Автор разработки: Селезнева Елена Васильевна Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | 11 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты |
Используемый учебник |
Название. | Класс | Авторы |
Астрономия | 11 | Б.В. Воронцов- Вельяминов, Е.К. Страут … |
Планируемые образовательные результаты Предметные | метапредметные | личностные |
|
Обучающийся научится: формулировать понятие «Созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; ЭСК, использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе
| Обучающийся научится: формулировать проблему микроисследования, извлекать информацию, представленную в явном виде | Обучающийся научится: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы; логично и точно излагать свою точку зрения
|
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер, проектор, интерактивная доска, авторская презентация | http://galaxy-science.ru/stati.html — Космический портал. https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-po-astronomii-zvezdy-i-sozve.html Карта звёздного неба онлайн http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4.html https://multiring.ru/course/astronomy/content/chapter1/section1/paragraph6/theory.html#.WvbWbe-FPIU, эфу, CD - "Red Shift 5.1 |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
Организационный | Создание условий для осознанного восприятия нового материала. Личностные результаты: формировать позитивное отношение к людям и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире | Слайд №1 «Здравствуйте» мультимедийной презентации «Звезды и созвездия» | Устное общение для создания позитивного настроя, установления контакта с классом, помощь в формировании групп, создание рабочей атмосферы, помощь установлению контакта внутри групп
| Формируют группы, используя цветовое деление при входе в кабинет, приветствуют учителя, организуются на работу. | 1 мин. |
| | | | | |
Мотивация и целеполагание Метод – проблемный. | предметные результаты - понимать, о каких объектах звездного неба идти речь на уроке метапредметные результаты - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале личностные результаты – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения | Слайды №2 и 3 презентации к уроку астрономии «Звёзды и созвездия» | Читает отрывок из стихотворения В. Маяковского: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!» Зачитывает отрывок, предлагает вопросы, подводящие к формулировке темы и проблемы урока: Как вы считаете, о каких объектах звездного неба пойдет сегодня речь? Сформулируйте тему урока. Что вам известно по этой теме? Наблюдая за звездным небом невооруженным глазом, вы как-нибудь различаете звезды? Как сравнивать звезды по потоку света? Какие созвездия вы знаете? Заполните табличку Предлагает учащимся проанализировать свои ожидания от предстоящего урока | Анализируют отрывок. Отвечают на вопросы, обсуждают ответы и формулируют основную тему «Звезды и созвездия» и цель урока: «Классифицировать и находить положение звезд на небесной сфере».
| 2мин. |
II. Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Постановка целей учебной деятельности, выбор способов и средств реализации. | Слайды №4- №10 презентации к уроку астрономии «Звёзды и созвездия» | Организует проверку выполнения домашнего задания в форме «Интеллектуальной разминки». Обсуждает с учащимися ранее изученное | Готовят ответы на вопросы «Интеллектуальной разминки». Представители групп дают ответы (по карточкам-заданиям с набором вопросов). Приложение 1. | 6мин. |
III. Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). | Слайды №11- №12 презентации к уроку астрономии «Звёзды и созвездия» | Можно ли использовать горизонтальную СК для создания карты звездного неба? Поясните Увеличивает ли телескоп видимые размеры звезд? Ответ поясните. Делает акцент на основных моментах Подводит к формулировки учащимися цели, выбора способа и средств достижения нового знания и способа действия.. | Выделяют, каких именно знаний не хватает (это причина затруднений). Для наблюдателя на Земле горизонтальные координаты указывают положение светила в данный момент времени и вследствие вращения земли постоянно меняются .Есть ли СК, которая позволит найти положение звезды и созвездия на небесной сфере относительно друг друга? С помощью чего можно определять положение звезд на небесной сфере. По какой характеристике различать звезды | 2 мин. |
