Тема урока | Разноспрягаемые глаголы |
Цель | Узнать правила спряжения разносклоняемых глаголов; их правописание и употребление |
Задачи Предметные УУД | дать понятие о разноспрягаемых глаголах; показать их грамматические особенности; систематизировать полученные знания; формировать навыки вежливой речи пробудить интерес к русскому языку и желание быть грамотным; научить спрягать глаголы. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителей, формулирование темы урока; принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; умение согласованно выполнять действия. |
Основные понятия Межпредметные связи | Разноспрягаемые глаголы, спряжение глаголов физика, история |
Ресурсы и оборудование | Учебники русского языка, компьютер, телевизор, видео урок от «Инфоурока» «Разноспрягаемые глаголы» |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа |
Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
Организационный. Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Проверка домашнего задания (3 мин.) | Это второй урок русского языка в этот день, поэтому число не пишем. Проверяем домашнее задание. Проверяю готовность к уроку, приветствую учащихся. Желаю хорошего настроения всем. На доске таблицы со спряжением глаголов | Подготовка к работе на уроке.
Называют однокоренные глаголы к словам: хотеть и бежать. Два человека пишут на доске спряжение по лицам этих двух глаголов. | Самопроверка готовности к уроку
| Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности Личностные: всплеск интереса к теме урока |
2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (5 мин.) | Какую часть речи изучаем? Какие признаки глагола знаете? О чем сегодня будем говорить на уроке? Почему глаголы, записанные на доске, имеют разные личные окончания? Подвожу детей к формулировке темы урока. Запись темы урока (на месте знака вопроса) Каковы цели нашего урока? А задачи? Занимательный момент: «День космонавтики» в презентации с телевизора | Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Отвечают на вопросы учителя русского языка. Записывают тему в тетрадь.
Думают, отвечают, ответы записывают. Записывают глаголы из фразы Ю.А.Гагарина и называют их спряжение | Вспоминают спряжение глагола. Корректируют ответы друг друга. Формулируют тему урока сами. Называют цели и задачи урока. В познавательной форме усваивают материал | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение |
3. Актуализация и оптимизация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» (13мин.) | Какие же еще в русском языке есть разноспрягаемые глаголы? Посмотрим и послушаем видео урок, сравним и запишем то, чего нет в учебнике. | Словарная работа: орфографическая разминка Слово с полей учебника записывают в словарик (мы ведем свои словари с записями в них правил в конце тетради). Слушают видео урок «Разноспрягаемые глаголы» и карандашом добавляют в учебник то, что сказано диктором, а в учебнике этого нет. | Делают аналитическое сравнение информации о склонении числительных. | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить решение в письменной форме; анализируют, сравнивают и обобщают Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения |
4. Усвоение новых знаний Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации (10 мин.) Физкультминутка «Обсерватория» А знаете что такое обсерватория? Хотели бы вы побывать там? Да? Ну, тогда пойдем (топают). Приходим мы в обсерваторию, а там красивые шторочки, мы их раздвигаем вот так: Вжик, вжик (при этом показываем). Раздвинули, а там телескоп. Мы его подвигаем вот так: У – у – у. Посмотрели в него, ничего не видно. Стеклышко грязное. Мы берем тряпочку и протираем его: ш – ш – ш. Посмотрели, все равно ничего не видно, резкость не навели. Наклоняемся вперед, правую руку к виску, правый глаз закрываем и делаем так: бзы – ы- ы, бзы – ы – ы. И увидели все звездочку: о-о-о. И много-много звездочек: чпок, чпок, чпок. И там летают кометы: вших; метеориты: вших. Табунами носятся летающие тарелки: улю-лю. А там огромная станция «Мир»: о-го-го. | Назовем то, о чем сказано в видеофрагменте (то, чего нет в учебнике). Запишем в тетрадь-помощницу таблицы из учебника на стр. 102. | Отвечают на вопрос: это еще 3 глагола. Работают в парах, обсуждают записи | В паре усваивают материал урока. | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение получать и выделять информацию, формулировать правила и применять их на практике. |
5. Проверка понимания и Цель: проверка усвоения знаний, понимания правил написания дробных числительных (3 мин.) | Перенесем таблицы в наши словарики. Повторяем правило устно. | Работают с учебником. Комментируют ответы друг друга. | Отрабатывают навыки запинания через списывание таблиц | Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы Коммуникативные: умение уважать труд другого человека, быть объективным |
6. Домашнее задание (2 мин.) | Домашнее задание дифференцированное: всем – упр. 514. Творческое задание: ответить на вопрос: написать мини-сочинение по пословице | Записывают домашнее задание в дневники | Спрашивают о том, как строить план ответа на заданный вопрос. | Личностные: стремление к творчеству; Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: создание текста на нравственную тему |
7. Закрепление новых знаний Цель: проверка в игровой форме усвоенных знаний ( 4 мин.) | «Занимательная лингвистика» Диктую шутливое стихотворение Р.Бернса в переводе С.Я.Маршака (текст на презентации) | Списывают с текста презентации стихотворение Работают в парах: меняются тетрадями и выставляют оценки друг другу карандашом на полях. | Читают правило в учебнике еще раз и применяют его на практике В интересной познавательной форме узнают о словах-омонимах: глагол есть | Регулятивные: планирование, прогнозирование; умение работать в паре и выражать собственную точку зрения. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение навыками спряжения глаголов, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. |
8. Рефлексия деятельности. Выставление оценок в журнал и дневники. Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности (5 мин.) | Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием? Какие цели и задачи мы ставили в начале урока? Справились ли с ними? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. | | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |