СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия "Через тело к сознанию"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений воспитанников о влиянии телесных ощущений на сознание, коррекция последствий психотравм с помощью телесно-ориентированной терапии и развитие способности к самопознанию

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия "Через тело к сознанию"»

Технологическая карта коррекционно – развивающего занятия, проведенного педагогом – психологом Орловского СУВУ Топоровой Светланой Сергеевной 26.02.20

Тема: «Через тело к сознанию»

Вид занятия: тренинг телесно-ориентированной психотерапии.

Форма занятия: групповое занятие.

Цели: формирование представлений воспитанников о влиянии телесных ощущений на сознание; коррекция последствий психотравм с помощью телесно-ориентированной терапии и развитие способности к самопознанию.

Задачи:

1.Обучать навыкам саморегулятивных действий, дыхательных техник, умению чувствовать свое тело.

2.Научить воспитанников способам преодоления тревожности, депрессивного состояния.

3.Отрабатывать упражнения на расслабление, устранение эмоционального дискомфорта.

4.Восстановить контакт с собственным телом, снять телесное напряжение, развивать невербальные компоненты общения, улучшить психическое самочувствие.

Психотерапевтические методы работы:

1.Терапевтическая беседа;

2.Музыкотерапия: релаксационная мелодия, элементы аутотренинга.

3.Тренинг поведения (проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции, релаксационное упражнение – медитация «Счастливое место»)

Возраст: 12 -14 лет.

Место проведения: кабинет психолога Орловского СУВУ.

Время проведения: 1 час 20 минут минут.

Активизация словаря: телесно-ориентированная, сознание.

Оборудование и материалы: аудиосистема, игра «Твистер», морские камни, спички, шарфы, кисточки, простые карандаши, цветные фигурки из методики «Мозартика».

Используемые технологии: социально – психологический тренинг.

Используемая литература:

1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»)

2.Руководство по телесно-ориентированной терапии. - СПб.: «Речь», 2000. — 256с.

3.Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. — М., 2000.

4.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Карвасарского. — СПб., 1998.











Этапы занятия


Время

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Универсальные учебные действия


1.

Организационный

5 минут
















-Ребята, добрый день. Сегодня я пригласила вас, чтобы мы больше узнали о себе, своих ощущениях и друг о друге. И нам сначала помогут в этом «Волшебные морские камни». Часто мы используем их на наших занятиях, но сегодня это будет нечто другое. Ваша задача выбрать понравившийся камень в соответствии со своим настроением на данный момент.

Вы готовы к занятию? Если да, поднимаете желтую карточку, если же нет-синюю. Но для начала несколько слов о правилах поведения в течении сегодняшнего занятия. Вам надо настроиться на взаимное сотрудничество и уважение друг к другу и присутствующим педагогам. Не стоит выкрикивать, вскакивать с места, пытаться перебивать. Если что то захотите спросить, вы поднимаете желтую карточку с вопросом.

Воспитанники достают понравившийся камень и рассказывают о своем настроении на данный момент


Все воспитанники поднимают желтые карточки

расслабление, сплочение, снятие психоэмоционального напряжения перед началом занятия.




настрой на дальнейшее взаимодействие, установление дисциплины.









коммуникативные (сотрудничество, инициативность, доброжелательность, общее речевое развитие)


2.

Целеполагание и мотивация, актуализация знаний


10 минут

Мини-спектакль «Тряпичная кукла»

С самых древних времен люди знали о том, что правильно воздействуя на тело, можно решить многие проблемы. Ведь человек-это единство тела, эмоций и сознания. На занятии, на собственном опыте, мы проверим правда или это. Тема занятия звучит так «Через тело к сознанию»







Выход на личность.

-А что значит «сознание»? (это способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности)

-а что значит «через тело к сознанию»? (с помощью умения владеть телом, тренировать его, можно направить свое сознание в нужное русло)

-А вы можете определить по движению тела, как себя человек чувствует? (пример воспитателя Т.В)

Мы сегодня с вами узнаем об очень важном направлении для человека-телесно-ориентированной терапии. (это направление психотерапии, работающее с проблемами, неврозами, депрессией через процедуры телесного контакта, дыхательных техник).

Воспитанник под музыку «Вивальди» изображает тряпичную куклу, которая посредством упражнений и движений превращается в счастливого, здорового довольного человека.



