | | | | | | |