СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Заглянем в кладовые земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Заглянем в кладовые земли"»

Технологическая карта урока

Заглянем в кладовые земли

Цели педагогической
деятельности

Формировать представления о понятиях «горная порода» и «минералы»; уточнить знание названий и отличий горных пород от минералов; познакомить учащихся с составом гранита

Тип урока

Решение частных задач

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, Атлас-опредлитель «От земли до неба», Образцы полевого шпата, кварца, слюды, гранита, других горных пород.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; читать и обсуждать отрывок из книги А. Е. Ферсмана («Моя коллекция»); с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них.

Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебные задачи совместно поставленные с учителем, искать средства их осуществления; познавательные – сравненивать, анализировать классификации по признакам; коммуникативные – слушать учителя и вести диалог.

Личностные: проявлять активность во взаимодействии с учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, практический

Образовательные
ресурсы

• Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель для начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

• Презентация «Заглянем в кладовые земли» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/520931

Коррекция

Речи учащегося , внимание



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационный момент

Настроить учащегося на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Прозвенел уже звонок –

И мы сейчас начнём урок.



  • Какое сегодня число и месяц?

  • А день недели?

  • Посмотри в окно. Какая погода?

  • Значит время года какое?

















2.Проверка домашнего задания

Ночью звёзды загораются

И в созвездья собираются.

- Какие созвездия мы изучали на прошлом уроке?

- Сколько зодиакальных созвездий существует?




- Кассиопия, Орион, Лебедь



- 12

3. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка задачи урока.

- А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли.

-Отгадаем загадки:


Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.


Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.


Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобиться сразу.


Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.


Мел, песок, глина, гранит - это полезные ископаемые.


Дай общее название

всем этим предметам.


- Открой учебник на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока.

(Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней)








- Мел





- Песок




- Глина





- Гранит



- Полезные ископаемые



- Горные породы

4. Изучение нового материала

1. Начальные представления о горных породах.

- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.

- Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.

- С некоторыми из горных пород ты сталкиваешься почти каждый день.

- Назови мне, эти полезные ископаемые, которые ты недавно отгадывала.

- Что такое полезные ископаемые? Прочитайте об этом первые три абзаца в тексте учебника стр. 44-45, который лежит у тебя на столе.

- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомилась в 1 классе?

- Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ.

2. Знакомство с минералами. Работа

с атласами-определителями.

- Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно

- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.

- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.

- Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.

- Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.

- Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.

- Давай рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 — 17.

- Какие ты здесь увидела минералы?



- Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитай о малахите.

- Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий.

- Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давай прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.

- Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

3. Практическая работа.

- Перед тобой на столе лежат кусочки гранита. Рассмотри их с помощью лупы.

- Найди цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

- Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

- Найди чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

- Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

- Давай откроем рабочую тетрадь на с. 32 и заполним схему 1.

- Что же мы здесь запишем в табличках?

- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

- Что будешь закрашивать зелёным цветом?

- Что раскрасила жёлтым?

- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитай цель нашей работы. Как ты считаешь, научилась ли ты различать составные части гранита? Давай запишем вывод нашей работы: я научилась различать составные части гранита.

4. История о коллекции камней.

- Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую приготовил ученый, академик Александр Евгеньевич Ферсман

Обсуждение:

- Кем стал автор этого рассказа?

- Что помогло ему определиться с выбором профессии?

- А ты знаешь, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых? (Геологи.)


















- Мел, песок, глина, гранит











- Известняк, гранит, кремень














- Рассматривает стержень карандаша

























- Открывает атлас-определитель «От земли до неба»


- Алмаз, лазурит, янтарь, жемчуг, коралл, бирюза, малахит...
























- Берет лупу и рассматривает полевой шпат.

- Рассматривает кварц


-Рассматривает слюду




- Открывает рабочую тетрадь на с. 32



- Заполняет табличку


- Приготавливает 2 карандаша: зелёный и жёлтый


- Горные породы

- Минералы






- Записывает Я научилась различать составные части гранита




- Читает





- Экспедитором


- Коллекция камней


- Геологи

5. Домашнее задание.

Учебник с. 44 -47.

Ответить на вопросы на с. 47

Прочитай задание №2 в рабочей тетради. Его ты выполнишь дома

- Записывает домашнее задание в дневник

6. Рефлексия учебной деятельности

Анализирует, дает оценку успешности достижения задачи урока.

- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

- Что нового и интересного узнала?

- А как ты думаешь, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаешь?

- Из чего состоит гранит?

  • Чем отличаются горные породы от минералов?


- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

- Какие запомнила название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?





- Полезные ископаемые



- Горные породы и минералы будут относится к неживой природе.



- Полевой шпат, кварц, слюда


- Горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов.


- Читает вывод мудрой Черепахи



- Геологи, экспедиторы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!