Тип урока | Урок актуализации знаний и умений. |
Цели урока | Деятельностные: формирование практических навыков анализа текста. Содержательные: Организация совместной деятельности для знакомства с внутренними переживаниями героев , значимыми для осознания важности общечеловеческих ценностей, таких как дружба, любовь, доброта , прощение. |
Задачи урока | Образовательные: Обучение смысловому чтению «, элементам анализа текста , характеристики главных героев, работа с понятием « внутренний мир» , «душевные переживания», обучение работе в группах, в парах, работе с таблицей, высказыванию собственного мнения по заданному вопросу, формирование умения слушать мнение другого. Коррекционно — развивающие: умение анализировать, обобщать, развивать память, мышление, творческое воображение , устную речь, пополнять словарный запас, оценивать свою деятельность. Воспитательные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. Задачи социализации: целенаправленный поиск информации в тексте, умение выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному, понимать чужую точку зрения. |
Оборудование | Портрет Р. И. Фраермана, таблица для анализа художественного текста, цитатный план главы повести, иллюстрации к новым словам. Таблица для рефлексии. |
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | БУД, формирующиеся на данном уроке. |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим работу над повестью Р. Фраермана «Дикая собака динго или повесть о первой любви». У нас впереди много интересных заданий , которые помогут нам понять героев повести. Давайте пожелаем друг другу удачи и скажем несколько приятных слов. Игра«Комплименты». | Говорят друг другу комплименты по цепочке или по желанию. | (К. )Осознанное и произвольное речевое высказывание . Игровой момент.
(Л.) осознают значимость чтения для развития и обучения. |
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Давайте с вами вспомним события данной главы . Выдаются напечатанные план и цитатный план изучаемой главы.
Оцените ответы . Со всем согласны?
А о чем говориться в самом начале главы?
Как можно озаглавить данную главу?
Давайте вспомним, о чем эта повесть , обратившись к ее названию. | Работа в парах. Располагают по порядку события данного отрывка в виде напечатанного плана , более сильные ученики работают с цитатным планом.
Оценивают правильность ответа по эталону и корректируютнеточности.
Ответы учеников. О новогодней ночи в небольшом городке. О том , что это самый любимый праздник главной героини.
«Новогодний праздник».
Дети отвечают , что это повесть о первой любви. | (К). строят монологическое высказывание,участвуют в учебном диалоге.
(П) Логические действия.
(К) Работа в парах.
(П).Постановка и решение проблем.
(Р.)Целеполагание.
( К).Общение и взаимодействие с партнером.
(Л.) Самоопределение
(П). (Л).дифференцированные задания..
((Р). Контроль. Адекватно воспринимают оценку своей деятельности.
(П) осуществляют процесс обобщения |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | А какое значение имеет любовь в жизни человека любого возраста, какое значение имеет дружба?
А сейчас давайте обратимся к народной мудрости, потому что на протяжении многих сотен лет люди размышляли о ценности любви и дружбы.
Кто должен прийти на новогодний праздник ?
Скоро мы приступим к анализу эпизода с помощью таблицы. Но давайте еще раз повторим, что в результате мы должны увидеть , зачем мы это делаем.
Почему это важно?
Правила работы с таблицей.
|
Дети высказывают свое мнение на заданную тему.
Читают и комментируют пословицы и поговорки о любви и дружбе, приготовленные заранее.
Помимо друзей и подруг, должны прийти отец и Коля.
Проследить за чувствами , которые испытывают герои в течение новогодней ночи. Заглянуть в их внутренний мир, мир душевных переживаний.
Знакомство с внутренними переживаниями человека поможет лучше. понять его . Повторяют, как будут оформлять таблицу. | (К.) оформляют свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, проявляют уважение к различным точкам зрения.
(Р.) Сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека.
(П) делают выводы на примере обобщенных знаний. Осуществляют процесс анализа , синтеза , обобщения.
(Р.) Целеполагание.
(Л.) Смыслообразование.
(Л.) Выражать свое отношение к произведению,передавая его с помощью интонации и экспрессивных средств языка. |
4. Работа с новыми словами. Повторение. | Давайте вспомним , какие новые слова и выражения встретились нам в этой главе. | Работа с иллюстрациями к новым словам. (эвенки, торбаса, дошка, рассеянный взгляд, патефон). Демонстрация рисунков и иллюстраций к новым словам, приготовленные детьми заранее. Один ученик показывает иллюстрацию , остальные отвечают , что изображено на ней. | (К.)Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
(П.) вспоминают незнакомые слова и выражения и определяют их значение. Выборочная работа. (Р). Формулировать речевую задачу в коллективной деятельности. (Л) Самоопределение |
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Анализ текста. | Проблемный вопрос..Как бы вы себя чувствовали на месте Тани в этот вечер?
Давайте вспомним вопрос «Как бы вы чувствовали себя на месте Тани в этот вечер ? На месте Фильки?» | Работа с таблицей вгруппах. Выделение важных слов и предложений.. ( Сильная группа старается определить и дать характеристику чувствам Тани, Фмльки, мамы и отца, слабые — перечисляют, что делала Таня, Филька).
Отвечают на поставленный вопрос ,высказывая свое мнение. | (П) Выборочная работа.
(П)Логические действия.
