СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Тема:Решение задач по теме «Отражение и преломление света»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Тема:Решение задач по теме «Отражение и преломление света»»

Кубарева Надежда Александровна

Учитель физики первой квалификационной категории

МОУ «Агаповская СОШ №1 имени П.А.Скачкова»



Технологическая карта урока

Тема:Решение задач по теме «Отражение и преломление света»

Класс:8

Цель:закрепить понятия «угол падения, угол отражения и угол преломления», научить обучающихся применять знания по физике для объяснения наблюдаемых явлений.

Задачи:

Образовательные:

-применять ранее полученные знания в новой ситуации;

- выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;

- продолжить изучение данной темы;

- раскрыть взаимосвязь закона отражения и закона прямолинейного распространения света.

Развивающие:

- развивать навыки обучающихся решать качественные задачи;

- развить умение логически мыслить, и делать выводы из поставленных экспериментов.

- формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;

- развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- формирование умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- показать связь физики с окружающим миром.

Социализации:



- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Место и роль урока в изучаемой теме:обобщение знаний.

Используемые методы и приемы:фронтальная работа, парная и индивидуальная работа, групповая технология, демонстрационные эксперименты.

Планируемый результат:

Личностные УУД:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Познавательные УУД:

• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

• освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин физических явлений, объяснения фактов;

• искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Оборудование:Мультимедийный проектор (интерактивная доска), экран, электронная презентация, видеоролики по теме, лампа с непрозрачным колпаком с отверстием, плоское зеркало, стакан (3 шт.), ложка, монета, чаша, вода.

В классе заранее оборудованы места для трех групп обучающихся.

Этап

Цель этапа

Форма организации деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты этапа

Организационный момент

Мотивация обучающихся к деятельности


Приветствие обучающихся, создание положительного эмоционального настроя

Приветствие учителя, приготовление рабочих мест

Положительный эмоциональный настрой на урок

Актуализация знаний

Актуализировать ранее полученные знания: свет, прямолинейное распространение света, законы отражения и преломления. Проверка домашнего задания.

Фронтальная


- Сегодня работу на уроке мне бы хотелось начать с видеоэксперимента.

На экране видеоролик «Свеча горит в воде» (до объяснения).

- Как такое может быть? Ведь мы знаем, что процесс горения в воде невозможен.

-Давайте окончательный вывод по данному эксперименту мы сделаем в конце урока. А сейчас скажите, как вы считаете над чем сегодня на уроке мы будем работать?


- Предлагаю вам просмотреть виртуальную лабораторную работу «Измерение показателя преломления».

- Давайте подумаем какие физические понятия или рассмотренные нами ранее физические явления представлены в данной лабораторной работе.

Формулирует вопросы и задания по изученному материалу.

- Что вы видите на экране?

- Какие лучи представлены и где они расположены?

- Какие углы создаются и чему они равны?

- Какие оптические законы должны выполняться для данной системы?

При демонстрации эксперимента учитель меняет угол падения и показывает, как от угла падения зависят углы отражения и преломления.

- Что такое показатель преломления?

При демонстрации эксперимента учитель меняет показатели преломления двух сред.

- Как изменяется угол преломления при переходе светового луча из более плотной оптической среды в менее плотную и наоборот?

Просматривают видеоролик.




Предлагают свои варианты ответов.




Определяют цель урока.










Следят за проводимым экспериментом.

Отвечают на предлагаемые вопросы.
















Обучающиеся вспомнили основные понятия темы, готовы к решению задач.

Проверка понимания и коррекция усвоения учащимися

материала

Обобщить знания обучающихся, полученные по данной теме. Научить ребят применять эти знания при рассмотрении вопросов практической направленности и решения качественных задач.

Научиться решать качественные задачи по теме, уметь применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений.

Индивидуальная















Групповая

- А теперь на основании ваших знаний вам предлагается решить небольшой тест.

Проводится тест, представленный в презентации. Ответы фиксируются а раздаточном материале. Индивидуальные карточки собираются учителем.

В тест включена задача из домашней работы (№8).

Представляет правильные ответы на экране.

Обсуждает с обучающимися ответы.

Комментирует вопросы теста, представленные на доске.



- Оптические явления встречаются в реальной жизни везде. Я предлагаю вашим группам побыть сценаристами фильма и написать текст озвучивания трех видеороликов. Этот текст должен объяснить, что происходит на экране, дать оценку наблюдаемых физических явлений.

