СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Вегетативное размножение покрытосеменных растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Вегетативное размножение покрытосеменных растений"»

Областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Курский институт развития образования»


Кафедра естественно-математического образования





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


«Вегетативное размножение покрытосеменных растений»


(6 класс)


Выполнил:

Камаева Нина Григорьевна, учитель

биологии МБОУ «Костровская СОШ»

Рыльского района









2020 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ


Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений


Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практической работы, поиска решений проблемных вопросов.

Предметно-дидактическая цель: создать условия для развития представлений о разных способах размножения растений, роли вегетативного размножения в практической деятельности человека.
Планируемые образовательные  результаты:

Предметные: знать способы вегетативного размножения цветковых растений, знать понятия: «вегетативное размножение», «стеблевые черенки», «листовые черенки», «окулировка», «подвой», «привой», «культура тканей»;. Уметь делать выводы.

Метапредметные: научиться ставить учебную задачу и работать в соответствии с ней; выдвигать гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовывать её; находить причинно-следственные связи.

Личностные: формировать ценностное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?); умение оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения: метод подводящего диалога; проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний; частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, иллюстрациям; объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя; условно-графическая наглядность – заполнение схем, таблиц.

 

Средства обучения (обеспечение урока): ноутбук, проектор, экран, презентация, рабочие тетради, текстовый материал, раздаточный материал для групп, цветные маркеры, цветочные горшки с приготовленной почвой, комнатные растения: бегония, традесканция, хлорофитум ; стаканы с водой, резиновые перчатки, черенки комнатных растений /бегонии, традесканции, хлорофитума/.








Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Развиваемые УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Организационный момент. (1-2 мин.)


Здравствуйте, дорогие ребята!

Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем нашем уроке. Поэтому я хочу настроить вас на предстоящую работу

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

   Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно. Надеюсь, мы будем, как единое целое двигаться к поставленной, намеченной цели.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.


Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

- Сегодня у всех нас есть возможность стать внештатными консультантами экофирмы «Мой дом - мой оазис», занимающейся озеленением приусадебных участков. Но для этого нам необходимо пройти вступительное собеседование. Итак, послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

- На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

- Знаете ли вы, какими способами человек размножает необходимые ему растения?

- всегда ли мы только сеем семена?

- какие способы размножения различают у растений?

-что такое размножение?

-что такое орган растения?

_ на какие две группы разделяют органы цветкового растения?

- как можно быстро озеленить свою квартиру, дом, класс?

-давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

/ дети высказывают свои предположения, формулируют тему урока /

Итак, тема нашего урока «Вегетативное размножение покрытосеменных растений».



- слушают;

- узнают конкретные факты,

- высказывают предположения.








- работают в группе;

- выполняют задание, подбирают ассоциации,

вспоминают и обобщают учебный материал, устанавливают логические связи между ними;



-осуществляют рефлексию деятельности (оценка успешности);


Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование - предвосхищение результата;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; умение работать в группе (контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);


Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

- организовывает погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва;

Предлагает учащимся разделить на 2 группы биологические объекты: луковица, клубень картофеля, корневище имбиря, семена тыквы, цветок орхидеи, яблоко, ветка тополя.

Задаёт вопросы:

1) На какие 2 группы вы разделили эти объекты?

2) Что относится к вегетативным органам?

3) Что относится к генеративным органам


- фиксируют затруднения;

- пытаются решить познавательную задачу известным способом;

- выдвигают гипотезы;

- составляют вопросы.



Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

Создаёт условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач;

С помощью слов-помощников просит учащихся сформулировать цель урока:

-Я повторю...

-Я узнаю...

-Я научусь...

- Мне пригодится...


- обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства.






Этап. «Открытие» нового знания (8 -10 мин.)

- Ребята, вы успешно прошли вступительное испытание. Следующий этап - вводный инструктаж.

- Вегетативное размножение - это один из способов бесполого размножения растений. Принципиальной особенностью вегетативного размножения является полное соответствие материнскому организму той его части, из которой оно получено. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского орга­низма. Современные учёные называют потомство, полученное в результате такой процедуры, клоном, а сам процесс - клонированием. В основе вегетативного размножения растения лежит его способность к регенерации.


- Вводный инструктаж прослушен, можно приступать к работе. В экофирму «Мой дом - мой оазис» поступил заказ от клиента Березкина, который нуждается в консультации по озеленение приобретенного им приусадебного участка. В своем заказе клиент Березкин указал, что ценит гармонию приусадебного участка, созданную с помощью растений – это прекрасно и красиво, это поднимает настроение и заряжает энергией, работы желает выполнить самостоятельно.