-сознание-это когда человек осознает, думает, мыслит, анализирует

-по движению тела можно «прочитать» эмоции человека







дать понятие темы занятия, настроить на дальнейшую деятельность.














логические (словесно-логическое мышление, вербальное, общая осведомленность, анализ, обобщение)


3.

Основной этап









Упражнения на дыхание











































































































































































Упражнение-медитация



30 минут

Упражнение «Свободная поза».

Участники молча сидят в кругу на стульях, педагог «устраивает поудобнее» остальных. Он разнимает перекрещенные руки и ноги, опускает плечи, поворачивает головы участников.

Сейчас мы с вами будем выполнять дыхательные упражнения. А как вы считаете, для чего они нужны? А люди дышат правильно? (как правило, нет, дышат правильно специалисты по техникам дыхания, дети, правильное дыхание не грудной клеткой, а мышцами живота, при дыхании живот должен двигаться)

Упражнения на дыхание.

Поочередное дыхание через ноздри (2-3 минуты)

Сядьте в удобную для вас позу держа спину прямо. Большим пальцем правой руки зажмите правую ноздрю и сделайте глубокий вдох через левую. На пике вдоха закройте левую ноздрю безымянным пальцем и выдохните через правую. Старайтесь наполнять и опустошать лёгкие до предела. Выполните пять таких циклов, затем поменяйте ноздрю. То есть вдыхайте через правую и выдыхайте через левую. После этого сделайте пять вдохов и выдохов через обе ноздри. Не спешите и не напрягайтесь, дышите расслабленно.

Дыхание животом (2-3 минуты)

Сядьте в удобную позу. Положите одну руку на живот, другую — на грудь и сделайте глубокий вдох через нос. Следите, чтобы при этом плечи были расслаблены, грудная клетка не расширялась, а работала диафрагма — мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. При вдохе она сжимается и опускается, отчего живот выступает вперёд, а при выдохе поднимается и выталкивает воздух из лёгких. На вдохе надувайте живот, а на выдохе подтягивайте его к позвоночнику. При таком дыхании организм лучше насыщается кислородом.

Рефлексия:

-Что вы почувствовали после данных упражнений?

-Было ли головокружение? Отчего? (приток кислорода в мозг)

На самом деле дыхательные упражнение могут делать много чудес с нашим организмом. Им под силу и успокоить нашу нервную систему и наоборот, взбодрить. Они насыщают наше тело кислородом, заряжают жизненной энергией.

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

По пустынному пляжу пройдусь не спеша босиком

Ощущая ступнями прохладную, скользкую гальку

Эти камни морские блестят и лежат тут кругом

И прибой, и шторма, их бока, закруглили под гальку.


Камень серый, невзрачный, с прожилкою темной возьму,

На морском берегу их значительно больше чем белых,

Сам не знаю зачем, отчего, для чего, почему?

Вдруг душа сохранить этот камень моя захотела.

-Сейчас мы проведем упражнение с морскими камнями





Упражнение с морскими камнями

1.Сначала руки (катаем камень по каждому пальцу, затем по всей ладони, далее на тыльной стороне руки, растираем активно камень между ладонями);

2.Потом ноги (ходим по камням медленно, потом все быстрее).




Рефлексия:

-Что вы почувствовали, когда катали камень по руке?

-Какие ощущения испытали, когда ходили по камням?

-Можно ли это считать способом закаливания?

-С помощью камней, таких простых и доступных, можно активизировать биологически активные точки на ладонях и стопах. Это помогает укрепить иммунитет, сохранять душевное равновесие.



-А сейчас приготовьтесь, ребята к нескольким интересным упражнениям, а затем я спрошу, для чего они, каким образом они могут помочь нашему организму.

Упражнение «Мычание»

Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию, любые естественные гневные звуки, при этом прикладывайте руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла, возникающее у тех, кому приходится много говорить, а также у тех. кто испытывает ощущение сдавленности в горле.

Работа с вибрацией позволяет, кроме того, сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.


