II Актуализация знаний 3 мин. | СЛАЙД | Поэтическая пятиминутка Видео. Стихотворение Ф.Тютчева о зиме.(Ф. Шопен Вальс № 7 ЗИМА) Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. - Какое время года в своем стихотворении описывает автор? - Подтвердите это строками из стихотворения. - Красоту зимней природы с помощью каких слов передает автор? - К какой части речи относятся эти слова? | Дети прослушивают стихотворение и называют словосочетания ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой") (Снежная, ослепительная, пуховая…) (Это имена прилагательные.) |
III Самоопределение к деятельности 4 мин | Слайд Слайд | - Послушайте стихотворение. Я – часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. - Какая часть речи могла бы о себе так сказать? - Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное». Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте Тему урока. Какие ЦЕЛИ поставим перед собой? - Ребята, что такое имя прилагательное? | Стихотворение (читает ученик) «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» 1)Повторить, как ….(изменяются имена прил.) 2) Отработать умения … (правильно писать родовые окончания прилагательных) 3)Обобщить знания …… Повторяют правило. Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
IV Дидактическая игра 1 мин | | Если я произнесу словосочетание, в котором слова мужского рода, то приседает первый ряд. Если я произнесу словосочетание, в котором слова женского рода, то приседает второй ряд. Если я произнесу словосочетание, в котором слова среднего рода, то приседает третий ряд ряд. Белая берёза, яркое солнце, холодный ветер, хитрая лиса, хорошее здоровье, солнечный зайчик, морозное утро, сильная буря, высокий дом. | Выполняют физкультминутку 1 ряд – м.р. 2 ряд – ж.р. 3 ряд – ср.р. |
V Закрепление знаний и способов действий 1) 2 мин 2) 3 мин 3) 1 мин 4) 5 мин | Слайд Слайд Слайд Слайд | 1. Прочитайте хором буквосочетания на доске: -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие - Что они напоминают? - Запишите эту строчку к себе в тетрадь, простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти буквосочетания на группы. - На какие вопросы отвечает прилагательное каждого рода? Допишите табличку. -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие ж.р. м.р. ср.р. мн.ч. (какая?) (какой?) (какой?) (какие?) Сверху подпишите, окончания какого рода записаны. -Почепу вы не написали род над последней группой? - Какой вывод можно сделать? Как изменяется имя прилагательное? 2. - Поможем зимушке на стеклах наших домов нарисовать узоры. « Узоры на стекле» Если вы согласны с моим утверждением – пишите петельку вверх, не согласны – петельку вниз. -
Имя прилагательное обозначает признак предмета.( да) -
В предложении имя прилагательное является определением.(да) -
Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам ( в ед. ч) (да) -
Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет) -
Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос.(да) -
Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да) -
Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное.(нет) -
Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да) - Какой узор у вас получился? - Данный узор повторите до конца строки. 3. Посмотрите внимательно на слайд. О чём говорит эта запись? Белый снег Белого снег Белому снег Белый снег Белым снегом О белом снеге - Какой вывод можно сделать? Как проверить безударные окончания имён прилагательных? 4. Словарная работа(Слайд 5) «Словарь» 1. - Ф..враль, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко ,…нварь. -Прочитайте слова. -Есть ли среди этих слов прилагательные? - Какие это части речи? (существительные, наречия) - Образуйте от данных слов имена прилагательные - запишите прилагательные в форме: 1-е в начальной форме (февральский) 2-ев форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная) 3-ев форме ед.ч, ср.р, И.п. (прекрасное) 4-еобразуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного) – - Определите падеж, род, число. - Какая часть речи поможет это сделать? (сущ) 5- е в форме мн.ч. И.п. (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.) 6-ое прилагательное запишите в форме м.р. И.п. Проверка по слайду Дополнительный вопрос * К каким прилагательным можно подобрать синоним, антоним? (легкий-простой-трудный, прекрасный – очаровательный - безобразный) ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ | - Окончания имен прилагательных. О дин человек выполняет задание на доске. Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа. -У прилагательных во мн.числе род не определяется - По родам Повторяют правило изменения прилагательного по родам. Приводят свои примеры. 1 человек выполняют задание за доской. За верно выполненное задание дети ставят на полях тетради (+) 3 петельки вверх 1 вниз 2 вверх 1 вниз 1 вверх Имя прилагательное изменяется по падежам. По вопросу За верно выполненное задание дети ставят на полях тетради (+) 1 ученик работает у доски За верно выполненное задание дети ставят на полях тетради (+) |
