СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока: "Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг." к учебнику История. Всеобщая история. Новейшая история. Сороко-Цюпа О.С. и др. под ред. Искандерова А.А.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг."»

Мартыненко В.О.

Технологическая карта урока

Тема урока

Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. (§ 5)

(10 класс)


Цель урока:

Сформировать представление об итогах Первой мировой войны и последующего мироустройства, через призму становления новой Версальско-Вашингтонской международной политической системы.

Планируемые результаты:

- личностные

• выработать гуманистические ценности, через отказ от любого вида насилия;

• отточить стремление решать любые конфликтные ситуации, в том числе и международные, путем договоренностей и дипломатии;

- метапредметные

• осуществлять постановку учебной задачи;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• определять собственное отношение к историческим событиям;

• выстраивать развернутый ответ в соответствии с заданием, целью;

• на основе анализа текста учебника выделять главное и второстепенное, сравнивать, выделять общие черты и особенности, формулировать выводы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, участвовать в публичном представлении результатов индивидуальной и групповой деятельности;

- предметные

знание

• последствий Первой мировой войны и последующего мироустройства;

• территориальных изменений после Первой мировой войны;

• целей и мотивов крупнейших государств в момент подписания Версальского мирного договора;

• международных конференций и договоров, формирующих понятие Версальско-Вашингтонской системы;

умение

• сопоставлять и сравнивать образы различных исторических личностей;

• работать с текстами различных международных договоров;

• анализировать все несовершенство Версальско-Вашингтонской системы;

• высказывать суждения об участии крупнейших государств в международных отношениях;

понимание

• значимости Версальско-Вашингтонской системы и международных отношений в 20-х гг. XX века для последующих исторических событий;

оценивание

• послевоенного мироустройства как несправедливого и грабительского;

Основные понятия и термины: репарации; изоляционизм; «эра пацифизма»;

Основные даты: 28 июня 1919 – подписание Версальского мирного договора;

1921 г. – подписание первых международных договоров СССР; 1924 – план Дауэса;

Персоналии: Вудро Вильсон, Д. Ллойд-Джордж, Ж. Клемансо, Ч. Дауэс;

Тип урока: комбинированный;

Образовательные ресурсы: учебник А.О. и О.С. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история, раздаточный материал, проектор, презентация.

Этапы

Содержание урока

Методические приемы

1

Организационный момент


Приветствие, проверка присутствующих, организация начала урока.


2

Проверка знаний и умений


Проверка домашнего задания:

– устный опрос по п. № 4

На прошлом уроке вы познакомились с одним из последствий Первой мировой войны: распадом ранее существовавших империй и революциями в этих странах. Давайте с вами подумаем, и назовем ряд причин, которые привели к таким социальным потрясениям? [Всем классом]

(В первую очередь, разорительная война, которая стала бременем для всех стран без исключения; разрушение традиционной экономики стран; глубокие социальные проблемы – огромные человеческие жертвы, нищета, голод, многие остались без крова над головой, в тяжелом положении оказались многие солдаты пришедшие с фронта; нерешенные общественные противоречия в странах, сформированных еще до Первой мировой войны – политическое устройство, тяжелое положение сословий).

Влияние людей на судьбы своих государств в начале XX века стало определяющим, однако возникла угроза «восстания масс». Как вы понимаете это определение сформулированное испанским философом? В чем вы видите опасность таких масс? [Вопрос одному ученику]

(«Масса – это те, кто плывут по течению и лишены ориентиров» - маргиналы. Опасность массы в том, что она эмоциональна и стихийна, на нее легко могут подействовать влиятельные и амбициозные лидеры. Масса подвластна различным движениям, из которых опасные: радикальные националистические, шовинистические. Она верит в различные обещания лучшей жизни и способна на все.)


Люди стали участниками различных политических идеологий и течений, Какие из них существовали ранее, а другим толчок дала Первая мировая война? (либерализм, консерватизм, социализм, национализм – были ранее; коммунистические идеи, фашизм – возникли в течение и после войны).

Революции масштабные социальные потрясения во многом послужили причиной распада старых государств и образования новых. Перечислите основные события образования Веймарской республики? (Начало революции 3 ноября 1918 г. с восстания матросов в Киле – 9 ноября социал-демократы, во главе с Фридрихом Эбертом объявили о создании Германской республики занимали умеренную позицию. Германская империя пала – 11 ноября перемирие с Антантой – 12 ноября программа первых преобразований, важным из которой было образование Конституции – раскол партии и появление левых радикалов «Союз Спартака», по примеру Советской России – активизация коммунистической партии, лидеры Р. Люксембург и К. Либкнехт – 5 янв. 1919 г вооруженное выступление рабочих в Берлине – подавлено, правительство подавило все выступления и не позволило Советам стать серьезной политической силой – 31 июля была принята Конституция, а Германия стала Веймарской республикой).


