СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Значение пищи и её состав"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Значение пищи и её состав" с демонстрационным экспериментом и заданиями, в том числе на развитие функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Значение пищи и её состав"»


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Кушнерёва Оксана Олеговна

Место работы

МБОУ «Средняя школа №1 им.Ю.А.Гагарина» Гагаринского района

Смоленской области

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Пищеварительная система

Тема урока

Значение пищи и её состав

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений



Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

Метапредметные

Регулятивные УУД:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Познавательные УУД:
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:
 координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего плана;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Предметные

  • знать и понимать состав и значение пищи;

  • уметь описывать демонстрационные эксперименты, анализировать их, объяснять результаты и делать научные выводы;

  • уметь формулировать биологические закономерности;

  • объяснять роль компонентов пищи для человека;

  • поиск источников биологической информации, получение необходимой информации, ее анализ.

Ключевые слова (введите список ключевых слов, характеризующих урок):

Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Витамины. Минеральные вещества: вода и минеральные соли. Пищевые добавки. Здоровое питание.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок изучения нового материала в форме проблемного эксперимента и организацией групповой работы учащихся.

Необходимое оборудование – Оборудование для учителя: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробирки, ступка и пестик, стеклянная палочка, фильтровальная бумага, воронка, спиртовка. Реактивы: растворы гидроксида натрия и сульфата меди (II), азотная кислота (конц.), раствор яичного белка, молоко, уксусная кислота, семена льна или подсолнечника, растительное масло, бромная вода или раствор перманганата калия подкисленный.

Оборудование для учащихся: информация о пищевых добавках, этикетки с некоторых продуктов питания (чипсы, жевательная резинка, конфеты и т.д.); Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания, на 100 г продукта. Таблица энергозатрат при различных видах физической активности.






3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель демонстрирует слайды с изображениями продуктов питания. Предлагает учащимся ответить на вопрос, о чём сегодня пойдёт речь?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Учитель организует устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагает сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить при изучении темы.

Учащиеся формулируют вопросы:

Какие вещества входят в состав пищи?

С какими продуктами они попадают в организм?

В каких количествах человеку нужны необходимые для жизни вещества?

Могут ли с пищей поступать не только полезные, но и вредные вещества?

Для чего человеку необходимо питаться?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Из поставленных вопросов формулируется цель урока: узнать о составе, значении пищи и основных принципах правильного питания.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).

Учитель демонстрирует опыты, доказывающие наличие органических веществ: белков, углеводов и жиров в составе пищи.

Обнаружение белка: к раствору яичного альбумина добавить избыток гидроксида натрия и несколько капель медного купороса.

Обнаружение молочного сахара: к молоку прилить раствор уксусной кислоты (осадить белок и жир), отфильтровать и к фильтрату добавить избыток гидроксида натрия и несколько капель медного купороса, затем нагреть.

Обнаружение жиров: Выделение масла из семян льна или подсолнечника. Завернуть очищенные семена подсолнечника в фильтровальную бумагу и измельчить в ступке.

Неорганические вещества: ознакомьтесь с информацией в учебнике.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Какие органические вещества входят в состав пищи и какова их роль? Какие неорганические вещества входят в состав пищи? Какого вещества в организме человека больше всего? Для чего нужны вещества пищи? Что даёт организму их расщепление?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Наш разговор о продуктах питания был бы неполным без упоминания о пищевых добавках. Эта тема вызывает в последнее время много горячих споров: нужны ли они в пищевых продуктах и насколько безвредны?

На ваших столах лежит информация о том, что такое пищевые добавки, как они маркируются и сведения о некоторых из них. Я предлагаю вам воспользоваться этой информацией и выполнить следующее задание. Необходимо выяснить, какие пищевые добавки входят в состав наиболее часто используемых вами пищевых продуктов и насколько эти добавки безопасны. Судить об этом можно по информации на этикетке продукта. Из предложенных этикеток продуктов питания выберите опасные пищевые добавки.

Этап 3.2. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Пётр каждый вечер бегает трусцой в течение 1,5 часа. За два часа до этого он плотно ужинает. Сегодня Пётр съел 200 г гречневой каши, 60 г сырокопченой колбасы, 50 г сыра, 25 г хлеба и чай с сахаром. Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность ужина?

2)  Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег?

3)  Какие вещества являются наиболее энергетически ценными?

Таблицы в приложении.

Этап 3.3. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Задание (умение - преобразование знаков и символов для решения познавательных задач)

Полноценная пища должна содержать в определенном количестве все вещества, необходимые организму. Подсчитано, что в организме человека в среднем содержится 15-20% белков, 0,6% углеводов, 19% жиров, 5,8% минеральных солей и 60-65% воды. Эти вещества в процессе жизнедеятельности человека должны постоянно пополняться.

