СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 9 классе "Кислородосодержащие соединения серы IV"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучеия нового материала по химии в 9 классе. В соответствии в требования ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 9 классе "Кислородосодержащие соединения серы IV"»

Технологическая карта урока по теме "Кислородосодержащие соединения серы (IV)

Класс: 9

Тема учебного занятия: «Кислородосодержащие соединения серы (IV)»

Продолжительность учебного занятия: 40 мин.

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Форма урока: групповая или парная

Цель урока: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в работу с текстом по теме «Кислородосодержащие соединения (IV)»

Главная дидактическая цель урока: создание условий для решения учебных проблем, формирование системных знаний, развитие у школьников мотивации к учению.
Задачи урока:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

2. Развитие навыков сотрудничества.

3. Воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, навыков работы с информацией (текстом): формирование умения собирать, систематизировать, анализировать, применять данную информацию.

Регулятивные: 2. Формирование умения ставить вопрос, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, направленные на поиск ответа; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в паре или группе, умение коротко, ясно и интересно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её, грамотно презентовать проделанную работу.

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

1. Освоение доступных способов изучения с получением информации из разных источников.

Ознакомить учащихся со свойствами кислородосодержащих соединений серы (IV) .

Систематизировать и углубить знания о химических свойствах кислородосодержащих соединений серы (IV)

2. Закрепление понимания зависимости химических свойств от строения атома и степени окисления элемента, применения - от свойств.

3. Совершенствование навыков составления уравнений химических, электронного баланса ОВР.

4. Изучение полученной информации.

Средства обучения и оборудование:

  • Учебник «Химия» 9 класс Н.Е Кузнецова;

  • Химия. Справочные материалы;



Этап урока

Виды работы, формы, методы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые ууд

Планируемые результаты

Деятельность учителя

деятельность обучающихся

I.Организационный

(1 мин)



Приветствует учеников

Приветствуют учителя



II. Стадия вызова

(4 мин)

“Нестандартный вход в урок”

“Удивляй!” «Отсроченная отгадка»


фронтальная

Подготовка учащихся к работе на уроке, побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме

Подводит к открытию темы урока, определяет место темы в курсе химии элементов (в соответствии с программой). Акцентирует внимание на взаимосвязи ранее изученного материала с новой темой. Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся интереса к теме урока.


Ученики делают предположения, высказывают свою точку зрения, систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

внимание учащихся и активность при ответах на поставленную задачу.


Развитие познавательной активности

Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать своё мнение Регулятивные:формировать способность к мобилизации сил и энергии,к волевому усилию в преодолении препятствий.

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Познавательные: формирование интереса к данной теме.


III. Стадия осмысления содержания

(20 мин)

Поисковый

парная или групповая.

Организация деятельности в парах или группах, поиска решения,
погружение в тему.

Деятельность учителя направлена на инструктаж учащихся. Учитель выдаёт детям тексты с необходимой информацией, указывает нужные страницы в соответствующем параграфе. На первые этапах дает алгоритм, делает необходимые разъяснения. Не участвует, но при необходимости консультирует учащихся. Оказывает дифференцированную помощь. Ненавязчиво контролирует работу.


Ученики активно работают в парах или группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща), Учащиеся кратко записывают в конспект материала темы соей экспертной группы. Каждый учащийся в краткой и доступной форме рассказывает свою часть материала, остальные участники группы слушают и записывают, полученную информацию в конспект

При необходимости консультируются с учителем.


умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

выявлять причины и следствия простых явлений.

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

эмоциональное состояние школьников, ответы на вопросы, активное включение в работу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные:

мотивация учения

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации


IV. Стадия рефлексии

(10 мин)


Метод: проблемный
Форма организации деятельности: коллективная


Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, соотнесение новой информации и имеющихся знаний

Корректировка предложенных ответов на этапе вызова, заполнение сводной таблицы, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат исходному вопросу.