Упражнение «Напряжение и расслабление тела»

Лягте на спину. Полностью вытяните ноги, положите руки вдоль тела. Дышите легко и свободно. Крепко сожмите ягодицы. Затем напрягите икры и бедра. Напрягите все ваше тело, одновременно делайте равномерные вдохи выдохи – удерживайте напряжение примерно минуту. Старайтесь не выгибаться вверх, чтобы не получился «мостик». Даже когда вы достигли уровня максимального напряжения, ягодицы должны касаться пола.

Позвольте напряжению полностью уйти. Возьмитесь руками за колени и покачайтесь так несколько раз, чтобы расслабить мышцы позвоночника. Если упражнение удалось, вы почувствуете расслабление и тепло во всем теле. Если вы слишком сильно вытягивали ноги, у вас может появиться ощущение покалывания в стопах и икрах.

Упражнение помогает быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине.

Упражнение «Насос и резиновая кукла»


«Представьте себе, что вы – резиновая кукла. «Сдуйтесь», пожалуйста. А теперь я буду вас «надувать». Ведущий делает движения, соответствующие надуванию насоса. Остальные постепенно напрягаются. Когда все куклы максимально напряглись, ведущий издает звук, подобный выниманию пробки, а «надувные куклы» с шипящим звуком постепенно сдуваются».


Упражнение «Мотивированный бег или ходьба»

Идти против ветра, по росе, над пропастью по тоненькой горной тропе, движение против толпы, идти по болоту, по зыбучим пескам.


Рефлексия:

-А теперь, обещанные вопросы, как вы думаете, чем человеку могут помочь данные упражнения?

-Данные упражнения помогают расслабиться, быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине, сбросить болезненные ощущения в разных частях тела.

-какие ощущения были у вас после комплекса упражнений, опишите их.








Следующий блок упражнений поможет вам почувствовать прикосновения другого человека к своему телу, запомнить и понять эти ощущения и затем, как обычно, блок вопросов.


Упражнения «Нарисуй на спине!»

Встаем в пары и:

1.Рисуем буквы на спине кисточкой и угадываем (меняемся парами);

2.Рисуем цифры на спине карандашом и угадываем (меняемся парами);

3.Рисуем любые простые рисунки пальцем и угадываем (меняемся парами);

4.Рисуем пальцем на спине небольшой дождик, ливень, град, как топает слон, как щиплет гусь, как ползет змея (меняемся парами);

Упражнение «Стеклянная кобра»

Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться в таком же порядке, как и стояла изначально.

Рефлексия:

-Расскажите о своих ощущениях во время данных упражнений?

-Что было для вас приятней всего?

-Какие ощущения запомнились?








Следующие несколько упражнений покажут насколько вы умеете взаимодействовать друг с другом и насколько успешно у вас получается работать в парах


Упражнение «Ноев ковчег»

Отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

Рефлексия:

-Для кого из вас было сложностью найти свою пару?

-Удалось изобразить животное, которое было определено для вас?


«Сиамские близнецы»

Партнеры «срослись» лбами, бедрами, плечами между которыми они зажимают лист бумаги. Они должны выполнять совместные действия, при этом, по возможности, не выронить листок. «Сросшимися» телами близнецы пробуют приседать, отжиматься, танцевать, сделать небольшую гимнастику.


Упражнение «Робот и Оператор»

Соревнование пар, в которых один играет роль робота, другой – оператора. Задача: кто быстрее соберет картинки, из разложенных на столе перед каждой парой фигурками из методики «Мозартика». Оператор располагается за его спиной. Чтобы руководить движениями руки Робота. Оператор пользуется лишь шестью словами: «вперед, назад, влево, вправо, вниз, взять». Затем проводится обсуждение, кто как чувствовал себя в роли Робота и Оператора.

Рефлексия:

- Как вы себя чувствовали, каждый в своей роли? -Получалось ли операторам задавать команды, а роботам их выполнять?

- Что для вас было самым сложным?

-Трудно ли доверять партнеру?


Данные упражнения помогают почувствовать друг друга, развивают межличностное взаимодействие. Мы учимся доверять партнеру, учимся сотрудничать.





И заключительное упражнение на сегодняшнем занятии, это многим известная веселая и подвижная игра «Твистер»


Игра «Твистер»


Рефлексия:

-Понравилась игра?

-Она показалась вам сложной?

-Чем данная игра может быть полезна для нашего тела?

Игра «Твистер» помогает быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине. Она компенсирует недостаток движения, развивает координацию, внимательность, реакцию, чувство равновесия.