Вопрос: Каково соотношение белков, жиров и углеводов в пище для нормального функционирования организма?

Этап 3.4. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Откуда в пище могут появиться нитраты? Объясните это с точки зрения увеличения урожайности сельскохозяйственной продукции.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика

Диагностическая работа с самопроверкой.

Тест для диагностической работы в приложении.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Рефлексия своих действий:

Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы?

Помог ли вам сегодняшний урок расширить ваши знания о питании?

Какую практическую пользу вы извлекли из данного урока?

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

В качестве домашнего задания выполнить небольшой проект под названием «Пищевые добавки». Необходимо выяснить, какие пищевые добавки входят в состав наиболее часто используемых вами пищевых продуктов и насколько эти добавки безопасны. Судить об этом можно по информации на этикетке продукта, из предоставленной вам информации, а также можно воспользоваться Интернетом и расширить свои познания по этой теме. Отчёт можно оформить в виде газеты, компьютерной презентации, буклета или брошюры.









Приложение.

Таблица 1. Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания, на 100 г продукта

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Геркулес

303

12,8

6,0

65,4

Гречневая каша

153

5,8

1,7

29,1

Овсяная каша

115

4,5

5,0

13,6

Манная каша

119

3,0

5,2

15,4

Макаронные изделия

356

10,9

0,6

74,0

Картофель варёный

74

1,7

0,2

15,8

Пшённая каша

131

4,6

1,3

25,9

Варёный рис

123

2,5

0,7

36,1

Суп из пакета

333

10,7

3,3

51,6

Лапша быстрого

приготовления

326

10,0

1,1

69,0

Говядина тушёная
(вес нетто одной банки обычно 350 г)

220

16,8

17,0

0,0

Шпроты в масле
(вес нетто одной банки обычно 150 г)

362

17,5

32,3

0,0

Колбаса сырокопчёная

473

24,8

41,5

0,0

Сухари сладкие

377

9,0

4,6

72,8

Сыр

370

26,8

27,4

0,0

Хлеб

235

8,0

0,9

50,0

Сладкое печенье

445

7,5

16

68,0

Апельсиновый сок

60

0,7

0,1

13,2

Чай без сахара

0

0,0

0,0

0,0

Чай с сахаром
(две чайных ложки)

68

0,0

0,0

14,0

 

Таблица 2. Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале;

колка дров

9,5 ккал/мин


Тест для самодиагностики


Задание 1

Вопрос:

Укажите продукты богатые жирами:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) растительное масло 2) сало

3) бобовые 4) мед

5) рыба


Задание 2

Вопрос:

Выберите из списка вещества пищи:


Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1) витамины

2) молоко

3) углеводы

4) минеральные вещества

5) жиры

6) белки

7) яйца



Задание 3

Вопрос:

Укажите продукты богатые белками:


Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) мед

2) молочные продукты

3) орехи

4) рыба

5) растительное масло

Задание 4

Вопрос:

Углеводы в наибольшем количестве содержатся в:


Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) мед 2) яйца

3) растительное масло 4) ржаной хлеб

5) картофель



Задание 5

Вопрос:

Из списка выберите названия витаминов:


Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) C 2) A 3) Mg

4) D 5) Fe 6) B



Задание 6

Вопрос:

Пищевые отравления - это заболевания:


Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) вызванные употреблением недоброкачественной пищи

2) химическими токсическими веществами



Задание 7

Вопрос:

Расположите продукты в порядке убывания их пищевой ценности (калорийности):


Укажите порядок следования всех 5 вариантов ответа:

__ масло подсолнечное

__ молоко

__ огурцы

__ рыба

__ хлеб белый


Задание 8

Вопрос:

В состав пищи человека входят продукты:


Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) животного и растительного происхождения

2) растительного происхождения

3) животного происхождения


Задание 9

Вопрос:

Источники витамина С:


Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) черная смородина

2) лук

3) апельсины

4) картофель

5) огурец



Задание 10

Вопрос:

Основным строительным материалом для клеток, тканей и органов человека являются:


Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) углеводы

2) витамины

3) жиры

4) белки


Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;

2) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4; 5; 6;

3) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

4) (1 б.) Верные ответы: 1; 4; 5;

5) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4; 6;

6) (1 б.) Верные ответы: 1;

7) (1 б.) Верные ответы: 1; 4; 5; 3; 2;

8) (1 б.) Верные ответы: 1;

9) (1 б.) Верные ответы: 1; 3;

10) (1 б.) Верные ответы: 4;


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!