СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Страна хороших манер»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Страна хороших манер»»


Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «Страна хороших манер»

Форма проведения: Игра – путешествие

Цель: повышение культурного уровня у учащихся о правилах поведения в обществе

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение правильно вести себя в обществе, во время разговора по телефону, в школе и в общественном транспорте;

• расширить знания учащихся о правилах этикета посредством анализа ситуаций.

Развивающие:

• Развивать навыки работы в группе;

  • Развивать инициативное сотрудничество через умения работать в группах;

  • Развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;

• Содействовать развитию коммуникативных качеств личности школьника;

  • Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы по окончанию занятия.

Воспитательные:

• Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку через организацию групповой работы;

  • Воспитывать ценностное отношение к правилам этикета.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Называют правила поведения в школе, во время телефонного разговора, в общественном транспорте;

  • Объясняют правила этикета в процессе анализа ситуаций.

Метапредметные:

ПУУД: Проявляют интерес к нормам и правилам поведения в обществе;

Проявляют умение произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

КУУД: Слушают и слышат собеседника, вступают в диалог, строят совместную деятельность во время работы в группах;

РУУД: Оценивают свою деятельность и настроение через приём «Коробочка настроения».

Личностные:

  • Проявляют дружелюбие, взаимовыручку в процессе групповой работы;

• Проявляют интерес к правилам этикета.

Оборудование: задания на интерактивной доске, проектор, компьютер, листочки с ситуациями, цветные квадратики и коробка.

План занятия:

1. Организационный блок занятия (4 минуты)

2. Диагностический блок (3 минут)

4. Конструирующий (основной) блок занятия (30 мин)

- подготовительный этап (1 мин)

- основной этап (19 мин)

- Станция «Вежливые слова» (4 мин)

- Станция «Транспортная» (5 мин)

- «У меня зазвонил телефон»! (5 мин)

- «Правила поведения в школе» (5 мин)

- систематизирующий этап (10 мин)

5. Итоговый блок занятия (3 минуты)

- аналитический этап (2 мин)

- рефлексивный этап (1 мин)


Этап урока

Задачи этапа

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, формы, средства

Формируемые УУД

Организационный блок занятия


Подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Активизировать внимание детей.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Меня зовут Юлия Максимовна. Сегодня на занятии мы с вами будем говорить об очень важной теме, но о какой именно вы должны догадаться сами! Я подготовила для вас стихотворение, которое связано с темой нашего урока, слушайте внимательно!

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» -
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.


Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.


А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…»


Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы… Мы скажем вам «спасибо»


-Ребята, про кого это стихотворение?



- а как называются такие слова?



- Да, вы правы! Эти слова называются вежливыми. А как называют человека, который всегда употребляет в своей речи эти слова?

-Да! Вы снова правы! А еще говорят, что у такого человека «хорошие манеры». Так как вы думаете, какая тема нашего занятия?
- Молодцы! Мы с вами сегодня отправимся в Страну хороших манер.

- Здравствуйте!





















- про мальчика, который не говорил «спасибо, пожалуйста, добрый день…)

- вежливые, правильные, хорошие, волшебные.


-вежливый, воспитанный.


- Хорошие манеры.

Форма – фронтальная

Средство – речь учителя, стихотворение

Методы - беседа


Диагностический блок


Ребята, а как вы думаете, что такое «Хорошие манеры»?




- Хорошо, а как вы понимаете, что такое «Этикет»?

Этикет - это культурное поведение людей, основанное на определенных правилах. Благодаря им люди избегают неудобных ситуаций и чувствуют себя более уверенными, потому что знают, где и как нужно поступить.

В переводе с французского языка слово «этикет» означает «церемония». Любая церемония (принятие пищи, накрывание на стол, беседа по телефону и т.д.) требует четкого соблюдения правил. И будний день может стать праздником, если вокруг будет царить культура.

Ребята, а всегда ли вы проявляете хорошие манеры, бываете вежливыми, культурными?

А знаете, что делать – хорошо, а что делать – плохо?

А вот это мы с вами сейчас и проверим! Мы отправляемся с вами в Страну хороших манер. Путешествие наше будет проходить на поезде, и на пути нас с вами будут встречать разные станции с заданиями, на которых вы сможете показать свои знания!

Давайте посмотрим на карту, и узнаем, на каких станциях мы с вами побываем.

Итак, первая станция – «Вежливые слова»

Вторая – «Транспортная»

Третья - «У меня зазвонил телефон»!

Четвёртая - «Правила поведения в школе»

Итак, ребята, мы уже готовы, пора садится в наш поезд. Чтобы отправиться в наш путь, нам нужно произнести волшебные слова.

Это, разгоняя пух, 

Поезд мчится: чух-чух-чух! 

Поехали! (звучит гудок поезда)

- это вежливость, доброта, хорошее поведение в общественном транспорте.



- это правила поведения в обществе.
















- да


- да















Форма – фронтальная

Средство – речь учителя

Методы - беседа

ПУУД: извлекают необходимую информацию из объяснений учителя;

КУУД: умеют использовать речь для регуляции своих действий.

Конструирующий (основной) блок занятия.


подготовительный этап































основной этап


















































систематизирующий этап









































Организация целенаправленной познавательной деятельности детей, подготовка их к усвоению нового.





























Формирование конкретных представлений об изучаемом предмете (вопросе), а также на основе приобретенных знаний формирование соответствующих умений и навыков по использованию знаний в практической деятельности.




























Формирование у учащихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме, закрепление знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу, повышение уровня осмысления изученного материала, выработка соответствующих умений и навыков.


Ребята, мы прибыли на станцию «Вежливые слова» и у меня к вам есть вопрос! Как вы думаете, что отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Да, вы правы! А что именно в речи его отличает от невоспитанного?



- А как такие слова называются?


- Да, воспитанный человек никогда не говорит плохих, и всегда говорит вежливые слова!

Ребята, смотрите, нас встречает Незнайка, которому нужна наша помощь. Посмотрите на слайд.

Пока Незнайка спешил на концерт к своим друзьям. Он случайно упал, выронил из рук шляпы и оттуда выпали все слова, они перепутались между собой. Сам Незнайка забыл какие слова из какой шляпы, поможем Незнайке? Наша задача найти среди всех фраз «Хорошие», которые употребляет вежливый человек и убрать их в одну шляпу, а фразы, которые делают нас некультурными убрать в другую.

По поднятой руке вы читаете фразы и называете, в какую шляпу мы отнесём эту фразу.

(хорошие: Ты красивый! Ты хорошо постарался! Хорошего тебе дня! Спасибо за помощь! Доброе утро/день/вечер!
плохие: Ты страшный! Какой же ты глупый! Ты ничего не умеешь! Отстать от меня, малявка! Ты плохой друг!)


- Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием и помогли Незнайке.

- А теперь давайте расскажем ему, почему фразы (ты красивый, хорошего тебе дня и т.д.) мы отнесли к хорошим, а остальные к плохим?

Никогда не бойтесь подкреплять хорошими фразами любое обращение к собеседнику. Эти слова всегда и везде уместны, что нельзя сказать о словах паразитах. Они «любимцы» нашей речи, но от них просто необходимо избавиться. Они засоряют нашу речь и очень сильно обедняют ее. Если вы будете использовать такие слова как «типа», «блин», «короче» для связи ваших мыслей, то это очень негативно скажется на оценке окружающих о вас.


Посмотрите, ребята, первая станция у нас пройдена, и я думаю, что мы можем отправляться с вами дальше. А нас уже ждёт станция «Транспортная». Поехали! (звучит гудок поезда)

- Вот мы и прибыли на станцию «Транспортная». На этой станции мы с вами повторим правила поведения в общественном транспорте. Какой общественный транспорт вы знаете?

- А на каком вы чаще всего ездите? Хорошо, тогда я думаю, что вам не составит труда определить, что можно, а что нельзя делать. Я буду называть вам правила поведения в общественном транспорте, а вы в свою очередь должны – хлопать, если это можно делать, и – приседать, если этого делать нельзя. Готовы? Встаем! Начинаем! Слушайте внимательно!

1. Бегать по салону автобуса/троллейбуса.

2. Кричать, громко смеяться.

3. Уступать место старшим.

4. Не платить за проезд.