Упражнение–медитация «Счастливое место» читается под релаксационную композицию

Выберете спокойное тихое место, сядьте поудобней. Закройте глаза и вспомните или представьте место, в котором вам хорошо. Это может быть конкретное место (любимый уголок города, кафе, парк, место в доме, какая то улица) или же абстрактное (лес, море, горы, озеро, пляж). Постарайтесь представить счастливое место как можно более конкретно, осязаемо, детально. Мысленно перенеситесь туда.

-Какая там стоит погода?

-Светит ли там солнце, лаская кожу?

-Или идет теплый дождик, распространяя запах свежести?

-А, может быть, неподалеку работает булочная, где выпекают хлеб, или варят ароматный кофе? Постарайтесь запомнить запахи счастливого места…

-А какие цвета есть в счастливом месте?

-Какого цвета фасады, небо, деревья, земля под ногами?

-Кто или что вас там окружает?

-Какие звуки вы слышите?

Изучите счастливое место как следует. Побудьте там. Постепенно ощутите себя полноправным жителем счастливого места. Наслаждайтесь спокойствием, уютом и свободой.

Когда безмятежность окутает вас с ног до головы, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов. Откройте глаза, но еще на несколько минут останьтесь там. Не спешите убегать из этого места. Запомните, то что вам нравится в этом месте больше всего. Мысленно поблагодарите его за то, что оно вообще есть-хоть по правде, хоть только в вашем воображении. Неторопливо вернитесь в реальность.

Воспитанники расслабляются, готовятся к дальнейшим действиям.








Воспитанники прорабатывают дыхательные упражнения, повторяют за педагогом




















-было сложно дышать животом, не сразу получалось;

-чувствовалось легкое головокружение;

-я не знал, что мы дышим неправильно, что правильно дышат только дети и специалисты











Выполняют упражнения с морскими камнями, катают камень по руке, ходят босыми ногами по дорожке из камней.



-по камням ходить очень приятно, я дома часто это делал

-я слышал по телевизору, что если ходить босиком, можно укрепить иммунитет



Воспитанники выполняют блок из трех упражнений на снятие психоэмоционального напряжения, тренировку навыков саморегулятивных действий.










































-мне понравилось изображать различные звуки и чувствовать их вибрацию рукой;

-а я действительно мог представить и вспомнить ощущения после хождения по росе, мне это очень понравилось!;





Воспитанники рисуют на спинах друг друга кисточками и карандашами, делают массаж спины.



















-мне очень понравилось, когда у меня рисовали на спине кисточкой, так мы делали в детстве, очень приятные ощущения;

-а мне понравилось упражнение «Стеклянная кобра».


Воспитанники выполняют блок упражнений на взаимодействие в парах.







-мне было сложно изображать павлина, я так и не смог найти свою пару

-я быстро нашел свою пару

















-мне было непросто работать в паре, как то у нас не получалось сотрудничать;

-а у нас в паре, наоборот, все получилось, и картинку мы сложили довольно быстро.



-мы знаем эту игру, с психологом уже в нее играли, она у нас одна из любимых игр!

-игра развивает координацию, внимание.









Воспитанники располагаются в креслах для релаксации



снятие психоэмоционального напряжения и настрой на дальнейшую работу посредством прикосновений педагога.






мышечное расслабление посредством дыхательных техник. Эти упражнения помогают сосредоточиться, взбодриться, зарядиться энергией.







































активизация биологически активных точек на ладонях и стопах для оздоровления организма, повышения иммунитета и оптимизации деятельности воспитанников.










снятие психоэмоционального напряжения, тренировка навыков саморегулятивных действий.




























































мышечное расслабление посредством прикосновений к спине.

































снятие психоэмоционального напряжения, тренировка навыков саморегулятивных действий, развитие сенсорных ощущений, формирование умения работать в парах.






































снятие психоэмоционального напряжения, тренировка навыков саморегулятивных действий, развитие сенсорных ощущений, формирование умения работать в группе.








снятие психоэмоционального напряжения.

регулятивные (саморегуляция поведения, самоконтроль, самокоррекция)






















































регулятивные (саморегуляция поведения, самоконтроль, самокоррекция)















познавательные (познавательная активность, произвольное внимание, рефлексия учебного опыта)





























































































































































регулятивные (саморегуляция поведения, самоконтроль, самокоррекция)




























4.