(Л)Самоопределение.
(Р) Коррекция.
(К.) Работа в группах.
(Л.) Задание творческого характера.
(Р) Целеполагание
(К) Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге..
(П) Выделяют существенную информацию из текста. (Р.) Принимают и сохраняют учебную задачу, умеют работать по предложенному плану. |
6.Физминутка. | Эвенский танец. Элементы танца под национальную музыку. | Дети встают , поводя руками вправо, влево и одновременно приседая. Делают движения , похожие на движения птицы с раскрытыми крыльями. | |
7. Подведение итогов. Группы озвучивают результаты работы. | Ребята . А сейчас давайте обсудим, что мы поняли из анализа предложенногоотрывка.
Какие выводы мы можем сделать? | 1 группа зачитывает результаты. 2 группа зачитывает , результаты..
Во время озвучивания результатов группы корректируют и дополняют друг друга.
Выводы. 1 группа. Таня весь новогодний праздник ждет Колю, и это не просто ожидание запоздавшего гостя. Она не может по -настоящему веселиться , даже не испытывает радости от присутствия отца. Она так тоскует по Коле, что рада отвернуться от гостей , чтобы не притворяться веселой.
2 группа. Филька любит Таню. Он понимает ее чувства к Коле. Его доброта и любовь к тане выше собственных переживаний. Он шутит, стараясь отвлечь ее , а сам плачет от душевной боли.
Если любишь , делай добро тому. Кому любишь. Любовь может преодолеть все. | (Л). передают свое отношение к героям в процессе размышлений и в процессе составления характеристики героев произведения.
(П.) Постановка и формулирование проблемы.
(Л.) Смыслообразование.
(К.) Оформляют свою мысль в устной речи. Обосновывают высказанные суждения. Проявляют интерес и уважение к различным точкам зрения.
(Л.) Проявляют интерес и любознательность к художественному произведению. (П) анализировать главу, делать на основе анализа выводы и обобщения.
(П) Постановка и решение проблем.
(П)Контроль и оценка результатов деятельности. |
8. Информация о домашнем задании. | Читать баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов», «Михайло Репнин» | Запись домашнего задания. | (П). (Л)..Дифференцированные задания . |
9. Рефлексия. | А теперь прошу вас оценить свою деятельность на уроке. | Работают с таблицей, выделяя подходящие ответы. | (Л.)самооценка.
(П) Рефлексия способов и условий действий.
(П)Контроль и оценка результатов деятельности. |
Наступление новогодней ночи.
Подготовка к празднику в семье Тани.
Поход за пихтой.
Гости в доме..
Танцы с гостями.
Разговор с Филькой о Коле.
Фмлька ест свечку.
Слезы Фильки.
Новогодняя ночь приходила в город всегда тихая . Без вьюг.....
В этот день мать никогда не работала, и Таня, придя из школы, еще на пороге кричала......
Потом Таня уходила на лыжах в рощу..
Мать была уже одета в свое выходное платье , сшитое из черного шелка.
Коля пришел, сказала она , побледнев.
Таня подошла к патефону, радуясь, что может хоть на минуту повернуться ко всем спиной.
Но тут Филька с братьями начал тихо кружиться ….
А завтра ко-то с Колей пойдет на каток.....
А я могу свечку съесть....
Ты заболеешь , Филька, сказала Таня.
Краткое описание эпизода. | Характеристика Тани. | Характеристика Фильки. | Характеристика папы Тани. | Характеристика Таниной мамы. |
Ожидание гостей. «И сегодня должно быть нисколько не хуже. Придет отец. Придет Коля...Придет ли он? | Боится , что Коля не придет. | | | |
Мать пригласила Надежду Петровну.»Я попросила ее прийти». | Не хочет ее видеть. | | | Вежливость, доброжелательность, мудрость, забота о дочери. |
Шаги гостей. «Скрип шагов и топот на крыльце прервал их кружение. Папа пришел,- сказала мать со смехом.» Таня отскочила в угол. « Коля пришел, - сказала она побледнев». | Разволновалась сильно. | | | Хорошее настроение, спокойное, рада отцу. |
Новогодние поздравления отца .»Он несколько раз обнял Таню и поздравил ее с праздником. А Надежда Петровна подарила ей торбаса и дошку.» | Думает о Коле. | | Хочет наладить отношения. | |
Таня заводит патефон.»Таня подошла к патефону, радуясь, что может хоть на секунду повернуться ко всем спиной» | Тоскует о Коле. | | Рад и счастлив.Танцует. | Желает , чтобы отношения с отцом наладились. |
| | | | |
Танец в кругу с Филькой и его братьями. | Смотрит на дверь. Ждет Колю. Забыла про Фильку. | Веселится. | | |
Разговор с Филькой. «А завтра кто-то с Колей пойдет на каток». | Сильная душевная боль. боль , ревность. Чуть не упала | Ему одиноко. Жалеет Таню. | | |
Филька ест свечку. | Таня хохочет | Хочет помочь. Сам плачет от неразделенного чувства. | | |
Вывод. | Таня испытывает сильное чувство по отношению к Коле. Она ждет его весь вечер. Ей не до гостей. Она забыла про лучшего друга Фильку, про отца . В ее сердце только Коля | | | |