IV. «Открытие нового знания» Методы: проблемно – поисковый; работа в группах, индивидуальная работа в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах и представлением результата работы группы, работа с учебником | Самостоятельное изучение новых знаний и способов действий. Предметные результаты: формулировать понятие «Созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; определять главные плоскости, линии и точки ЭСК, находить на звездной карте.,глобусе основные линии,точки небесной СК для поиска созвездий и звезд на небе личностные результаты - быть как руководителем, так и членом в работе группы; излагать свою точку зрения развернуто, логично и точно; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности; способен вести диалог с другими людьми; метапредметные результаты - выходить за рамки учебного предмета; осуществлять развернутый информационный поиск; оценивать ресурсы; овладевать достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, интересоваться научными знаниями об устройстве мира; уметь ориентироваться в получаемой информации, работать с учебником, | Слайды №13-16,22(для 1гр) 17-21(для 2гр) презентации к уроку астрономии и ЭФУ «Звёзды и созвездия», www.galactic.name/constellations/img/ursa_major_constellation_uranographia_big.jpg Б.Медведица http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4.html (система небесных координат), https://сollege.ru/astronomy | Способствует построению и фиксации знания в речи и знаково.Помогает распределению работы в группах, Помогает восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний. Наблюдает за ходом самостоятельной работы и оказывает помощь отдельным обучающимся; оценивает работу обучающихся: представление результата – 6 – 12 человек; дополняет представленные результаты (по необходимости) | Выполняют задания в группах. (Приложение 2) Изучают самостоятельно § 3. Звёзды и созвездия. § 4 Небесные координаты и звездные карты Приложение2 Подбирают себе задания в группе, работают в группах 2 человека в группе выполняют поиск информации в сети; 2 человека по учебнику, 2 человека составляют одно лаконичное описание по алгоритму предложенного задания группе; фотографируют конспект,; делятся конспектом с другой группой; анализируют выполнение задания в группе; готовят сообщения: устное сообщение, материал с сайтов и из приложения http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4.html Делают записи в тетрадях. | 7 мин. |
V. Первичное осмысление и закрепление | Применение знания в типовой ситуации. Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. предметные результаты -формировать позицию в понимании причинно-следственной обусловленности введения ЭСК, метапредметные результаты - описывать причинно-следственные связи личностные результаты – формировать положительную учебно-познавательную мотивацию и интерес к обучению; участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать собственную точку зрения; самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность | Слайды №13-22, презентации к уроку астрономии «Звёзды и созвездия» ЭФУ«Экваториальная система координат» | Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявляет пробелы и неверные представления. Помогает сделать правильные обобщающие выводы. Контролирует выполнение работы. | Проговаривают во внешней речи новые знания, решают типовые задания. Сообщают результаты работы групп. Демонстрируют видео и дополнительные изображения. ЭФУ(видео) , , материал с сайтов и из приложения http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4.html Делают обобщающие выводы: формулируют понятие «Созвездие», определяют понятие «видимая звездная величина»; определяют разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; определяют главные плоскости, линии и точки ЭСК. Представляют свой вариант сравнения блеска звезд разной величины, алгоритм перевода градусной меры в часовую и наоборот Выполняют и озвучивают задание «Закончи предложение» | 7 мин. |
VI. Практическая работа | Применение новых знаний и способов действий. | Слайды №23, презентации к уроку астрономии Карта звёздного неба онлайн. http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php | Организует практическую Работу с ПКЗН Организовывает деятельность по применению новых знаний, оценивает работу всех обучающихся | Приложение 4. Находят на звездной карте.,глобусе основные линии,точки небесной СК для поиска созвездий и звезд на небе Находят на звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Дракона, Лебедя, Лиры, Ориона, Геркулеса и др. .),используют приложением учебника; Определяют по ПКЗН условия видимости светил, яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус. Экваториальные координаты сравнивают с данными приложенияV учебника | 10 мин. |
VII. Самоанализ и самоконтроль | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Самопроверка умений применять новое знание в типовых условиях | Слайд 24-25 презентации у року | Подведение учеников к самопроверке. Создание ситуации успеха | Самопроверка (Приложению5 , проверка и коррекция ошибок | 6 мин. |