Рефлексия

3 минуты

А теперь, ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Что нового вы сегодня узнали? Что будете применять в своей жизни? Как вы думаете, было ли занятие для вас полезно? А что больше всего запомнилось?


-мне занятие понравилось, много нового для себя открыл;

-мне понравились больше всего дыхательные упражнения;

-в своей жизни куплю себе игру «Твистер»! И интересно, и поможет расслабиться!

оценка настроения, эмоционального восприятия занятия.






личностные (рефлексия своих поступков, ответственность, нравственность)


5.

Подведение итогов

2 минуты

Спасибо за плодотворную работу!

Я буду очень рада, если данные навыки вам пригодятся в вашей дальнейшей жизни!


осознание содержания пройденного материала.

коммуникативные (сотрудничество, инициативность, доброжелательность, общее речевое развитие)


















Ход занятия

1.Организационный момент.

-Ребята, добрый день. Сегодня я пригласила вас, чтобы мы больше узнали о себе, своих ощущениях и друг о друге. И нам сначала помогут в этом «Волшебные морские камни». Часто мы используем их на наших занятиях, но сегодня это будет нечто другое. Ваша задача выбрать понравившийся камень в соответствии со своим настроением на данный момент. Вы готовы к занятию? Если да, поднимаете желтую карточку, если же нет-синюю. Но для начала несколько слов о правилах поведения в течении сегодняшнего занятия. Вам надо настроиться на взаимное сотрудничество и уважение друг к другу и присутствующим педагогам. Не стоит выкрикивать, вскакивать с места, пытаться перебивать. Если что то захотите спросить, вы поднимаете желтую карточку с вопросом.

Цель-расслабление, сплочение, снятие психоэмоционального напряжения перед началом занятия.

1.Целеполагание и мотивация.

Мини-спектакль. Воспитанник под музыку «Вивальди» изображает тряпичную куклу, которая посредством упражнений и движений превращается в счастливого, здорового довольного человека.

С самых древних времен люди знали о том, что правильно воздействуя на тело, можно решить многие проблемы. Ведь человек-это единство тела, эмоций и сознания. На занятии, на собственном опыте, мы проверим правда ли это. Тема занятия звучит так «Через тело к сознанию»

Выход на личность.

-А что значит «сознание»? (это способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности)

-а что значит «через тело к сознанию»? (с помощью умения владеть телом, тренировать его, можно направить свое сознание в нужное русло)

-А вы можете определить по движению тела, как себя человек чувствует? (пример воспитателя Т.В)

Мы сегодня с вами узнаем об очень важном направлении для человека-телесно-ориентированной терапии. (это направление психотерапии, работающее с проблемами, неврозами, депрессией через процедуры телесного контакта, дыхательных техник).



3.Основной этап.

Упражнение «Свободная поза».

Участники молча сидят в кругу на стульях, педагог «устраивает поудобнее» остальных. Он разнимает перекрещенные руки и ноги, опускает плечи, поворачивает головы участников.


Цель-снятие психоэмоционального напряжения и настрой на дальнейшую работу посредством прикосновений педагога.

Сейчас мы с вами будем выполнять дыхательные упражнения. А как вы считаете, для чего они нужны? А люди дышат правильно? (как правило, нет, дышат правильно специалисты по техникам дыхания, дети, правильное дыхание не грудной клеткой, а мышцами живота, при дыхании живот должен двигаться)

Упражнения на дыхание.


Поочередное дыхание через ноздри (2-3 минуты)

Сядьте в удобную для вас позу держа спину прямо. Большим пальцем правой руки зажмите правую ноздрю и сделайте глубокий вдох через левую. На пике вдоха закройте левую ноздрю безымянным пальцем и выдохните через правую. Старайтесь наполнять и опустошать лёгкие до предела. Выполните пять таких циклов, затем поменяйте ноздрю. То есть вдыхайте через правую и выдыхайте через левую. После этого сделайте пять вдохов и выдохов через обе ноздри. Не спешите и не напрягайтесь, дышите расслабленно.

