- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, языку и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру
- формирование навыков публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми на основе сотрудничества и уважения;
- воспитывать читательскую культуру и культуру использования информационных ресурсов;
уметь аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации;
Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, языку и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру.
Развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности.
Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.
Формирование навыков публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми на основе сотрудничества и уважения.
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
I этап. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: актуализация интеллектуалного опыта и мотивация обучающихся к изучению темы | Демонстрируют готовность к занятию.. Выдвигают гепотизу, аргументируют ее. Формулируют тему занятия, ставят цель. Прогнозируют учебную ситуацию. | Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к активному обсуждению. Демонстрирует слайд №1 | Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение). Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Ситуативные задания. Задание №1. Какие слова зашифрованы в данной головоломке? Форма работы: фронтальная. Слайд №1 Задание №2. Предположите, как связаны эти слова с темой нашего занятия? Формы работы: фронтальная Учитель: Вода, огонь – важнейшие понятия в сознании человека с древних времен. Они породили множество слов. Об их судьбе в нашем языке мы и будем говорить. Нашими помощниками будут этимологические словари. Слайд №1 |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Цель: познакомиться с этимологическим словарем и словарной статьей | Участвуют в тренинге, Работают со справочной литературой Участвуют в обсуждении проблемного вопроса, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к активному обсуждению Демонстрирует слайд №2,3 | Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки; устанавливатьпричинно-следственные связи. Учебные задания и методы работы с информацией. Задание №1. Лингвистический тренинг. Дети встают вкруг. А) дикция: произнесите скороговорки. (скороговорке предлагают участники занятия) От топота копыт пыль по полю летит На дворе - трава, на траве – дрова. Б) выразительность речи: произнесите с различной интонацией стихотворную строчку любимого поэта. В) способы невербального общения: жестикуляция, мимика. Г) приемы вербальной коммуникации: этикетные слова. Формы работы: фронтальная Задание №2. Используя этимологический словарь, объясните значение и происхождение слов ОГОНЬ, ВОДА Формы работы: в группах Задание №3. Верно ли утверждение, что слова ГОРЕ, ГОРЬКИЙ, ПЕЧАЛЬ по происхождению связаны со словом ОГОНЬ. Формы работы: фронтальная Задание №4. Используя этимологический словарь, подберите синонимы к словам ОГОНЬ, ВОДА Формы работы: в группах Слайд №2.,3. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий творческого характера, научить планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, представлять результат своей деятельности. | Формируют навыки логического мышления, составляя цепочки вопросов - алгоритмы. Совместное исследование проблемы. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия . Развивающий контроль (самооценка и взаимооценка) | Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к активному обсуждению Демонстрирует слайд №4,5 | Задачи: - воспитывать читательскую культуру, навыки публичного выступления и культуру использования информационных ресурсов; Задание №1. Игра «ДАНЕТКИ». Выбрать слова, которое близко к значению слова ОГОНЬ и ВОДА. Охарактеризовать их 5 прилагательными. Формы работы: групповая 1гр - печка, 2гр - водяной Формы работы: в группах Задание №2. Назовите пословицы и поговорки, скороговорки и считалки в которых есть слова ОГОНЬ, ВОДА. Формы работы: в группах Слайд №4 Задание №3. Назовите русские народные сказки, в которых есть слова ОГОНЬ, ВОДА. Формы работы: в группах Слайд №5 Задание №4. МИНИПРОЕКТ. Составьте лингвистическую головоломку, используя слова, которые входят в этимологическую группу слов ОГОНЬ, ВОДА. Формы работы: в парах Задание №5. Лингвистические головоломки. Представление и защита минипроекта. Формы работы: фронтальная |
IV. этап. Диагностика качества освоения темы. Цель: | Выражают свои чувства и представления в тексте собственного написания. Участвуют в обсуждении проблемного вопроса, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Проводит инструктаж, во время выполнения задания оказывает индивидуальная помощь | Задачи: - развивать рефлексивные умения и навыки - организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной работы; - содействовать развитию у детей умения общаться; - обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Задание №1.Составьте синквейн: 1 вариант - «ОГОНЬ», 2 вариант - «ВОДА». Формы работы:индивидуальная Правила составления синквейна. Первая строка (название) | Существительное, обозначающее тему синквейна. | Вторая строка (описание) | Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. | Третья строка (действие) | Три глагола, раскрывающие воздействие, свойственные данному явлению, предмету. | Четвертая строка (чувство) | Фраза, раскрывающая суть явления, усиливающая предыдущее две строки. | Пятая строка (синоним названия) | Существительное, выступающее как итог, вывод. | Задание №2. Ответьте на вопрос. Какую помощь в изучении русского языка могут оказать этимологические словари? Формы работы: фронтальная Задание №3. Ответьте на вопрос. Можно ли узнать новое об истории Отечества и народа, изучая происхождение (этимологию) слов? Формы работы: фронтальная |
V этап. Рефлексивная деятельность. Цель: научить школьника соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия | Организует рефлексию. Обсуждение результатов. | Задачи: содействовать развитию у шестиклассников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. Задание 1 (самооценка своей деятельности). Ответьте на вопросы: Что я успел сделать на этом занятии? Чего достиг? Что осталось для меня сложным? Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу: я познакомился с ... было непросто ... я добился ... у меня получилось ... хотелось бы ... мне запомнилось ... я попробую ... |