Учитель возвращает учащихся к вопросу, поставленному на стадии вызова, предлагает внести изменения с поправкой на новую информацию, дополнения; организует деятельность учащихся по воспроизведению ими новых знаний; организует умственную деятельность по применению полученных знаний. Обобщает и резюмирует полученные результаты. Отвечает на вопросы учащихся.


записи в тетрадях, активная учебная деятельность.

Ученики соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Задают вопросы.


Познавательные УУД:строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные ууд - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участие в продуктивном диалоге.

Регулятивные:

проявляют познавательную инициативу

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Познавательные:

анализ, логические рассуждения.


V. Домашнее задание

(4 мин)



Отработка изученного материала


Комментирует домашнее задание. Дает рекомендации по его выполнению.


Слушают инструктаж, делают необходимые пометки в тетради. Записывают д/з в дневник



Регулятивные:

целеполагание

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Познавательные:

формирование интереса к данной теме.











Ход урока.

  1. Стадия вызова.

Вариант 1.Кислотный дождь, пятная на листях. Какова причина этих явлений?

Во многих лесах по всему миру можно найти целые области высохших как хворост стволов деревьев.

В крупных городах стены некоторых домов выглядят, как наждачная бумага и испещрены небольшими отверстиями.

Светлые полосы на автомобилях, перилах лестниц и других металлических сооружениях также все чаще можно встретить на улицах.

Ответ подготовьте после изучения нового материала.

Вариант 2. В конце 19 века на один из металлургических заводов юга России приехал посетитель. Он долго ходил по цехам. Особенно его интересовали коксовые печи. Он подробно расспрашивал об их емкости, режиме работы, о количестве угля, перерабатываемого на кокс, о руде используемой при выплавке металла. В конце осмотра гость предложил хозяину продать ему дым от этих печей на 20 лет вперед.

Для чего ему нужен был дым от печей? Поразмышляем, в печах происходит горение веществ, для горения необходим кислород, в результате взаимодействия кислорода и других химических элементов образуются оксиды.

Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.
Учитель акцентирует внимание учащихся на взаимосвязи вопроса с темой урока. Поиск ответа подразумевает изучение по логической цепочке: «строение – свойства – применение» (преимущественно химических свойств).

  1. Стадия осмысления содержания

Учитель делит класс на 5 экспертных групп по 4-5 человека в каждой. Изучение происходит в форме  ответа на вопросы и заполнения таблицы на основе материала учебника и дополнительного раздаточного материала. Параграф 19

Учащиеся отвечают на вопросы, кратко записывают в конспект свою часть материала. Каждый учащийся в краткой и доступной форме рассказывает свою часть материала, остальные участники слушают и записывают, полученную информацию. Таким образом, ученики экспертных групп изучают текст по своей теме и готовят его презентацию. Партнеры-эксперты читают и изучают свой материал сообща, планируют эффективные способы его представления.

ЭГ №1Тема: «Формула и название кислоты, соответствующей оксиду»

ЭГ №2Тема: «Физические свойства оксида»

ЭГ №3Тема: «УХР взаимодействия оксида серы с: H2O, Na2O, NaOH»

ЭГ №4Тема: «Применение оксида

ЭГ №5Тема: «Способы получения оксида»



Примерная свободная таблица

SO + H2O = H2SO3

SO2 + Na2O = Na2SO3

SO+ 2NaOH = Na2SO3 +  H2O

Отбеливание шерсти, шелка, бумаги, консервирующих средств для сохранения свежих плотов и фруктов.

Получение серной кислоты.

2H2S + 3O2 = 2SO+2H2O

S + O2 = SO2

ZnS + O2 = ZnO + SO2


S + O2 = SO2

2SO2 + O2 = 2SO3


В группе происходит обмен информацией всех участников экспертной группы. Таким образом, в каждой группе складывается общее представление по изучаемой теме. Отдельных членов группы можно попросить продемонстрировать свои знания самыми разными способами (написать уравнения химических реакций, отражающих химические свойства оксидов; ответить устно на ряд вопросов, сделать презентацию материала и т.д.). Результатом работы является заполнение сводной таблицы, включающей все вышеперечисленные темы. Как альтернативный вариант сводной таблице учитель может предложить презентацию сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.