Дыхание животом (2-3 минуты)

Сядьте в удобную позу. Положите одну руку на живот, другую — на грудь и сделайте глубокий вдох через нос. Следите, чтобы при этом плечи были расслаблены, грудная клетка не расширялась, а работала диафрагма — мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. При вдохе она сжимается и опускается, отчего живот выступает вперёд, а при выдохе поднимается и выталкивает воздух из лёгких. На вдохе надувайте живот, а на выдохе подтягивайте его к позвоночнику. При таком дыхании организм лучше насыщается кислородом.

Цель-мышечное расслабление посредством дыхательных техник. Эти упражнения помогают сосредоточиться, взбодриться, зарядиться энергией.

Рефлексия:

-Что вы почувствовали после данных упражнений?

-Было ли головокружение? Отчего? (приток кислорода в мозг)

На самом деле дыхательные упражнение могут делать много чудес с нашим организмом. Им под силу и успокоить нашу нервную систему и наоборот, взбодрить. Они насыщают наше тело кислородом, заряжают жизненной энергией.

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

По пустынному пляжу пройдусь не спеша босиком

Ощущая ступнями прохладную, скользкую гальку

Эти камни морские блестят и лежат тут кругом

И прибой, и шторма, их бока, закруглили под гальку.



Камень серый, невзрачный, с прожилкою темной возьму,

На морском берегу их значительно больше чем белых,

Сам не знаю зачем, отчего, для чего, почему?

Вдруг душа сохранить этот камень моя захотела.

-Сейчас мы проведем упражнение с морскими камнями


Упражнение с морскими камнями


1.Сначала руки (катаем камень по каждому пальцу, затем по всей ладони, далее на тыльной стороне руки, растираем активно камень между ладонями);

2.Потом ноги (ходим по камням медленно, потом все быстрее).


Цель-активизация биологически активных точек на ладонях и стопах для оптимизации деятельности воспитанников.

Рефлексия:

-Что вы почувствовали, когда катали камень по руке?

-Какие ощущения испытали, когда ходили по камням?

-Можно ли это считать способом закаливания?



-С помощью камней, таких простых и доступных, можно активизировать биологически активные точки на ладонях и стопах. Это помогает укрепить иммунитет, сохранять душевное равновесие.

-А сейчас приготовьтесь, ребята к нескольким интересным упражнениям, а затем я спрошу, для чего они, каким образом они могут помочь нашему организму.

Упражнение «Мычание»

Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию, любые естественные гневные звуки, при этом прикладывайте руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла, возникающее у тех, кому приходится много говорить, а также у тех. кто испытывает ощущение сдавленности в горле.

Работа с вибрацией позволяет, кроме того, сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.



Упражнение «Напряжение и расслабление тела»

Лягте на спину. Полностью вытяните ноги, положите руки вдоль тела. Дышите легко и свободно. Крепко сожмите ягодицы. Затем напрягите икры и бедра. Напрягите все ваше тело, одновременно делайте равномерные вдохи выдохи – удерживайте напряжение примерно минуту. Старайтесь не выгибаться вверх, чтобы не получился «мостик». Даже когда вы достигли уровня максимального напряжения, ягодицы должны касаться пола.

Позвольте напряжению полностью уйти. Возьмитесь руками за колени и покачайтесь так несколько раз, чтобы расслабить мышцы позвоночника. Если упражнение удалось, вы почувствуете расслабление и тепло во всем теле. Если вы слишком сильно вытягивали ноги, у вас может появиться ощущение покалывания в стопах и икрах.

Упражнение помогает быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине.

Упражнение «Насос и резиновая кукла»


«Представьте себе, что вы – резиновая кукла. «Сдуйтесь», пожалуйста. А теперь я буду вас «надувать». Ведущий делает движения, соответствующие надуванию насоса. Остальные постепенно напрягаются. Когда все куклы максимально напряглись, ведущий издает звук, подобный выниманию пробки, а «надувные куклы» с шипящим звуком постепенно сдуваются».


Упражнение «Мотивированный бег или ходьба»

Идти против ветра, по росе, над пропастью по тоненькой горной тропе, движение против толпы, идти по болоту, по зыбучим пескам.


Рефлексия:

-А теперь, обещанные вопросы, как вы думаете, чем человеку могут помочь данные упражнения?

-Данные упражнения помогают расслабиться, быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине, сбросить болезненные ощущения в разных частях тела.