Представляет обучающимся3 видеоролика по теме с отключенным звуком, т.е. без комментария происходящего.


- Теперь первая группа представит нам комментарий к видеоролику «Лампа перед зеркалом». Вторая группа – к видеоролику «Ложка в стакане с водой». Третья группа – «Монета в чаше».

- Ребята, для полного комментария вы должны воспроизвести представленный эксперимент самостоятельно.

- Остальные группы слушают внимательно оппонентов. Задают свои вопросы и дополняют комментарий первой группы.

- Ну а теперь мы готовы выслушать настоящий комментарий к видеоролику.

После обсуждения каждого ролика включается видео со звуком.

Таким образом рассматриваются все три эксперимента.

- Давайте оценим, какая группа была наиболее близка к правильному комментарию физических явлений?

Называет группы.

Тест решает каждый ученик самостоятельно в индивидуальной карточке. Сдают выполненную работу учителю.






Рассматривают правильные ответы теста, представленного на доске. Обсуждают вопросы, при ответе на которые возникли трудности.










Обучающиеся каждой группы просматривают видеоролики. Обсуждают в группах увиденные физических явлений.

В группе составляют текст комментарияпо своемувидеоэксперименту.




Готовят предложенные демонстрации.



После этого каждая команда дает комментарий своего видеофрагмента. Идет обсуждение в классе.








При оценивании работы обучающиеся выполняют простейшие физические упражнения (хлопок в ладоши – комментарий был правильным и полным, нет – поднимают руку).

Обучающиеся могут применять знания по теме при описании реальных процессов, умеют находить и выделять необходимую информацию; умеют делать предположения и обосновывать их.

Могут самостоятельно провести эксперимент.

Умеют выражать свои

Мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и

Понимают речь других;

Учитывают разные мнения. Понимают практическое применение законов отражения и преломления.

Обобщение знаний


Фронтальная


- Предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме «Законы отражения и преломления».

Формулирует вопросы, которые являются качественными задачами по теме.

Вопросы задаются индивидуально.

1. Зачем стекла автомобильных фар делают не гладкими, а рифлёными, состоящими как бы из маленьких трехгранных призм?

2. Можно ли получить от непрозрачного предмета четыре полутени без тени?



3.Почему в солнечный день не следует поливать водой листья огородных и садовых растений?



4. Почему для запрещающих сигналов на транспорте принят красный свет?

Отвечают на представленные вопросы.






  1. Набор призмочек, из которых состоит стекло, собирает свет лампы и отклоняет его вниз на дорогу.

  2. Можно. Футболист в центре стадиона при вечернем освещении его прожекторами, установленными высоко по углам стадиона.

  3. Капли фокусируют солнечный свет на поверхность листьев, и растения получают солнечные ожоги.

  4. Первая физическая - он меньше рассеивается в воздухе, значит более заметен на расстоянии. Вторая биологическая - глазу труднее сфокусироваться на красный, это требует активности и легче привлекает внимание пешеходов и водителей.

Понимают практическое применение законов отражения и преломления.

Подведение итогов урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная

- В начале урока мы с вами смотрели видеоролик про свечу в воде. Готовы ли вы теперь разгадать этот фокус?



Показывает ролик полностью.



- А теперь предлагаю вам составить синквейн в слову «Оптика». Напоминаю, что мы будем подбирать в этому слову: два прилагательных, выражающих главную мысль, три глагола, описывающих действие в рамках темы, фразу, несущую определенный смысл,и заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Задает домашнее задание (п. 62-65, повторение).


- Скажите, справились ли мы сегодня с целью урока?

Оценивает работу обучающихся.

- Мы просмотрели опыт по наблюдению иллюзии горения свечи в воде. В эксперименте участвует зеркало.

Просмотр объяснения эксперимента «Свеча горит в воде».

Предполагаемый ответ:

Оптика; интересная, загадочна; описывает, объясняет, развивает; без знания оптических законов многое в этом мире будет казаться загадкой; свет.





Записывают домашнее задание.


Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников.


Уметь оценивать себя на основе критерия успешности. Уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Подведен итог урока.





























ПРИЛОЖЕНИЕ

Индивидуальная карточка для теста


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оценка

Ответ
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!