3.Стадия рефлексии

Стадия характеризуется обсуждением ситуации, поставленной в начале изучения темы. Учитель предлагает вернуться к ситуации, описанной на стадии вызова и ответить на поставленный вопрос после анализа изученной информации.

Предполагаемый ответ: «Причина описанных явлений – кислотный дождь, образуемый в результате химической реакции между водой и оксидами серы, азота. Эти вещества выбрасываются в атмосферу автомобильным транспортом, в результате деятельности металлургических предприятий и электростанций, а также при сжигании угля и древесины. Вступая в реакцию с водой атмосферы, они превращаются в растворы кислот - серной, сернистой, азотистой и азотной. Затем, вместе со снегом или дождем, они выпадают на землю».

4.Домашнее задание.

Выучит материал параграфа 19, выполнит упр 5, решить задачу: Какой объем газа выделится в литрах, если 200 г раствора сульфита натрия с концентрацией соли 5 % обработали избытком соляной кислоты. Дополнительно: В воздух (н.у.) попало облако оксида углерода(IV) объемом 35м3, при его прохождении сквозь водяной пар образовалось новое вещество, какая масса воды потребовалась для реакции?

Дополнительный материал
Влажность – один из важных абиотических экологических факторов

Вода входит в состав клеток живых организмов, поэтому количество ее в тех или иных местах обитания служит ограничивающим фактором для растений и животных и определяет видовое разнообразие. Влажность изменяет реакцию организма на температурные колебания. Источником влаги для живых организмов являются атмосферные осадки, которые не содержат солей, но имеют слабокислую реакцию (рН=5,6) из – за растворенного углекислого газа (СО22О=Н2СО3).

рН – водородный показатель – это показатель кислотности (или щелочности) раствора. Численное значение этого показателя в шкале от 1 до 14 характеризует концентрацию кислоты (Н+) или щелочи (ОН) в растворе. Значение рН = 1 указывает, что раствор представляет собой сильную кислоту. Значение рН =14 указывает, что раствор является сильнощелочным. Значение рН = 7 соответствует нейтральному раствору.

«Кислотный дождь» – это дождь, подкисленный до рН 2, оксиды азота NОх) 

Природные источники поступления сернистого газа в атмосферу:

  • вулканы

  • лесные пожары

  • выделение из океана

В средних широтах России естественная фоновая концентрация сернистого газа равна 1,28 мкг/м3 (ПДК = 15 мкг/м3)

Антропогенные источники сернистого газа:

  • электроэнергетика 40%

  • металлургия, химическая промышленность и машиностроение 50%

  • другие источники 10% (транспорт и др.)

Механизм образования кислотных дождей

Из истории наблюдений за кислотными дождями

Впервые кислотные дожди были отмечены в Западной Европе и Северной Америке в 50 г.г. 20 века.

В среднем кислотность осадков, выпадающих в виде дождя в Западной Европе и Северной Америке на 10 млн. км2, составляла 3–4,5, а туманы нередко имели рН, равный 3–2,5.

В последние годы кислотные дожди стали наблюдаться в промышленных районах Азии, Латинской Америки и Африки.

В России наиболее высокие уровни выпадений кислотных осадков наблюдаются в густонаселенных и промышленных регионах: центральном, центрально-черноземном, Уральском. На локальных ареалах (до 1 тыс. км.) около металлургических предприятий, крупных ГРЭС, больших городов (Москва, Омск и др.)

Используемая литература:

  1. Кузнецова Н.Е. Учебник «Химия». 9класс. – М.: Вентана-Граф,2017

  2. Маркина И.В. Современный урок химии. – Ярославль: Академия развития, 2008

  3. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение,2011

  4. Боровский Е.Э. Кислотные осадки //«Химия в школе», 2001, №8.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!