СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия "Судьбы слов". Курс "Лингвистические головоломки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере слов "огонь", "вода" дети рассматривают понятия "этимология", "этимологическое гнездо", работают со словарями. В рамках минипроектов создают совместный образовательный продукт.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия "Судьбы слов". Курс "Лингвистические головоломки"»

Внеурочная деятельность по предмету.

Занятие № 5. Судьбы слов.

Занятие общеметодической направленности.

Цель: понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

Задачи:

- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, языку и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру

- формирование навыков публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми на основе сотрудничества и уважения;

- воспитывать читательскую культуру и культуру использования информационных ресурсов;

- развивать рефлексивные умения и навыки

Основное содержание темы, термины и понятия

- этимология

- этимологический словарь

Планируемые результаты

Личностные:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • развитие потребности самостоятельного инициативного чтения произведений поэта;

Метапредметные:

Регулятивные

Умения:

  • работать по предложенному учителем плану;

  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

  • формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию;

Познавательные

Умения:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, кроссворд, головоломку);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные

Умения:

  • уметь аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

  • адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;

  • согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации;

Воспитательные результаты:

  1. Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, языку и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру.

  2. Развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности.

  3. Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.

  4. Формирование навыков публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми на основе сотрудничества и уважения.

Оборудование: этимологические словари, мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Организационная структура занятия


Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


I этап. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.


Цель: актуализация интеллектуалного опыта и мотивация обучающихся к изучению темы


Демонстрируют готовность к занятию..

Выдвигают гепотизу, аргументируют ее.

Формулируют тему занятия, ставят цель.

Прогнозируют учебную ситуацию.

Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к

активному обсуждению.

Демонстрирует слайд №1



Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение).

Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Ситуативные задания.

Задание №1. Какие слова зашифрованы в данной головоломке?

в

о

г

а

д

о

с

ь

н

Форма работы: фронтальная.

Слайд №1

Задание №2. Предположите, как связаны эти слова с темой нашего занятия?

Формы работы: фронтальная

Учитель: Вода, огонь – важнейшие понятия в сознании человека с древних времен. Они породили множество слов. Об их судьбе в нашем языке мы и будем говорить. Нашими помощниками будут этимологические словари.

Слайд №1


II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: познакомиться с этимологическим словарем и словарной статьей



















Участвуют в тренинге,











Работают со справочной литературой



Участвуют в обсуждении проблемного вопроса, формулируют собственное мнение и аргументируют его.











Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к

активному обсуждению

Демонстрирует слайд №2,3

Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и

навыки; устанавливатьпричинно-следственные связи.

Учебные задания и методы работы с информацией.


Задание №1. Лингвистический тренинг. Дети встают вкруг.

А) дикция: произнесите скороговорки. (скороговорке предлагают участники занятия)

От топота копыт пыль по полю летит

На дворе - трава, на траве – дрова.

Б) выразительность речи: произнесите с различной интонацией стихотворную строчку любимого поэта.

В) способы невербального общения: жестикуляция, мимика.

Г) приемы вербальной коммуникации: этикетные слова.

Формы работы: фронтальная


Задание №2. Используя этимологический словарь, объясните значение и происхождение слов ОГОНЬ, ВОДА

Формы работы: в группах

Задание №3. Верно ли утверждение, что слова ГОРЕ, ГОРЬКИЙ, ПЕЧАЛЬ по происхождению связаны со словом ОГОНЬ.

Формы работы: фронтальная


Задание №4. Используя этимологический словарь, подберите синонимы к словам ОГОНЬ, ВОДА

Формы работы: в группах


Слайд №2.,3.

III этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий творческого характера, научить планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, представлять результат своей деятельности.











Формируют навыки логического мышления, составляя цепочки вопросов - алгоритмы.


Совместное исследование проблемы.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия .








Развивающий контроль (самооценка и взаимооценка)






Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к

активному обсуждению

Демонстрирует слайд №4,5






Задачи:

- воспитывать читательскую культуру, навыки публичного выступления и культуру использования информационных ресурсов;


Задание №1. Игра «ДАНЕТКИ». Выбрать слова, которое близко к значению слова ОГОНЬ и ВОДА. Охарактеризовать их 5 прилагательными.

Формы работы: групповая

1гр - печка, 2гр - водяной

Формы работы: в группах


Задание №2. Назовите пословицы и поговорки, скороговорки и считалки в которых есть слова ОГОНЬ, ВОДА.

Формы работы: в группах

Слайд №4

Задание №3. Назовите русские народные сказки, в которых есть слова ОГОНЬ, ВОДА.

Формы работы: в группах

Слайд №5

Задание №4. МИНИПРОЕКТ. Составьте лингвистическую головоломку, используя слова, которые входят в этимологическую группу слов ОГОНЬ, ВОДА.

Формы работы: в парах

Задание №5. Лингвистические головоломки. Представление и защита минипроекта.

Формы работы: фронтальная



IV. этап. Диагностика качества освоения темы.

Цель:








Выражают свои чувства и представления в тексте собственного написания.















Участвуют в обсуждении проблемного вопроса, формулируют собственное мнение и аргументируют его.




Проводит инструктаж,

во время выполнения задания оказывает индивидуальная помощь

Задачи:

- развивать рефлексивные умения и навыки

- организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной работы;

- содействовать развитию у детей умения общаться;

- обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Задание №1.Составьте синквейн: 1 вариант - «ОГОНЬ», 2 вариант - «ВОДА».

Формы работы:индивидуальная

Правила составления синквейна.

Первая строка (название)

Существительное, обозначающее тему синквейна.

Вторая строка (описание)

Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка (действие)

Три глагола, раскрывающие воздействие, свойственные данному явлению, предмету.

Четвертая строка (чувство)

Фраза, раскрывающая суть явления, усиливающая предыдущее две строки.

Пятая строка (синоним названия)

Существительное, выступающее как итог, вывод.


Задание №2. Ответьте на вопрос. Какую помощь в изучении русского языка могут оказать этимологические словари?

Формы работы: фронтальная

Задание №3. Ответьте на вопрос. Можно ли узнать новое об истории Отечества и народа, изучая происхождение (этимологию) слов?

Формы работы: фронтальная


V этап. Рефлексивная деятельность.

Цель: научить школьника соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия



Организует рефлексию. Обсуждение результатов.


Задачи: содействовать развитию у шестиклассников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Задание 1 (самооценка своей деятельности). Ответьте на вопросы:

Что я успел сделать на этом занятии?

Чего достиг?

Что осталось для меня сложным?

Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу:

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!