5. Отвлекать водителя от дороги.

6. Вести себя спокойно, не шуметь.

7. Если мест нет, то крепко держаться за поручни/спинку кресла.

8. Толкаться при выходе из автобуса.

9. Оплатить проезд.

10. Готовиться к выходу заранее.

- Вы хорошо справились с этим заданием, вижу, что с правилами поведения в общественном транспорте все хорошо знакомы!

Снова садимся в наш поезд и отправляемся в путь (звучит гудок поезда).

Что же это за станция виднеется на горизонте? Давайте посмотрим на карте. Это станция «У меня зазвонил телефон»! Здесь уже нас ждет Господин телефонный разговор. Он знаток телефонного этикета, а наш век – это век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, мы сейчас увидим, говорит нам господин телефонный разговор и предлагает интересное задание.

- Слушайте правила очень внимательно для того, чтобы потом успешно выполнить задание. Я сейчас вам раздам по одной ситуации на группу

(по две парты поворачиваются друг к другу), а вы их внимательно прочитаете и попробуете применить свои знания об этикете в этих ситуациях. Вам нужно прочитать ситуацию, попробовать проиграть ее - подумать, как нужно правильно поступить, что нужно сказать и как избежать тех или иных неприятных ситуаций. На обсуждение вам дается не более пяти минут. Затем я зачитываю ситуацию и каждая группа, начиная с первого ряда, разыгрывают ситуацию, озвучивают свое мнение по этому поводу, как бы они поступили, что бы сказали. Кому не понятно как мы будем работать, поднимите руку! Давайте повторим правила работы в группах.

Если всем всё понятно, то мы начинаем.

    1. Маша звонит Ане, выясняя, по какой программе показывают мультфильмы. С чего начать разговор, как лучше закончить, какие "вежливые" слова должны прозвучать в этом разговоре?

    2. Коля звонит Юре, чтобы пригласить его на день рождения. Трубку взяла мама Юры. Как должен поступить Коля?

    3. Аня звонит Марине, Ей хочется поделиться радостью, ей купили Барби! Трубку взяла мама. Она сказала, что Марина моет лапы собаке после прогулки. Как должна поступить Аня?

    4. Юля осталась одна дома, ей скучно, она решила позвонить своей подружке из соседнего подъезда и попросить её прийти к ней поиграть. Трубку взяла мама. Как нужно поступить в этой ситуации?

    5. Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор?

    6. Вы позвонили своему однокласснику, чтобы поздравить его с Днем рождения, а трубку взяла мама. Как нужно поступить дальше?

    7. Вы позвонили своему другу Сергею, чтобы узнать домашнее задание. Какими будут ваши действия?

    8. Чтобы мама не переживала, Вам нужно предупредить её о том, что вы задержитесь в школе. Как вы будете это делать?

- Итак, ребята, время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. Пожалуйста, первая группа начинайте.

- Спасибо, ребята. Вы хорошо поработали. Теперь и я, и господин телефонный разговор точно уверены, что вы знаете правила телефонного этикета и умеете их применять.

- А нам пора ехать дальше. Давайте попрощаемся с господином телефонным разговором. И мы снова в пути (звучит гудок поезда).

-Подъезжаем к последней станции на нашем пути «Правила поведения в школе». Здесь нас встречает заведующий всех школ, господин Урок. Он говорит, что вы уже совсем большие и уже знаете о школе почти все, и предлагает поиграть в одну очень интересную игру, чтобы проверь ваши знания и сообразительность. Игра называется «Правильно-неправильно». На слайде будут появляться разные правила школьного этикета. Если вы считаете, что правило верное, то вам нужно хлопнуть в ладоши, а если неверно, то сидеть очень тихо. Кому не понятны правила игры? Поднимите руку! Если всем понятны, то мы начинаем.

  1. Можно всегда опаздывать на все урок

  2. Нужно всегда беречь школьное имущество

  3. В школу всегда нужно приходить опрятным

  4. С учителем можно не разговаривать, совсем не важно, сколько будет 2+2

  5. Можно уйти на перемену когда захочешь, даже во время урока

  6. Нужно всегда говорить вежливыми словами

  7. Никогда не делись запасной ручкой, она только твоя

  8. За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на одноклассника

  9. На уроке нельзя болтать и отвлекаться

- Спасибо ребята! Вы отлично справились с этим заданием. А теперь давайте еще раз обобщим правила школьного этикета, чтобы намного лучше их запомнить. Я буду их читать, а ваша задача смотреть на слайд и внимательно следить

  • В школу нужно приходить заранее, примерно за 15 минут до уроков.

