СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы; изучить  закон Паскаля и показать  его  практически.                  

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе"»

Урок: Дата:


Тема:

Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

Цель:

показать различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы; изучить закон Паскаля и показать его практически.

Планируемый результат

Предметные умения

УДД

владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение); понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения; выбор наиболее эффективных методов решения задачи;); создание моделей изучаемых объектов(отличать газы по их свойствам от твердых тел); понимание причины неуспешности учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; адекватно оценивать результаты своей деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог.

Познавательные УУД:

  • развивать логическое мышление;

  • представлять информацию в виде таблицы;

  • на основе анализа делать выводы;

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;

  • оформлять свои мысли в устной форме с использованием физических терминов;

  • развивать умение работать в паре, в группе.

Личностные результаты:

  • развивать творческие способности;

  • развивать умения высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, переживания;

  • формировать мотивацию к изучению явлений природы, повышать интерес к физике.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом урока;

  • прогнозировать предстоящую работу;

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Основные понятия

Давление, паскаль, жидкость, газ, твердое тело

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы


Химия, биология, зоология, обж


Фронтальная,

классно-коллективная

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

 Передача давления жидкостями и газами (по рис. 95, 96 в учебнике и по рис. 24).


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Организация внимания учащихся

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов?" В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мой - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов."

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

- Я думаю, сегодня на уроке мы увеличим круг наших знаний.

Включение учащихся в деловой ритм работы

Развитие учебно-познавательного интереса к уроку

Отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение

Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение

Самопроверка готовности к уроку

Прогнозирование предстоящей учебной деятельности

Актуализация ранее изученного


Развивают операцию мышления, отвечают на вопросы, на основе, что известно. Ведут поиск правильного ответа.

Выражают свои мысли, строят высказывания, проговаривают, запоминают, выделяют необходимую информацию. Выбирают правильный ответ. Работа в парах.

Осознание того, что уже усвоено, качество и уровень усвоения. Решают учебные проблемы. Не боится сделать ошибку.

Этап постановки целей и задач урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.

Как производится давление твердых тел? Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да)

Лежащая на столе тетрадь? (Да)

В каком направлении твердые тела передают давление? (В направлении действия силы)

Давайте еще раз в этом убедимся:

- поставьте учебник перед собой на стол, приложите ладонь к нему сбоку, другой рукой надавите на книгу сверху вниз. Вы чувствуете боль? Ваша книга оказывает давление только на ту часть опоры, с которой соприкасается. А на стены и потолок комнаты она оказывает давление? (Нет). Почему так? Как расположены молекулы в твердых телах, как они двигаются? (Расположены плотно друг к другу, в определенном порядке и совершают колебательные движения).

- А как передают давление жидкости и газы? В комнате, где мы находимся, есть газы? (Да)

Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок?

Сегодня на уроке об этом и поговорим. Как нам сформулировать тему нашего урока?

Хорошо. Открыли тетради и записали число и тему урока: “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”.

Вам знакомо имя Паскаль? (Да)

- Ребята, учёные делают предположения, выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их предположения. Давайте представим, что мы ученые и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради в виде таблицы.

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Открытие новых знаний

Ребята, что произойдет, если пролить воду на стол? (Немного проливаю)? Верно, вода

потечёт. А если подуть на нее?

Состояние вещества

Подвижность молекул

Направление передачи давления

Твёрдые тела

Молекулы связаны с положениями равновесия, только колеблются

Передаётся в направлении действия силы

Жидкость и газ

Молекулы подвижны относительно друг друга

Передаётся по всем направлениям, всем частицам

Почему так происходит? (В отличие от твердых тел молекулы жидкости могут перемещаться). Верно. Давайте приступим к заполнению таблицы.

А чтобы ответить на вопрос по направлению и передачи давления в жидкостях и газах, давайте проделаем ряд опытов.

В отличие от твердых тел отдельные слои и мелкие частицы жидкости и газа могут свободно перемещаться относительно друг друга по всем направлениям. достаточно, например, слегка подуть на поверхность воды в стакане, чтобы вызвать движение воды. На реке или озере при малейшем ветерке появляется рябь.

Подвижностью частиц газа и жидкости объясняется, что давление на них, передается не только в направлении действия силы, а в каждую точку жидкости или газа. Рассмотрим это явление подробнее.

На рисунке 94, а изображен сосуд, в котором содержится газ (или жидкость). Частицы газа равномерно распределены по всему сосуду. Сосуд закрыт поршнем, который может перемещаться вверх и вниз.

Прилагая некоторую силу, заставим поршень немного войти в сосуд и сжать газ, находящийся непосредственно под ним. Тогда частицы расположатся в этом месте более плотно, чем прежде (рис. 94, 6). Благодаря подвижности частицы газа будут перемещаться по всем направлениям. Вследствие этого их расположение опять станет равномерным, но более плотным, чем раньше (рис. 94, в). Поэтому давление газа всюду возрастет. Значит, добавочное давление передается всем частицам газа или жидкости. Так, если давление на газ около самого поршня увеличится на 1 Па, то во всех точках внутри газа давление станет больше прежнего на столько же. На 1 Па увеличится давление и на стенки сосуда, и на дно, и на поршень.

Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях. Это утверждение называют законом Паскаля. На основе закона Паскаля легко объяснить следующие опыты. На рисунке 95 изображен полный шар, имеющий в различных местах узкие отверстия. К шару присоединена трубка, в которую вставлен поршень. Если набрать ВОДЫ В шар и вдвинуть в трубку поршень, то вода польется из всех отверстий шара. В этом опыте поршень давит на поверхность воды в трубке. Частицы воды, находящиеся под поршнем, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. Таким образом, давление поршня передается в каждую точку жидкости, заполняющей шар. В результате часть воды выталкивается из шара в виде одинаковых струек, вытекающих из всех отверстий.

Если шар заполнить ДЫМОМ, то при выдвигании поршня в трубку из всех отверстий шара начнут выходить одинаковые струйки дыма (рис. 96). Это подтверждает, что и газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково.

Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции.

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор.

Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении.

Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат.

Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей.

Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Учитель анализирует ответы учащихся.


Надували воздушные шарики. Почему некоторые шарики не круглые? Не противоречит ли это закону Паскаля? (Закон паскаля в шариках любой формы выполняется. Оболочку воздушных шариков делают так, что материал в разных местах имеет разную толщину, поэтому они растягиваются неодинаково, придавая шарикам разнообразную форму).

Рыба-шар. При надвигающейся опасности тетраодон принимает форму шара, наполняя тело воздухом или водой. (Вопрос– объясните, как это происходит?) Ответ: давление, передаваемое на воздух или воду, передалось по всему направлению одинаково.

Плод этого растения очень похож на обыкновенный огурец, отличает его множество щетинок, покрывающих поверхность. В “бешенство” он приходит, когда полностью созревает. Объясните наблюдаемое явление.) Ответ: по мере созревания огурца, внутри него накапливаются газы. К моменту созревания давление газов в полости огурца достигает максимума. Под давлением газов стенки разрушаются, жидкость выбрасывается струёй.

Почему при попадании мелкокалиберной пули в сырое яйцо оно разлетается? Ответ: давление, передаваемое пулей на сырое яйцо, передалось по всему направлению одинаково.

Используя закон Паскаля, мы объяснили особенности объектов живой и неживой природы. Закон Паскаля находит широкое применение и в технике. Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, также сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. Благодаря давлению в системе отопления вода прогревается равномерно.

Отвечают на

вопросы.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме.

Структурировать

знания, выделять

существенную

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Получать

необходимую

информацию,

отстаивать свою

точку зрения в

диалоге.

Взаимодействовать

с одноклассниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Итог урока

1.Как передают давление жидкости и газы?

2.Пользуясь рисунком 94, объясните, почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково.

3. Как читается закон Паскаля?

4. На каком опыте можно показать особенность передачи давления жидкостями и газами?

Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов учащихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

§

творческое: найти интересные факты из биографии Б.Паскаля, из мудрых изречений Паскаля, заинтересовавшее вас, записать в тетрадь примеры проявления закона Паскаля в жизни и природе.

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы


Ребята, как вы считаете людям каких профессий надо знать и понимать закон Паскаля? (механикам, поварам, врачам). Вам понравилась тема нашего урока? Так как же читается закон Паскаля? (Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.) А если у вас после изученной темы будут возникать неясные вопросы, то это значит, что вы расширили круг своих знаний.

Участвуют в

беседе по

обсуждению

достижений,

отвечая на

вопросы, делают

выводы.

Анализировать

степень усвоения

нового материала

Выслушивают

одноклассников,

озвучивают своё

мнение

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Оценивают

уровень личных

достижений,

уточняют

пробелы в

знаниях.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи,

осуществлять

самоконтроль,

планировать

будущую

деятельность.

Анализ активности учащихся




1 – вариант


1) Выберите продолжение утверждения

Газы принимаю форму сосуда и …

А) заполняют часть предоставленного объёма;

Б) полностью заполняют весь предоставленный объём;

В) повышают свою температуру.

2) С увеличением температуры газа его давление

А) уменьшается;

Б) не изменяется;

В) увеличивается.

3) Что происходит с давлением газа при сжатии

А) давление увеличивается;

Б) давление не изменяется, меняется его температура;

В) Давление уменьшается.

4) Укажите главную причину давления газа на стенки сосуда

А) это необъяснимое явление;

Б) удары молекул газа о стенки сосуда;

В) очень малые размеры молекул газа.

5) Почему плохо накачанный мяч, полежав на солнце,

«раздулся» так, как будто его подкачали?

А) уменьшилось давление окружающей среды;

Б) с повышением температуры увеличилось давление внутри мяча, и мяч увеличился в объеме;

В) иной ответ.


2 – вариант


1) Выберите продолжение утверждения

Газы не имеют собственной формы и …

А) постоянной температуры;

Б) постоянного количества молекул;

В) постоянного объема.

2) В каком состоянии газ производит большее давление

А) в холодном;

Б) в нагретом;

В) в состоянии покоя.

3) С уменьшением объема газа его давление

А) не изменяется;

Б) увеличивается;

В) уменьшается.

4) Укажите главную причину давления газа на стенки сосуда

А) удары молекул газа о стенки сосуда;

Б) мало взаимное притяжение молекул;

В) очень малые размеры молекул газа.

5) Как меняется давление воздуха в шине велосипеда,

когда ее накачивают насосом?

А) давление уменьшается;

Б) увеличивается

В) не изменяется.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!