СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Возникновение искусства и религиозных верований" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Возникновение искусства и религиозных верований" 5 класс. Урок разработан с учетом требований ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Возникновение искусства и религиозных верований" 5 класс»

Технологическая карта

Тема урока

Возникновение искусства и религиозных верований

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364

План урока

  1. как была найдена пещерная живопись

  2. загадки древнейших рисунков

  3. человек «заколдовывает» зверя

  4. зарождение веры в душу

Цель урока

Создание условий для формирования представлений о первобытных представлений в сверхъестественные явления

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Альтамира. Пещерная живопись, охра, колдун, колдовской обряд, душа, страна мертвых, вера в сверхъестественное, религиозные верования.

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

Организационный момент

3

Подготовка класса к работе

Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: Объясните почему у первобытных людей зародилась вера в сверхъестественные явления.

Записывают тему урока, заполняют тетради

Фронтальная

Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

20

Ответы на вопросы

Учитель. Медленно, по крохам нам открывается мир духовной жизни первобытного человека через памятники древнего искусства. Откопанные статуэтки и храмы немы, а изображения неясны. Однако ученые открывают и эти тайны древности, указывая новые пути поисков. Первобытная культура – одна из самых неизученных. Это связано с недостатком источников и наличием прямо противоположных точек зрения по вопросу о её возникновении и природе.

Практическое задание.

Прочитайте первый пункт параграфа и ответьте в тетради на вопросы:

- кто открыл пещерную живопись

- где это произошло?

- при каких обстоятельствах?

Выделите основные понятия из данного текста и поясните их смысл.

Работа с таблицей Наскальная живопись

Сюжет каждого отдельного рисунка древнейшего человека – это конкретная ситуация, которую либо пережил, либо собирался пережить сам художник или его заказчик.

Период примерно от 50 до 10 тыс. лет до нашей эры называется архаичным. В то время человек учился рисовать, считать, впервые пытался объяснить мир и самого себя. Появились первые специальные формы организации людей. Человек жил в очень суровых условиях, поэтому жизнь его была недолгой. В связи с этим продолжение рода было постоянно под угрозой, что отразилось в первобытном искусстве. Так в разных частях планеты появились женские фигурки, так называемые Венеры, символизирующие плодородие. Другим объектом изображения древних художников были животные. На самых древних рисунках животные изображались в профиль, но в натуральную величину. В архаичные период человек пытается по-своему понять окружающую его жизнь.

Задание

- объясните, почему рисунок древнего художника можно рассматривать как часть его жизни.

Физминутка

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию.

Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя.

Осуществляют анализ фактов.

Устный опрос

Записи в тетради



Детализация рисунков указывает на наблюдательность древнего человека, его умение выделять признаки явлений. Много рисунков сохранилось на дротиках, рукоятках других орудий. Самые поздние творения пещерной живописи были созданы примерно 10 – 12 тыс. лет назад. Ещё более ранние художественные изображения сохранились только на орудиях труда и предметах быта.

Задание

- перечислите версии ученых, объясняющие причины появления пещерной живописи.

- для чего «заколдовывал» зверя древнейший человек.

Древнейший челок становится все более наблюдательнее. В праобщине со временем появились люди, которые приобрели авторитет благодаря умению распознавать природные явления, знанию повадок животных и птиц. Их стали называть колдунами. Язык, на котором эти люди общались с природой – заклинания и определенные действия. С их помощью воздействовали на предмет или явление, если его нужно было подчинить себе. Такие заклинания и действия называл магией.

Задание

- кто мог в общине древнейших людей заниматься росписью пещер или наскальной живописью.

Древнейший человек был беззащитен перед непредсказуемой и враждебной природой. Он боялся затмений солнца и луны. Человека интересовали причины сновидений, болезней, смерти. Попытки разобраться во всем этом способствовали формированию представлений о душе. С появлением представлений о душе духах и богах архаичный человек стал видеть природу одушевленной и оказался в совершенно новом мире.

Задание

- поясните, что можно считать главной причиной возникновения искусства у первобытных людей.

- объясните, что объединяло колдовство и веру в душу.

- почему колдуны пользовались большим почетом у древних людей.

Выполняют задание в тетради

Фронтальная, индивидуальная

Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

6

Работа с понятиями

Поясняет задание на слайдах

Слайды

Задание 1.

Поясните, как взаимосвязаны представления о душе, «стране мертвых», религиозные верования.

Отвечают устно на вопрос

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Устные ответ

Итоги урока, рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Объяснять причины возникновения веры в сверхъестественное у первобытных людей

Работать с текстом учебника

Объяснять причины появления пещерной живописи

Пояснять взаимосвязь представлений о душе, «стране мертвых», религиозных верований

Давать определения понятиям: колдун, магия, художник

Устный опрос

Домашнее задание

1

§ 3. рабочая тетрадь упражнение № 11

Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки

Записывают в дневник

Фронтальная

Рефлексируют уровень сложности задания

Записи в дневнике




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!