  • Одежда должна быть чистой и опрятной.

  • С собой всегда должна быть сменная обувь.

  • Перед началом урока нужно подготовить все необходимое.

  • Нельзя без спроса покидать школу во время уроков и переменок.

  • Нужно всегда проявлять уважение к старшим и своим одноклассникам.

  • Необходимо беречь и сохранять школьные вещи.

- Молодцы! Как вы думаете, почему важно соблюдать эти правила?

- Отлично! Вы справились с этим заданием!

И теперь можно смело возвращаться домой! (звучит гудок поезда)





- поведение, речь.


- не говорит плохих слов, говорит «спасибо, пожалуйста…»

- хорошие, правильные, вежливые












-да


- выполняют задание


















- эти слова могут обидеть человека, а эти поддержать.





















- автобус, троллейбус, поезд, электричка.

- автобус, троллейбус.








- да

- хлопают, приседают, внимательно слушают


















































- не шуметь, помогать и слушать друг друга, учитывать мнение друг друга.

Работают с ситуациями
















































































































Их важно соблюдать, чтобы поддерживать порядок, чтобы одноклассникам и учителям было приятно с тобой общаться, чтобы быть культурным человеком

Форма –фронтальная

Средство – речь учителя, хорошие и плохие фразы.

Методы - беседа
























































Форма – фронтальная

Средство – речь учителя, бумажка с хорошими и плохими правилами поведения.

Методы - беседа



















Форма - фронтальная

Средства – листочки с проблемными ситуациями.

Методы: беседа


































ПУУД: извлекают необходимую информацию из объяснений учителя;

РУУД: умеют осуществлять самоконтроль в своей деятельности;

КУУД: умеют использовать речь для регуляции своих действий.

Итоговый блок занятия




аналитический этап












рефлексивный этап

Анализ качества и уровня усвоения детьми теоретических и практических знаний и умений, анализ и оценка достижения цели занятия.






Выяснить настроение детей по окончании занятия, их самочувствие, отношение к изученному материалу, узнать предложения и пожелания детей

- Ребята, а теперь давайте подведем итоги нашего путешествия.

-Важно знать и соблюдать правила поведения в обществе, в общественном транспорте, во время разговоров по телефону, в школе? Использовать хорошие манеры?

А зачем нам нужно это делать?


- Какие правила во время путешествия мы с вами повторили?



- Да, все эти правила очень важны и не стоит их забывать, так же, как и вежливые слова, ведь они так украшают нашу речь. Тема нашего занятия очень нужная и важная для человека, ведь согласитесь, что общаться с воспитанным и вежливым человеком на много приятнее, чем с грубияном.

- И в завершении нашего занятия я хотела бы попросить вас оценить свое отношение к правилам этикета при помощи коробочки настроения. Сейчас я раздам вам 3 квадратика – красный, синий, зеленый, и каждый из вас по очереди опустит квадратик того цвета, который соответствует вашему настроению после нашего путешествия в страну хороших манер.

Красный квадратик – отличное настроение, вам все понравилось, вы хотите выполнять правила этикета

Зеленый квадратик – хорошее настроение, было интересно, но вам пока трудно соблюдать правила этикета

Синий квадратик – плохое настроение, вы не хотите жить по правилам этикета

- Ребята, спасибо вам за игру, вы все молодцы! Не забывайте то, что вы сегодня узнали и используйте эти правила в своей жизни!







-Важно

-Чтобы быть культурными людьми, чтобы обществу было комфортно с нами общаться

- нельзя бегать по автобусу, кричать, говорить плохие слова, нужно говорить «спасибо, пожалуйста, извините…»











- выходят и кладут квадратик в коробку.


Форма - фронтальная

Средства – речь учителя

Методы: беседа, рассуждение.


КУУД: умеют использовать речь для регуляции своих действий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!