Тема урока | Возникновение искусства и религиозных верований |
Тип урока | Изучение нового материала |
Дата урока | |
Образовательные ресурсы | Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364 |
План урока | как была найдена пещерная живопись загадки древнейших рисунков человек «заколдовывает» зверя зарождение веры в душу |
Цель урока | Создание условий для формирования представлений о первобытных представлений в сверхъестественные явления |
Формы и методы обучения | Методы: репродуктивный Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Альтамира. Пещерная живопись, охра, колдун, колдовской обряд, душа, страна мертвых, вера в сверхъестественное, религиозные верования. |
Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.
Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: Объясните почему у первобытных людей зародилась вера в сверхъестественные явления. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Медленно, по крохам нам открывается мир духовной жизни первобытного человека через памятники древнего искусства. Откопанные статуэтки и храмы немы, а изображения неясны. Однако ученые открывают и эти тайны древности, указывая новые пути поисков. Первобытная культура – одна из самых неизученных. Это связано с недостатком источников и наличием прямо противоположных точек зрения по вопросу о её возникновении и природе. Практическое задание. Прочитайте первый пункт параграфа и ответьте в тетради на вопросы: - кто открыл пещерную живопись - где это произошло? - при каких обстоятельствах? Выделите основные понятия из данного текста и поясните их смысл. Работа с таблицей Наскальная живопись Сюжет каждого отдельного рисунка древнейшего человека – это конкретная ситуация, которую либо пережил, либо собирался пережить сам художник или его заказчик. Период примерно от 50 до 10 тыс. лет до нашей эры называется архаичным. В то время человек учился рисовать, считать, впервые пытался объяснить мир и самого себя. Появились первые специальные формы организации людей. Человек жил в очень суровых условиях, поэтому жизнь его была недолгой. В связи с этим продолжение рода было постоянно под угрозой, что отразилось в первобытном искусстве. Так в разных частях планеты появились женские фигурки, так называемые Венеры, символизирующие плодородие. Другим объектом изображения древних художников были животные. На самых древних рисунках животные изображались в профиль, но в натуральную величину. В архаичные период человек пытается по-своему понять окружающую его жизнь. Задание - объясните, почему рисунок древнего художника можно рассматривать как часть его жизни. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Детализация рисунков указывает на наблюдательность древнего человека, его умение выделять признаки явлений. Много рисунков сохранилось на дротиках, рукоятках других орудий. Самые поздние творения пещерной живописи были созданы примерно 10 – 12 тыс. лет назад. Ещё более ранние художественные изображения сохранились только на орудиях труда и предметах быта. Задание - перечислите версии ученых, объясняющие причины появления пещерной живописи. - для чего «заколдовывал» зверя древнейший человек. Древнейший челок становится все более наблюдательнее. В праобщине со временем появились люди, которые приобрели авторитет благодаря умению распознавать природные явления, знанию повадок животных и птиц. Их стали называть колдунами. Язык, на котором эти люди общались с природой – заклинания и определенные действия. С их помощью воздействовали на предмет или явление, если его нужно было подчинить себе. Такие заклинания и действия называл магией. Задание - кто мог в общине древнейших людей заниматься росписью пещер или наскальной живописью. Древнейший человек был беззащитен перед непредсказуемой и враждебной природой. Он боялся затмений солнца и луны. Человека интересовали причины сновидений, болезней, смерти. Попытки разобраться во всем этом способствовали формированию представлений о душе. С появлением представлений о душе духах и богах архаичный человек стал видеть природу одушевленной и оказался в совершенно новом мире. Задание - поясните, что можно считать главной причиной возникновения искусства у первобытных людей. - объясните, что объединяло колдовство и веру в душу. - почему колдуны пользовались большим почетом у древних людей. | Выполняют задание в тетради | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 6 | Работа с понятиями | Поясняет задание на слайдах Слайды Задание 1. Поясните, как взаимосвязаны представления о душе, «стране мертвых», религиозные верования. | Отвечают устно на вопрос | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Устные ответ |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять причины возникновения веры в сверхъестественное у первобытных людей Работать с текстом учебника Объяснять причины появления пещерной живописи Пояснять взаимосвязь представлений о душе, «стране мертвых», религиозных верований Давать определения понятиям: колдун, магия, художник | Устный опрос |
Домашнее задание | 1 | § 3. рабочая тетрадь упражнение № 11 | Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки | Записывают в дневник | Фронтальная | Рефлексируют уровень сложности задания | Записи в дневнике |