Нам предстоит разработать проект «Дом. Сад. Огород», содержащий обоснованные рекомендации по озеленению приусадебного участка Березкина, но выбирать для озеленения только те цветковые растения, которые размножаются вегетативным способом.

Каждая из групп выполняет часть проекта «Дом.Сад.Огород» , в конце урока заслушиваем каждую группу.

Работа в группах.

1 группа «Дом». Составляет рекомендации по оформлению зимнего сада и подбирает виды комнатных растений.

2 группа «Сад». Составляет рекомендации по оформлению цветников, клумб и подбирает соответствующие виды декоративных растений.

3 группа «Огород». Составляет рекомендации по благоустройству зоны огорода и подбирает необходимые виды плодово-ягодных и овощных культур.

Помощь в выполнении задания вам окажет раздаточный материал.

Учащиеся выполняют задание в группах, изучают тексты учебника, раздаточный материал, заполняют таблицы и план-схему.

Защита проекта «Дом. Сад. Огород»


- знакомятся с алгоритмом работы с текстом;

- читают текст;

- определяют уровень сложности вопросов;

- находят ответы на предложенные вопросы;

- обсуждают ответы в группе;

- формулируют выводы;

- анализируют предложенную информацию;

- отвечают на вопросы;

- слушают друг друга, дополняют, корректируют ответы товарищей, делают выводы.

- читают текст;

- находят ответы на предложенные вопросы;

- обсуждают ответы в группе;

- описывают и объясняют наблюдения;

- формулируют выводы; Отвечают на вопросы.

Оценивают себя.












Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей; использование знаково-символических средств;

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, дока­зательство и выражение своих мыслей с достаточной пол­нотой и точностью; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

Этап.

Включение новых знаний в систему и повторение (5 мин.)

1).Заполнение схемы-таблицы «Способы вегетативного размножения растений»


2).Составление синквейна по теме «Вегетативное размножение».



- заполняют таблицу;

- по окончании самопроверка по эталону;

- составляют синквейн


Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей; использование знаково-символических средств;

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, дока­зательство и выражение своих мыслей с достаточной пол­нотой и точностью; умение работать в группе (контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

Этап. Применение общего способа действия для решения частных задач (7-8 мин)


Работа в группах.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивным карточкам.

1 группа: «Размножение комнатных растений стеблевыми черенками»;

2 группа: «Размножение комнатных растений листовыми черенками»;

3 группа: «Размножение комнатных растений ползучими побегами»


- работают в группе;

-обсуждают, предлагают разные варианты решения познавательных задач;

- делают выводы.



Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения практических задач;

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; прогнозирование- предвосхищение результата;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группе (контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

Этап. Рефлексия. (2-3 мин).

- Перед началом урока перед нами стояла проблема: «Как быстро озеленить дом, квартиру, класс?». Используя полученные знания и практические умения, сформулируйте пути её решения.

- Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?

- При разработке и защите проекта «Дом.Сад.Огород.» вы выбирали преимущественно те виды растений, для которых характерно вегетативное размножение. Какое же значение имеет вегетативное размножение в природе, в жизни человека? В чем преимущество вегетативного размножения цветковых растений?

Вывод:

-Вегетативное размножение имеет широкое распространение в природе, в практической деятельности человека.

  • вегетативное размножение способствует расселению растений, быстрому захвату новых площадей питания, успешной конкуренции с другими видами;

  • из вегетативных органов возможно образование новых особей в тех условиях, половое размножение затруднено или невозможно ( низкая освещенность, отсутствие опыления), что способствует сохранению видового многообразия;

  • в результате вегетативного размножения новые особи повторяют свойства материнского организма; образующиеся организмы достаточно крупные, поэтому имеют явные преимущества перед мелкими и слабыми проростками, появившиеся из семян;

  • способствует не только сохранению ценных сортов растений, но и выведению новых;

  • дает возможность получить большое количество посадочного материала и

высокие урожаи.

  • Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.  


-отвечают на вопросы;

- делают выводы






































Ученик выбирает две пословицы, которые соответствовали  ему на уроке.

Рефлексия  
1. Сделал дело – гуляй смело.
2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
3. Работа – не волк, в лес не убежит.
4. Одна голова – хорошо, а две – лучше.
5. Что посеешь, то и пожнешь.
6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.












Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: контроль, оценка; волевая саморегуляция;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения;




Этап. Домашнее задание. (3 мин).

Определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы.

Инструктирует  учащихся по выполнению домашнего задания.

На «3» -§ 25, вопросы в конце параграфа

На «4» -  плюс задание 115 в рабочей тетради на стр. 145

На  «5» - плюс  творческое задание  – кроссенс «Применение вегетативного размножения….»


- Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что наша совместная работа принесет результат, а созданный с вашей помощью зеленый уголок в школе или дома будет не только дарить хорошее настроение, но и сохранять здоровье.

- Пусть в ваших сердцах всегда теплится огонек заботы. Добра, любви к окружающему нас миру!


Выбирают свой уровень домашнего задания

- планировать деятельность в учебной ситуации.







































































Литература:


  1. В. В. Пасечник, Учебник Биология «Бактерии, грибы, растения» 6 класс. Москва «Дрофа» 2016год.

  2. Н.И. Галушкова Биология. 6 класс Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника, Москва «Дрофа» 2016 год.

  3. Л.Д. Парфилова Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. М. “ ТЦ Сфера”, 2002.

  4. Л.В. Сорокина Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. М.

“ТЦ Сфера”, 2003.

  1. Пасечник В. В.. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2015 г.






Электронные ресурсы:


  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

  2. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  3. http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  2. http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека

11. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uroka-po-biologi-vegetativnoe-razmnozhenie- rastenii-6-klas.ht






Приложение 1



ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»


Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений стеблевыми черенками.


Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.


Ход работы


1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения традесканция.

2. Удалите с них два нижних листа.

3. Сделайте в почве углубление.

4. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.

5. Присыпьте черенок землей.

6. Аккуратно полейте.

7. Накройте черенок стаканом.

8. Оформите протокол опыта

9. Сделайте вывод.









Приложение 2






ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ЛИСТОВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»


Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений листовыми черенками.


Оборудование: горшок с влажным песком, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.


Ход работы


1. Осторожно срежьте лист с растения бегония.

2. Сделайте в песке углубление.

3. Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.

4. Полейте небольшим количеством воды.

5. Накройте черенок стеклянным стаканом.

6. Оформите протокол опыта.

7. Сделайте вывод.









Приложение 3


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

« РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ПОЛЗУЧИМИ ПОБЕГАМИ»


Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений ползучими побегами.

Оборудование: горшок с почвой, ножницы, стакан с водой, резиновые перчатки.


Ход работы


1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками.

2. Сделайте в почве углубление.

3. Поместите туда маленькое растение и аккуратно присыпьте землей.

4. Полейте растение.

5. Оформите протокол опыта.

6. Сделайте вывод.


Прививка


Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

В 1824 г. садовник Адам из небольшого французского местечка Витри близ Парижа, прививая пурпуровый ракитник на желтоцветный ракитник, получил удивительный результат: на месте срастания возникла ветка с листьями и цветами явно промежуточного характера между золотым и пурпуровым ракитником. Цветы на этой ветке были желто-красного цвета. Адам черенковал эту ветку и привил отдельные ее кусочки на несколько десятков других подходящих растений, размножив таким образом новую созданную им форму ракитника (она существует во многих садах до сих пор и носит название ракитника Адама).

Прививка - это приживление одной части растения на другое растение. Другое название – Трансплантация.

Растение на которое прививают, называется – подвоем, а растение на которое прививают – привоем. В с/х прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививками.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Прививка:

а) почкой или глазком (летом) окулировка важно чтобы срезанный глазок имел небольшой участок коры и камбиального слоя. Сращивание глазка с подвоем происходит через 10-15 дней.

б) черенком (весной). Черенки срезают у сильных здоровых растений , как правило, зимой. Хранят черенки до весны в прохладном месте, обычно под снегом.


Культура тканей


Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют? Об этом прочитаем в учебнике на странице 189.

После прочтения необходимо ответить на следующие вопросы:

Уровень А,В. Какую ткань культивируют на питательных средах с целью получения новых растений. Для размножения каких растений применяют данный метод?

Уровень С. Какие преимущества дает метод «Размножение культурой тканей» по сравнению с другими способами вегетативного размножения?







ПРОЕКТ «Дом. Сад. Огород».


Группа_________________



Название растения


Способ размножения

/обоснование выбора/

























































ОГОРОД


































ДОМ















ВХОД












Ц 2

Ц 3




ЦВЕТНИК 1







Ц 4

Ц 5






12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!