VIII. Рефлексия. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Осознание метода построения нового знания. Анализ своего эмоционального состояния Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: осуществление личностной рефлексии при подведении итогов | Слайд 26 презентации Методике «Светофор»: красный–я работал отлично, мне всё понятно желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока 1.- Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Какие вопросы для себя поставили? Раскрыли их? Смогли ли раскрыть свои вопросы ? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали? 2.- Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать, как ученые разных эпох изучали звезды и созвездия? 3.- Каким образом мы работали с этими источниками информации? Для чего мы их использовали? Для чего лично Вам знать информацию о звездах и созвездиях, ЭСК? | Фиксация нового знания. Осуществляют самооценку работы групп, ,проговаривают о поставленных целях и достигнутых результатах, производят самооценку деятельности на уроке., используя лист оценивания по методике «Светофор»: | 3 мин. |
IX. Задание на дом:. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Слайд №27 Дом. Задание §3, 4 Упр 2(1-3) Упр 3 (1 -3) Подготовить мифы и легенды, связанные с названиями созвездий(слайд 28) | Информирует учащихся о домашнем задании. | Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | 1 мин. |
Изучите материал ( в учебнике§3 и Слайды №11-17 презентации к уроку астрономии или ЭФУ «Звёзды и созвездия» (видео), www.galactic.name/constellations/img/ursa_major_constellation_uranographia_big.jpg Б.Медведица), материал с сайтов и из приложения http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4.html, https://сollege.ru/astronomy/ составьте рассказ и
1.Сделайте обобщающие выводы: по понятию «Созвездие», определите понятие «видимая звездная величина»; определите разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; расскажите об истории классификации созвездий, о Большой Медведице
2. Предложите алгоритм решения задач на расчет разности освещенностей светил разной звездной величины.
А.Невооруженным глазом на небе можно наблюдать около …….звезд (ответ 5000) до ….. звездной величины (ответ 6), с помощью телескопов …. (ответ млрд. млрдов).
Б. На звездные карты нанесены все звезды ярче … (ответ 11 величины)
В. Разность в 5 звездных величин соответствует изменению блеска звезд в …(ответ в 100 раз)
Г.Разница в 1 звездную величину соответствует отличию блеска в ……. Раза (ответ =2.512раза)
Д. Разница в 2 звездные величины будет соответствовать в …….раза. (ответ в раза)
Е. Разница в 3 звездные величины будет соответствовать в …….раза. (ответ в раза)
Изучите материал ( в учебнике§4 и Слайды №11-17 презентации к уроку астрономии или ЭФУ «Экваториальная система координат», http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4.html (система небесных координат), составьте рассказ сделайте выводы о
главных плоскостях, линиях и точках ЭСК.
Представьте свой алгоритм перевода градусной меры в часовую и наоборот на небесной сфере. ( 24 часа -……⁰, 15 мин-… ⁰, 1 секунда -……⁰)
А) прямым восхождением.
Б) звездной величиной.
В) склонением.
4).Продолжите предложение:
А. воображаемая ось видимого вращения небесной сферы
Б. в 1⁰,5 от Малой Медведицы
В.плоскость, перпендикулярная к оси мира и, проходящая через центр небесной сферы
Г. Периоду вращения Земли вокруг своей оси(сутки)
Е. ось, вокруг которой вращается Земля, двигаясь в мировом пространстве
И. воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг наблюдателя земле на, на внутренней поверхности которой нанесены светила
2. Осью мира называется….
3. Полюсами мира называются…
4. Северный полюс мира сейчас находится …
7. период вращения небесной сферы равен
ПКЗН - у каждого на столе ( как работать в приложение X стр 233). Посмотреть созвездия. И Карта звёздного неба онлайн. http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php
Показывается, как определяется вид небосвода в течении суток.
А) Карта, изображение проекции, в центре Полярная, вокруг которой "вращается " небо. Географические координаты (Экватор).
Б) Накладной круг (55o). Центр-Зенит. Вид неба - совмещение даты с часом. Дальше ориентируешься по сторонам горизонта.
В) CD - "Red Shift 5.1"- показ запуска и общее знакомство с содержимым.
вращение неба, получение информации об объектах.
1. ..Какие явления доказывают нам о суточном вращении небесной сферы?
2. Созвездием называется………. . На небе их …..
3.Звезды первой величины ярче звезд 6 величины в….
.
6.Выразите в часовой мере 90⁰, а в угловой мере прямое восхождение 6ч30 мин.