3. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка задачи урока. | - А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. -Отгадаем загадки: Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобиться сразу. Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. Мел, песок, глина, гранит - это полезные ископаемые. Дай общее название всем этим предметам. - Открой учебник на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока. (Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней) | - Мел - Песок - Глина - Гранит - Полезные ископаемые - Горные породы |
4. Изучение нового материала | 1. Начальные представления о горных породах. - Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. - Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы. - С некоторыми из горных пород ты сталкиваешься почти каждый день. - Назови мне, эти полезные ископаемые, которые ты недавно отгадывала. - Что такое полезные ископаемые? Прочитайте об этом первые три абзаца в тексте учебника стр. 44-45, который лежит у тебя на столе. - А теперь вспомните, с какими горными породами познакомилась в 1 классе? - Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ. 2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями. - Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно - Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит. - Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал. - Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы. - Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым. - Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. - Давай рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 — 17. - Какие ты здесь увидела минералы? - Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитай о малахите. - Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий. - Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давай прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе. - Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка. 3. Практическая работа. - Перед тобой на столе лежат кусочки гранита. Рассмотри их с помощью лупы. - Найди цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. - Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. - Найди чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда. - Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит. - Давай откроем рабочую тетрадь на с. 32 и заполним схему 1. - Что же мы здесь запишем в табличках? - Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый. - Что будешь закрашивать зелёным цветом? - Что раскрасила жёлтым? - Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитай цель нашей работы. Как ты считаешь, научилась ли ты различать составные части гранита? Давай запишем вывод нашей работы: я научилась различать составные части гранита. 4. История о коллекции камней. - Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую приготовил ученый, академик Александр Евгеньевич Ферсман Обсуждение: - Кем стал автор этого рассказа? - Что помогло ему определиться с выбором профессии? - А ты знаешь, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых? (Геологи.) | - Мел, песок, глина, гранит - Известняк, гранит, кремень - Рассматривает стержень карандаша - Открывает атлас-определитель «От земли до неба» - Алмаз, лазурит, янтарь, жемчуг, коралл, бирюза, малахит... - Берет лупу и рассматривает полевой шпат. - Рассматривает кварц -Рассматривает слюду - Открывает рабочую тетрадь на с. 32 - Заполняет табличку - Приготавливает 2 карандаша: зелёный и жёлтый - Горные породы - Минералы - Записывает Я научилась различать составные части гранита - Читает - Экспедитором - Коллекция камней - Геологи |
6. Рефлексия учебной деятельности | Анализирует, дает оценку успешности достижения задачи урока. - Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли? - Что нового и интересного узнала? - А как ты думаешь, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаешь? - Из чего состоит гранит? - Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках. - Какие запомнила название профессии людей, изучающих горные породы и минералы? | - Полезные ископаемые - Горные породы и минералы будут относится к неживой природе. - Полевой шпат, кварц, слюда - Горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов. - Читает вывод мудрой Черепахи - Геологи, экспедиторы |