СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть причины, создающие  атмосферное  давление и выявить влияние земной атмосферы и на  живые  организмы.                   

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли".»

Урок: Дата:


Тема:

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

Цель :

рассмотреть причины, создающие атмосферное давление и выявить влияние земной атмосферы и на живые организмы.

Планируемый результат

Предметные умения

УДД


образовательные: из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

 развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов); формировать умения работать с образовательными ресурсами в Интернете.

 воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.

Основные понятия


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы


География


эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

1. Определение массы воздуха рис. 115 в учебнике). 2. Обнаружение атмосферного давления (по рис. 116, 117, 119 в учебнике); опыты демонстрационной пипеткой — стеклянной трубкой

длиной 30—40 см с резиновой грушей на конце


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Организация внимания учащихся

Вокруг Земли воздушный слой.

Удобнее сказать молекулярный слой.

Все это атмосферою зовут.

Достаточно ли строго берегут

Воздушный слой Земли?

Ведь от него зависит жизнь – дилемма:

Жизнь или смерть?

Что выберем – проблема.

Включение учащихся в деловой ритм работы

Развитие учебно-познавательного интереса к уроку

Отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение

Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение

Самопроверка готовности к уроку

Прогнозирование предстоящей учебной деятельности

Актуализация ранее изученного

1. Как можно определить массу воздуха? 2. Чему равен вес воздуха объемом 1 м3?

З. Вследствие чего создается атмосферное давление?

4. Опишите опыты, подтверждающие существование атмосферного давления.

1. Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на Землю под действием силы тяжести?

2. Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, двигаясь во все стороны, не покидают Землю?

З. Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?

Развивают операцию мышления, отвечают на вопросы, на основе, что известно. Ведут поиск правильного ответа.

Выражают свои мысли, строят высказывания, проговаривают, запоминают, выделяют необходимую информацию. Выбирают правильный ответ. Работа в парах.

Осознание того, что уже усвоено, качество и уровень усвоения. Решают учебные проблемы. Не боится сделать ошибку.

Этап постановки целей и задач урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.

Но значительна роль атмосферы

 Для Земли и для жизни людей,

 Ведь такая воздушная сфера

 Защищает от многих вещей:

 От мороза ли темною ночью,

 От перегрева в солнечный день,

 От паденья на Землю кучи

 Самых разных космических тел.

 Много вредных космических лучиков

 Атмосфера не пустит без ключика.

 Для непрошеных злобных лучей

 Не должно быть открытых дверей.

 Наш воздушный большой океан,

 Омывающий множество стран,

 Наш защитник, обидчик, помощник,

 Без которого жить невозможно.

 Выполняя защитную функцию,

 Атмосфера нам воздух дает.

 Значит, вывод верный:

 Человек без неё не живет!


Над нами – огромная толща воздуха, десятки, сотни километров. Что вы знаете об атмосфере?

Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек - все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножья, а мы на дне этого океана, со всех сторон им охваченные. "Ни кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и грандиозное многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам ее впоследствии". Так поэтично писал об атмосфере французский астроном 1в. Амилл Фламмарион.

Советским космонавтам удалось посмотреть, как выглядит атмосфера Земли со стороны. Вот как описал увиденное сквозь иллюминаторы корабля "Восток-2" летчик- космонавт Герман Степанович Титов: "Горизонт Земли окружен ореолом нежно-голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в черный цвет". Таков океан атмосферы, на дне которого мы живем.

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Открытие новых знаний

Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции.

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор.

Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении.

Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат.

Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей.

Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Учитель анализирует ответы учащихся.

Каков же вес всего воздушного океана? С какой силой воздух давит на тело человека? Цифра получается впечатляющая! Десять тонн! Десять тонн воздуха давит на человека. Трудно даже вообразить себе эту величину. Она расплющила бы человека, если бы такое давление было направлено только сверху вниз. Люди не замечают тяжести давления, так как по законам давления в жидкостях оно направлено и в стороны, и вниз, и, более того, внутри тела человека воздух находится под таким же давлением. Точно также и рыба в воде не испытывает ее тяжести.

Учитель: Теперь вы легко ответите на те вопросы, которые были в начале урока.

Вопрос: Верно ли утверждение: «Чтобы вычислить вес всей атмосферы, надо нормальное атмосферное давление умножить на площадь поверхности Земли?»

Ответ: Утверждение было бы верно, если б поверхность Земли была плоской. На самом деле сферический слой воздуха, окружающий Землю, весит больше, чем сила давления его на поверхность Земли.

Вопрос: Почему приходится прилагать огромное усилие, вытаскивая ногу, увязшую глине или топком болотистом грунте?

Ответ: При выдергивании из ноги из болота под стопой создается пространство, в которое воздух не может попасть. Поэтому, вытаскивая ногу, человек должен преодолеть не только сопротивление вязкой почвы, но и еще и силу давления атмосферного воздуха.

Вопрос: Почему парнокопытные животные не испытывают трудностей, передвигаясь по болотистой местности?

Ответ: При вытаскивании ноги из грунта воздух просачивается между раздвоением копыта. Вследствие этого не возникает разности давлений воздуха над и под копытом и нога легко поднимается.

Вопрос: Почему из флакона с очень узким отверстием трудно выливается вода?

Ответ: При малом диаметре отверстия велика кривизна мениска, возникающее давление препятствует вытеканию жидкости.

Вопрос: Почему ни один из астероидов (малых планет) не имеет атмосферы?

Ответ: Молекулы газа быстро рассеялись бы в космическом пространстве: слабое притяжение астероида не смогло бы их удержать.

Отвечают на

вопросы.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме.

Структурировать

знания, выделять

существенную

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Получать

необходимую

информацию,

отстаивать свою

точку зрения в

диалоге.

Взаимодействовать

с одноклассниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.









Домашнее задание

Объясняет домашнее

задание.

§

*Почему опасно сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные

Стеклянные банки?

*Как переносит человек различную высоту над уровнем моря?

*Влияние атмосферного давления на здоровье человека.

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы


сегодня я узнал:

было интересно:

было трудно:

я почувствовал, что:

я приобрел:

я научился:

я смог: я попробую:

меня удивило:

урок дал мне для жизни.

Участвуют в

беседе по

обсуждению

достижений,

отвечая на

вопросы, делают

выводы.

Анализировать

степень усвоения

нового материала

Выслушивают

одноклассников,

озвучивают своё

мнение

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Оценивают

уровень личных

достижений,

уточняют

пробелы в

знаниях.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи,

осуществлять

самоконтроль,

планировать

будущую

деятельность.

Анализ активности учащихся




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!