-какие ощущения были у вас после комплекса упражнений, опишите их.


Цель-снятие психоэмоционального напряжения, тренировка навыков саморегулятивных действий;


Следующий блок упражнений поможет вам почувствовать прикосновения другого человека к своему телу, запомнить и понять эти ощущения и затем, как обычно, блок вопросов.


Упражнения «Нарисуй на спине!»

Встаем в пары и:

1.Рисуем буквы на спине кисточкой и угадываем (меняемся парами);

2.Рисуем цифры на спине карандашом и угадываем (меняемся парами);

3.Рисуем любые простые рисунки пальцем и угадываем (меняемся парами);

4.Рисуем пальцем на спине небольшой дождик, ливень, град, как топает слон, как щиплет гусь, как ползет змея (меняемся парами);

Упражнение «Стеклянная кобра»

Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться в таком же порядке, как и стояла изначально.

Рефлексия:

-Расскажите о своих ощущениях во время данных упражнений?

-Что было для вас приятней всего?

-Какие ощущения запомнились?

Цель-мышечное расслабление посредством прикосновений к спине



Следующие несколько упражнений покажут насколько вы умеете взаимодействовать друг с другом и насколько успешно у вас получается работать в парах


Упражнение «Ноев ковчег»

Отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

Рефлексия:

-Для кого из вас было сложностью найти свою пару?

-Удалось изобразить животное, которое было определено для вас?


«Сиамские близнецы»

Партнеры «срослись» лбами, бедрами, плечами между которыми они зажимают лист бумаги. Они должны выполнять совместные действия, при этом, по возможности, не выронить листок. «Сросшимися» телами близнецы пробуют приседать, отжиматься, танцевать, сделать небольшую гимнастику.



Упражнение «Робот и Оператор»

Соревнование пар, в которых один играет роль робота, другой – оператора. Задача: кто быстрее соберет картинки, из разложенных на столе перед каждой парой фигурками из методики «Мозартика». Оператор располагается за его спиной. Чтобы руководить движениями руки Робота. Оператор пользуется лишь шестью словами: «вперед, назад, влево, вправо, вниз, взять». Затем проводится обсуждение, кто как чувствовал себя в роли Робота и Оператора.

Рефлексия:

- Как вы себя чувствовали, каждый в своей роли?

-Получалось ли операторам задавать команды, а роботам их выполнять?

-Мы выполнили блок упражнений на сотрудничество в парах, что для вас было самым сложным?

-Трудно ли доверять партнеру?

-Данные упражнения помогают почувствовать друг друга, развивают межличностное взаимодействие. Мы учимся доверять партнеру, учимся сотрудничать.


Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тренировка навыков саморегулятивных действий, развитие сенсорных ощущений, формирование умения работать в парах.


И заключительное упражнение на сегодняшнем занятии, это многим известная веселая и подвижная игра «Твистер»



Игра «Твистер»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тренировка навыков саморегулятивных действий, развитие сенсорных ощущений, формирование умения работать в группе.

Рефлексия:

-Понравилась игра?

-Она показалась вам сложной?

-Чем данная игра может быть полезна для нашего тела?

Игра «Твистер» помогает быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине. Она компенсирует недостаток движения, развивает координацию, внимательность, реакцию, чувство равновесия.

Упражнение – медиация «Счастливое место» читается под релаксационную композицию

Выберете спокойное тихое место, сядьте поудобней. Закройте глаза и вспомните или представьте место, в котором вам хорошо. Это может быть конкретное место (любимый уголок города, кафе, парк, место в доме, какая то улица) или же абстрактное (лес, море, горы, озеро, пляж). Постарайтесь представить счастливое место как можно более конкретно, осязаемо, детально. Мысленно перенеситесь туда.

-Какая там стоит погода?

-Светит ли там солнце, лаская кожу?

-Или идет теплый дождик, распространяя запах свежести?

-А, может быть, неподалеку работает булочная, где выпекают хлеб, или варят ароматный кофе? Постарайтесь запомнить запахи счастливого места…

-А какие цвета есть в счастливом месте?

-Какого цвета фасады, небо, деревья, земля под ногами?

-Кто или что вас там окружает?

-Какие звуки вы слышите?