После Первой мировой войны пало и еще одно пестрое по национальному и этническому составу государство – Австро-Венгерская империя. По какому принципу формировались новые государства в этом регионе? [Вопрос на размышление всему классу]

(Крупные государственные образования стремились к обособленности и образованию государств с республиканской формой правления, так 12 ноября 1918 года была образована Австрия, а 16 ноября – Венгрия; мелкие же государства стремились к объединению, так Чехия и Словакия объединись в октябре 1918 г. в Чехословакию, а Сербия, Хорватия, Словения и Черногория объединились в Югославию).


Подъем национального сознания захлестнул и страны-колонии великих держав. Какие цели преследовали это государства и каким государствам их удалось достичь? (Надеялись обрести свободу и независимость, избавиться от экономического и влияния иностранных держав, Афганистан и Иран получили независимость, обрести уступки со стороны властей в вопросах самоуправления. В Азиатских странах национальный подъем привел к незначительным реформам со стороны властей).























Повторительно-обобщающая беседа






Вывод: таким образом, Первая мировая война послужила серьезным толчком для подъема общественной и политической активности населения различных стран. В случае со странами, в которых и до этого был неразрешенный комплекс общественных противоречий, война стала катализатором революции. Были разрушены Германская, Австро-Венгерская, Российская, Османская империи, образовались новые государства. Более слабые из них безуспешно не оставляли попыток изменить свое зависимое положение.

Переход: новообразованные страны с трудом справлялись с тяжелейшей внутриполитической ситуацией, но сразу же после войны должны были стать участницами международных отношений наравне с державами победительницами, роль и место этих держав на внешнеполитической арене определялось сразу после Мировой войны и в течение 20-х гг.

3.

Подготовка школьников к восприятию новой темы


Давайте запишем Тему урока: Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.


Исходя из названия темы, какую цель урока мы сегодня преследуем?

Цель: определить принципы послевоенных международных отношений в виде Версальско-Вашингтонской системы, проанализировать плюсы и минусы этой системы, а также значения международных договоров и конференций.


Проблемный вопрос: почему при всех знаниях, осознанности и стремлению ведущих держав к миру, Версальско-Вашингтонская система международных отношений продержалась лишь 20 лет, до второй Мировой войны?


Вводная беседа



Аналитическая беседа





Проблемный вопрос

4.

Изучение нового материала


1. Парижская мирная конференция


Мирная конференция, ознаменовавшая конец Первой мировой войне и существующему мироустройству началась 18 января 1919 года в Париже, в Версальском дворце. Предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с тем, как проходила эта конференция, и какие международные последствия она вызвала. Для этого я разобью класс на 3 ряда, вам будет необходимо прочитать первый пункт параграфа № 5 и ответить на следующие вопросы.


1 ряд: как проходила конференция? На основе этого пункта и имеющихся знаний, определите, положение той или иной страны на конференции? (Конференция проходила в торжественной, но секретной обстановке, главными лицами были США – Вудро Вильсон, Великобритания – Дэвид Ллойд-Джордж, Франция – Жорж Клемансо, Италия – Витторио Орландо. Италия была в самом ущемленном положении, поскольку она вяло проявила себя в войне, она оказалась «проигравшей страной среди победителей». Ее участие в конференции было практически не заметным, а все претензии проигнорированы, как и участие представителей стран Востока).


2 ряд: условия Версальского мирного договора для Германии? (Германия теряла Эльзас и Лотарингию, теряла около 1/8 территории и около 1/10 населения; на левом берегу Рейна была образована демилитаризованная зона, которую заняли союзные войска; колонии Германии были поделены между Великобританией, Францией и Японией; ограничивалась численность войск в Германии, запрещалось иметь военное вооружение и технику; главное – Германия объявлялась виновницей войны, и обязывалась выплачивать репарации – 269 млрд. золотых марок. Для большинства населения Германии это стало шоком, как и подписание договора, многие не понимали, почему должна платить страна, на территории которой ни разу не ступала нога вражеского солдата)


Рассказать о том как выплачивались репарации. Дать под запись определение.

Репарации – вид материальной ответственности, в виде возмещения государством причиненного ущерба в денежной форме.