VII Продолжение работы по теме урока. 1) 8 мин 2) 1 мин 3) 3 мин 4)5 мин | Слайд Слайд Слайд | 1. Морфологический разбор имени сущ.и прилагательного. Запишите предложение: (Слайд «Снежинки») Легкие снежинки закружились в морозном воздухе. -Выделите орфограммы (парный согласный, безударный гласный в корне, проверяемый ударением, сочетание жи, предлог, безударный гласный в окончании прилагательного , существительного.) - Выполните синтаксический разбор предложения ОЦЕНИ свой ответ. -Самостоятельно выполните морфологический разбор по вариантам 1в. – в воздухе, 2в. – в морозном Взаимопроверка в парах. Оцените соседа «+» или «-» (Слайд) 1.В воздухе-сущ. (в чем?) 1. В морозном – прил. (в каком?) 2.Нач.ф.- воздух . 2. Нач.ф. – морозный. 3.М.р., 2 скл, 3. В м., р., в П.п, в ед.ч. 4.В П.п, ед.ч 4. Вт.чл.-Определение 5.Вт.чл.- Дополнение Вывод: -Какие морфологические признаки совпадают? (род, число, падеж) - Какими признаками различаются? (вопросы, сконение, член предложения) - От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного? 2. СЦЕНКА –ДИАЛОГ имени сущ.и имени прилагательного 3.Работа в парах по учебнику – упр.105. Составить предложение- считалку, записать его. Подчеркнуть грамматич.основу. -ХОРОМ ПРОЧИТАЙТЕ СЧИТАЛКУ -Это предложение сложное или простое? Сколько грамматических основ? (одна, два сказуемых) 4.Творческая работа (Карточка ) Работа по редактированию текста (групповая работа) - Наша прогулка по зимнему лесу продолжается. У каждого учащегося карточка с текстом, а на доске – картина с изображением зимнего леса. ______________________ _____________ сне… укрыл землю___________ од….ялом. Д…..ревья надели ________ша….ки. В воздух…. кружатся _____________сн…жинки. Мы любуемся ___________ лес..м. – Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Чего не хватает? Какой это текст: повествование или описание? - Давайте отредактируем текст (без повторов) Работа по группам. Выслушиваются тексты, составленные детьми. – Дайте название тексту.(Зимний лес) - Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания 2-х уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами. На обратной стороне листа с текстом: 1-й уровень: списать текст, вставьте имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения. 2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. | | 1 ученик работает у доски Взаимопроверка в парах. За верно выполненное задание дети ставят на полях тетради (+) - от рода, числа и падежа имени существительного 2 ученика Работа в парах. Проверка по слайду За верно выполненное задание дети ставят на полях тетради (+) Работа в группах по 4 человека Зачитывают свои варианты За верно выполненное задание дети ставят на полях (+) |
VIII Рефлексия. 1) 2 мин 2) 1 мин | Слайд Слайд | 1) Игра «Верно ли…» (карточки) 1. Верно ли, что имя прилагательное обозначает предмет? 2. Верно ли, что прилагательное женского рода имеет окончания –ая, -яя? 3. Верно ли, что чтобы определить падеж прилагательного нужно определить падеж у существительного, с которым связано это прилагательное? 4. Верно ли, что у прилагательного во множественном числе всегда можно определить род? 5. Верно ли, что среди слов белила, беленький, белить нет имени прилагательного? 6. Верно ли, что безударное окончание прилагательного можно проверить по окончанию вопроса, заданного к этому прилагательному? 7. Верно ли, что прилагательное в предложении является второстепенным членом – определением? Синквейн- это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. (одно сущ., 2 прилаг., 3 глагола, одно предложение, один синоним к1 строке) | Проверить. За верно выполненное задание дети ставят на полях тетради (+) Один человек выполняет задание за откидной доской Взаимопроверка. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. - + + - - + + |