Изучите счастливое место как следует. Побудьте там. Постепенно ощутите себя полноправным жителем счастливого места. Наслаждайтесь спокойствием, уютом и свободой.

Когда безмятежность окутает вас с ног до головы, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов. Откройте глаза, но еще на несколько минут останьтесь там. Не спешите убегать из этого мест а. Запомните, то что вам нравится в этом месте больше всего. Мысленно поблагодарите его за то, что оно вообще есть-хоть по правде, хоть только в вашем воображении. Неторопливо вернитесь в реальность.

Рефлексия: А теперь, ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Что нового вы сегодня узнали? Что будете применять в своей жизни? Как вы думаете, было ли занятие для вас полезно? А что больше всего запомнилось?

Спасибо за плодотворную работу!







Самоанализ занятия педагога – психолога Топоровой Светланы Сергеевны «Через тело к сознанию»

Тема: «Через тело к сознанию»

Вид занятия: тренинг телесно-ориентированной психотерапии.

Форма занятия: групповое занятие.

Возраст: 12 -14 лет.

Место проведения: кабинет психолога Орловского СУВУ.

Актуальность темы занятия: Воспитанники в учебное заведение закрытого типа попадают с очень низким уровнем принятия себя и окружающего мира. Их уровень притязаний не соответствует уровню возможностей, самооценка неустойчивая, отсутствуют навыки саморегулятивных действий, им очень сложно справляться со своими эмоциями, тревожными состояниями. Нет позитивного отношения к себе и окружающим их людям. Потому тема о познании своего сознания через призму телесных ощущений была выбрана не случайно.

Целью занятия было формирование представлений воспитанников о влиянии телесных ощущений на сознание; коррекция последствий психотравм с помощью телесно-ориентированной терапии и развитие способности к самопознанию. Цель осуществлялась через поставленные задачи:

1.Обучать навыкам саморегулятивных действий, дыхательных техник, умению чувствовать свое тело.

2.Научить воспитанников способам преодоления тревожности, депрессивного состояния.

3.Отрабатывать упражнения на расслабление, устранение эмоционального дискомфорта.

4.Восстановить контакт с собственным телом, снять телесное напряжение, развивать невербальные компоненты общения, улучшить психическое самочувствие.

Оборудование и материалы: аудиосистема, игра «Твистер», морские камни, шарфы, кисточки, простые карандаши, цветные фигурки из методики «Мозартика».

Используемые технологии: социально – психологический тренинг.

Психотерапевтические методы работы, использованные на занятии:

1.Терапевтическая беседа;

2.Музыкотерапия: релаксационная мелодия, элементы аутотренинга.

3.Тренинг поведения (проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции, релаксационное упражнение – медитация «Счастливое место»);

Занятие осуществлялось в соответствии с технологической картой. Конспект коррекционно-развивающего занятия отвечает основным задачам программы. Для реализации каждой задачи использовались методы и приемы, что способствовало поддержанию интереса участников к деятельности. Все задания и упражнения соответствовали возрастным особенностям воспитанников. Занятие началось с приветствия, которое являлось организационным моментом и в тот же время способствовало положительному настрою на дальнейшую деятельность. Основная часть была направлена на реализацию поставленных целей и задач, а также на сплочение детского коллектива, развитие умения работать в группе, чередовались динамические и статические нагрузки, что предусматривало смену деятельности воспитанников и не приводило к утомлению. На тренинге личностно-ориентированной терапии у ребят формировалось представление о влиянии телесных ощущений на сознание, осуществлялась коррекция последствий психотравм. Все этапы были выдержаны в строгой последовательности. Использовались следующие формы: игра, упражнения, беседа. С помощь приемов и форм работы были достигнуты проявления активности и самостоятельности мышления подростков: использованием индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. На занятии достигался обобщающий уровень понимания от подростков. С помощью введения разнообразных упражнений и игр педагог добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия воспитанниками материала. Применялись различные способы включения воспитанников в процесс занятия, а именно: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались эмоциональные возможности каждого подростка. Для активации мыслительной деятельности задавались вопросы поискового характера «почему?», «как вы думаете»? «как правильно»?

Таким образом, я считаю, что содержание занятия, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности -  позволило обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать  положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных  задач. Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей.
Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности.        
Считаю, что цель  занятия достигнута,   поставленные задачи   решены.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!