3 ряд: чем была вызвана необходимость создания Лиги Наций? Назовите условия ее функционирования. (Лига Наций создавалась с целью поддержания мира и стабильности на планете, ужасы войны по прежнему были у всех перед глазами и державы стремились не допустить этого. Работа данной организации заключалась в виде консультаций по поводу иностранной агрессии. Разрешались ситуации практически как в суде. К стране агрессору разрешено было применить военное вмешательство).


Резюмируя, записать в тетради. Схему, «Версальско-Вашингтонская система», где слева Первый элемент ­– Последствия Парижской конференции: 1) заложены основы стабилизации мировой напряженности; 2) униженное положение Германии; 3) приоритетное положение в международных отношениях стран-победительниц; 4) образование в Европе новых государств; 5) создание первого международно-правового органа Лиги Наций. Уточнить, что это первый элемент системы.


2. Вашингтонская конференция


Справа. Второй элемент Версальско-Вашингтонской системы – Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. Как вы считатете, почему США решили провести свою конференцию по итогам Первой мировой войны?

(США не понравилось свое второстепенное положение на международной арене по итогам Парижской конференции, она хотела быть страной – лидером. Акцентируя внимание на себе и реализуя собственные устремления, в Вашингтоне в 1921 году была созвана конференция, куда были приглашены ведущие европейские страны и Япония.) Какая страна не была приглашена? Почему? (Советская Россия, потому что в то время она считалась страной изгоем, а идеи коммунистического правительства не пользовались популярностью в мире).

Ряд договоров закрепил превосходство США на международной арене: Договор четырех держав, по которому определялась неприкосновенность владений стран в Тихоокеанском регионе; Договор девяти держав определял Китай как открытое государство, где экономический приоритет приобретали США; Договор пяти держав ограничивал тоннаж военно-морских судов. Важно понимать, что США на Парижской конференции не добились желаемого результата и определяющего влияния не международную политику. Возместили потерянное они за счет этих договоров.


Таким образов ряд данных договоров определил Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений


3. Международные отношения в 1920-е гг.


Какие на ваш взгляд уже наметились проблемы на международной арене? (Если не назовут проблему, то подтолкнуть к идее Раскола мира на две системы: капиталистическую и социалистическую. Эти системы были антагонистичны друг другу по своим идейно-политическим и социально-экономическим порядкам, поэтому Советская Россия долго добивалась международного признания. Начала с соседними странами с 1921 г. – Польша, Прибалтика, Турция, Монголия, Афганистан, Иран. Попытка установить отношения с Западной Европой на Генуэсской конференции в 1922 году не увенчалась успехом, зато здесь был обнаружен союзник, который заключил договор с Советской Россией.) Как вы думаете, что это была за страна? – Германия.

Положение Германии было так же тяжелым, и каждое государство в мире это осознавало. Оно не могло выплачивать долги, без тяжелых последствий для себя. В результате долгих раздумий США было решено принять план по ограничению репарационных мер – План Дауэса в 1924 г. Во-первых, Германии предоставлялись займы на выплаты, Во-вторых, ежегодная сумма платежей существенно ограничивалась до 3 млрд. марок, что стало менее обременительным для страны. Это позволило возродить германскую экономику.








Работа с учебником











Рассказ
















Работа с условно-графическими ресурсами










Объяснение













Аналитическая беседа


Сюжетное повествование


Рассказ

5.

Закрепление


Итак, мне интересны ваши рассуждения, отвечая на проблемный вопрос, поставленный вначале урока: почему при всех знаниях, осознанности и стремлению ведущих держав к миру, Версальско-Вашингтонская система международных отношений продержалась лишь 20 лет, до второй Мировой войны? (Главная проблема была в том, что теперь мнение стран победительниц было определяющим, по сути, теперь серьезное давление на другие страны было не военными, а дипломатическими методами. Германии были навязаны жестокие и унизительные условия мира. Обвинение в начале войны всех немцев и тяжелые репарации не могли не вызвать подъем национального самосознания. Германию не даром называли «бомбой замедленного действия». Международные отношение 20-х годов оставили недовольными не только Германию, но и ряд других держав. Таким образом, в мире оставался еще целый клубок противоречий, и ни одно из государств не стремилось его распутать).


6.

Рефлексия


Облако тегов.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Меня удивило…

Хотелось бы узнать об этом подробнее…


7.

Организация домашнего задания


§ 5 читать, пересказывать, устно ответить на вопросы после параграфа.

Письменно в тетради дать собственное определение понятию «эра пацифизма» (это исторический период в 1920-30х гг. XX века, когда благодаря ряду политических решений, дипломатических договоров, мировая общественность сформулировала идею принципиального отказа от войны).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!