СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия по математике в 5 классе по теме "Геометрические фигуры. Задачи на разрезание и складывание."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Технологическая карта внеурочного занятия  "Геометрические фигуры. Задачи на разрезание и складывание" является разработкой одного из занятий курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики" в 5 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия по математике в 5 классе по теме "Геометрические фигуры. Задачи на разрезание и складывание."»

Технологическая карта внеурочного занятия по математике в 5 классе

ГлаваIII. Из истории возникновения геометрии

Пункт 2

Тема Геометрические фигуры. Задачи на разрезание и складывание.

Тип урока

Номер 1

Цель:

  • знакомство обучающихся с различными задачами на разрезание и складывание фигур;

  • формирование пространственного воображения обучающихся;

  • активизации поисково-познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:рассмотреть различные способы решения геометрических задач на разрезание и складывание фигур на плоскости;

  • развивать изобретательность и нестандартность мышления учащихся;

  • развивать интерес к практическому использованию знаний в конструировании.

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Геометрические фигуры, задачи на разрезание и складывание фигур

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

формирование у учащихся практических умений и навыков при разрезании и складывании геометрических фигур.

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпо­чтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  2. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  5. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  8. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  9. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  4. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  5. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  6. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.


  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  2. умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  3. умение слушать и слышать партнера;

  4. умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  1. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  2. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  3. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  4. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  5. формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  6. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  7. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  8. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  9. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

10.умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.

№,t

Этап урока

Деятельность (Д) и

слова (С) учителя

Планируемая деятельность (Д) и слова (С) обучающихся

Запланированный результат этапа

(УУД - личностные (Л), регулятивные (Р), коммуникативные (К), познавательные (П))


Оргмомент


Слайд 1 Добро пожаловать

(Д). Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и создает эмоциональный настрой на урок.

(С). Здравствуйте, девочки и мальчики. Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас гости развернитесь и поздоровайтесь.


Скажите, пожалуйста, какой у вас самый любимый праздник?

(Д). Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на работу на уроке.

(С) День рождения, новый год и т.д.

(Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни.

(Р). Устанавливать целевые приоритеты.




Постановка проблемы





На слайд 2 «С днём рождения».

(С). А вы знаете кто празднует ДР 18 ноября?

Для того, того чтобы это узнать вам необходимо собрать картинку (приложение 1)

(Д). Учитель включает песню «С днем рождения»


слайд 3 (С). Молодцы. Именно 18 ноября на родине российского Деда Мороза ударяют морозы и наступает настоящая зима. Слайд 4

А пригласит ли нас Дед Мороз на день рождения мы сегодня с вами и узнаем. Смекалка и находчивость, усидчивость и аккуратность при выполнении заданий помогут в достижении цели – быть приглашенными на ДР.

Слайд 5 (С). Посмотрите на картинку и скажите, что я с ней сделала? А вы что делали с картинкой? Попробуйте сформулировать тему урока, т. е скажите какие задачи мы сегодня будем решать.

??



(Д). Собирают картинку

(С) 18 ноября день рождения деду морозу.







(С) Вы разрезали картинку, а мы складывали.

(С) Задачи на разрезание и складывание фигур.




Изучение нового материала



Слайд 6 Да, конечно, речь идет о задачах на разрезание и складывание фигур.

Слайд 7 Послушаем небольшую историческая справка: Задачи на разрезание или на перекраивание фигур возникли в глубокой древности. Уже в VII—V вв. до н.э. в Индии в книге «Правила веревки» рассматриваются задачи на перекраивание фигуры, состоящей из двух квадратов, в равновеликий ей квадрат и перекраивание прямоугольника в квадрат. Первый письменный источник с подобными задачами относится к Х веку – это фрагменты трактата персидского астронома Абул-Вефа, жившего в Багдаде. Профессиональные математики всерьёз занялись задачами на разрезание ближе к середине XIX века (приложение 2)

Слайд 8 (С). Как вы думаете, что ДМ любит?


Слайд 9 И первое вам задание разгадать ребус (приложение 3)


(С). Следующее задание - вырезать снежинку. Как мы будем это делать? Что вам понадобится?


Слайд 11 ТБ при работе с ножницами. (приложение 4)


(С).Из какой фигуры лучше вырезать снежинки?

Что вы знаете про квадрат?


Слайд 12 (Д).Показываю как вырезать снежинку. (приложение 5)

(С). Взяли квадрат, складывает его по диагонали. Теперь какую фигуру получили. Что вы знаете о ней?


(Д). Выбираем лучшую.


Слайд 13 (С). А ещё что любит ДМ? Задание 3 Расшифруем анаграмму РОЬЗОМИТ
















??


(Д). Отгадывают ребус.

Слайд 10 (С) ДМ любит снег.


(С) Лист бумаги и ножницы.




(С). Снежинки лучше вырезать из квадрата.

Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны и углы прямые.


(С) Мы получили треугольник, у которого прямой угол и две стороны равны.

(Д). Вырезают снежинку

(Д). Анаграмма слово «морозить»



Физминутка

Слайд 14





Закрепление нового материала


Слайд 15 (С). Если нас пригласят на ДР, а в этот день принято дарить подарки, в чём вы будите их дарить?

Делимся на группы, а работаем в парах:

Задание:

Слайд 16 1 группа делает конверт (самостоятельно по шаблону и описанию приложение 6)

Слайд 17 2 – пакет делаем вместе со мной (приложение 7)

Слайд 18 3 - коробку одним из двух вариантов (приложение 8)

(С) Подарок можно подарить в конверте, пакете, в коробке.



Практическая работа учащихся.



Работа в парах.



Итог урока

Слайд 19 (С) Итак, ребята, справились ли вы с заданиями сегодня? Пригласит ли нас Дед Мороз на день рождения?

(С) С заданиями справились. К дню рождения Деда Мороза подготовились.



Домашнее задание

Слайд 20 Сделайте: коробку (приложение 9) или коробку без клея и ниток, или узнайте из Интернета что такое вытынанка, скачайте (приложение 10) и вырежьте




Рефлексия


Слайд 21 Что интересного было на уроке?

  • Что особенно запомнилось?

  • Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?

  • Понравился ли урок?

Слайд 22 И хотелось бы закончить наш урок словами А.Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели».









Приложение 1



Приложение 2

Историческая справка: Задачи на разрезание или на перекраивание фигур возникли в глубокой древности. Уже в VII—V вв. до н.э. в Индии в книге «Правила веревки» рассматриваются задачи на перекраивание фигуры, состоящей из двух квадратов, в равновеликий ей квадрат и перекраивание прямоугольника в квадрат. Первый письменный источник с подобными задачами относится к Х веку – это фрагменты трактата персидского астронома Абул-Вефа, жившего в Багдаде. Профессиональные математики всерьёз занялись задачами на разрезание ближе к середине XIX века



Приложение 3

СНЕЖИНКА









Приложение 4















Приложение 5







Приложение 6

Приложение 7





Приложение 8

















Приложение 9 Приложение 10













Приложение 11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!