Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните, почему земледельцу одинаково важны земля и свобода. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо. Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремесла. В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства – полисы. В территорию каждого полиса входил город, расположенные вокруг него хлебные пол, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев и усадьбы богачей. В 8-м веке до н.э. в Греции появилась новая письменность. Её создали на основе финикийского алфавита. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки. Это позволило точно передавать при письме звуковую речь. В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами. В Аттике нет плодородных рек. Большая часть областей покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растет пшеница и ячмень. В 8 – 7 м вв. до н.э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Растущему населению города требовалось больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Земледельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы. Запишите в тетрадь Полис – независимый город с сельской округой. Страна | Климат | Ландшафт | Источники воды | Занятия греков | Древняя Греция | Жаркий | Горы и предгорья | Половодных рек нет | Ремесло и торговля | Задание 1. Прочитайте пункт параграфа Разведение оливок и винограда. И ответьте устно на вопросы: - определите, насколько эффективно греки использовали богатства своей страны. - можно ли их назвать практичными людьми? Ответ аргументируйте. В 7-м веке до н.э. власть в Афинах принадлежала знать. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал. На холме, посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей – архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни. Запишите схему в тетрадь Ареопаг (совет знати в 7 в. до н.э. Архонты (9) Управление Суд Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Задание 2. Прочитайте Законы Драконта. - основные направления законов Драконта - за что могли казнить по эти законам? - отличаются ли законы Драконта от законов Хаммурапи? - почему правитель применял суровые наказания. Задание прочитайте пункт параграфа Бедственное положение земледельцев. Ответьте устно на вопросы: - назовите наиболее уродливое проявление бесправия в Древней Греции. - укажите причины и последствия появления долгового камня на участке земледельца. Запишите в тетрадь: Демос пытался добиться права самим управлять государством, требовал отменить долговое рабство и переделить землю. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять, почему земледельцу одинаково важны земля и свободы Работать с исторической картой: показывать местоположение Аттики, называть крупные города Объяснять, как греки приспособились к условиям природы Характеризовать положение демоса и архонтов Анализировать законы Драконта и определять основные отрицательные явления жизни древнегреческого общества Указывать причины и последствия появления долгового камня на участке земледельца Дать определения понятиям: полис, долговое рабство | Устный опрос |