2. | Подготовка к основному этапу – открытию новых знаний | Актуализация знаний. | Фронтальный опрос | Что такое электрический заряд? Какие виды зарядов вы знаете? Что такое электрическое поле? Перечислите свойства эл. поля. Какие поля вы еще знаете? Что такое напряженность эл. поля? Как изображаются линии напряженности одиночных точечных зарядов и пары зарядов? Как получить однородное эл. поле? Нарисуйте. Что такое эл. ток? В каких веществах может возникать ток? Как делятся по электрической проводимости вещества: Назовите носители свободного заряда в каждом случае. Твердые Жидкие Газообразные Как распространяется поле во всех этих веществах и к каким эффектам приводит? Каким прибором измеряется напряжение? Как он включается в цепь? Как изображается на схемах? Что такое конденсатор? Электроемкость конденсатора? Расскажите о действии эл. поля в различных веществах: Назовите носители свободных зарядов в каждом случае, где они есть Металлах Полупроводниках чистые р-типа n-типа Диэлектриках Полярных неполярных Жидкостях Газах Вакууме Более подробно, с использованием моделей рассказать о процессах ,которые происходят в веществе, помещенном в электрическое поле: Твердое Проводник (металл) Диэлектрик Полярный Неполярный Полупроводник Чистый n-типа р-типа Жидкое Электролит Неэлектролит Газ Вакуум Записать полученные результаты в таблицу | Отвечают на выбранные учителем (из заранее розданного для повторения списка) вопросы устно актуализируют знания теории, систематизируют в виде таблицы заполняют таблицу. | Познавательные – выделение необходимой информации -, Регулятивные - контроль – сверяются с заполненной таблицей, выведенной на экран. |
3 | Эвристическая беседа | Организация деятельности по ознакомлению с электрическими свойствами тела человека – сопротивлением различных органов, проводимостью эл. тока, по ознакомлению с применением в физиотерапевтических приборах изученных устройств: конденсатора в УВЧ, по повторению и систематизация знаний о работе и принципе устройства дефибриллятора. Организация деятельности по ознакомлению с применением в физиотерапевтических приборах изученных устройств: применением электролиза в электрофорезе, лечебным действием и физическими процессами. Организация деятельности по ознакомлению с применением в физиотерапевтических приборах изученных устройств: электрического разряда в газе в дарсонвале, лечебными действиями и физическими процессами Организация деятельности по ознакомлению с электрическими свойствами тела человека – сопротивление различных органов, проводимостью эл. тока, распределением электрических потенциалов, вырабатываемых сердцем, с применением в физиотерапевтических приборах изученных устройств: гальванометра в электрокардиографе, физическими процессами, происходящими в сердце и теле человека. Организация деятельности по ознакомлению с электрическими свойствами тела человека – сопротивление различных органов, проводимостью эл. тока, с последствиями поражением током, первой помощью пострадавшим. | Проблемный вопрос1 Проблемный вопрос 2 Проблемный вопрос 3. Проблемный вопрос 4. Проблемный вопрос 5. | На демонстрационном столе – модель разборного конденсатора. Вопрос 1. А если я помещу между пластинами конденсатора руку – это полезно или вредно? Что будет происходить в тканях организма? Обсуждение Не хватает знаний по вопросу. Сообщение учащегося по теме «Тело человека как проводник электричества» Итак, что же происходить в тканях организма под действием эл.поля? Электроны и ионы перемещаются вдоль линий эл.поля. Слабый нагрев. Как это использовать в полезных целях? Прогревание. А как усилить возникающий нагрев? Использовать переменное поле. Сообщение учащегося о работе аппарата УВЧ (презентация, фрагмент фильма) Постоянное электрическое поле конденсатора используются еще при дефибрилляции. Вспомним урок, когда к нам приезжала бригада скорой помощи и врачи показывали и объясняли принцип действия и принцип устройства дефибриллятора Сообщение учащегося о работе дефибриллятора (презентация, фрагмент фильма) На демонстрационном столе – электролитическая ванна с раствором медного купороса, демонстрация явления прохождения тока через раствор и явления электролиза. Вопрос 2 – А что будет, если засунуть руку в ванну с электролитом, по которому пропускают ток? Электролит будет проникать в ткани руки. Можно ли такой процесс сделать полезным? Можно, если использовать лекарство в качестве электролита. Применение этого процесса – электрофорез. Сообщение учащегося по теме «Электрофорез» (презентация, фрагмент фильма) Проблемный вопрос 3. А применяется ли электрическое поле в газах для каких-либо целей в медицине? Обсуждение. Сообщение студента об аппарате дарсонваль. (презентация, фрагмент фильма) Проблемный вопрос 4. Все вы проходите медосмотр, некоторым уже снимали электрокардиограмму. Что измеряет электрокардиограф? Какой прибор положен в основу его работы? И почему этот вопрос я задаю на уроке, посвященном электрическому полю? Обсуждение. Сообщение студента об электрокардиографе.(презентация, фрагмент фильма) Проблемный вопрос 5. Итак, электрическое поле может быть использовано для пользы человека. Но оно может быть и опасным, если не соблюдать правила ТБ. Какое именно поле опасно для человека? И чем именно? Как оказывать первую помощь? Обсуждение. Сообщение студента о поражениях эл. током, первой помощи, технике безопасности | Применение знаний в нестандартной ситуации Анализируют уже известный материал, строят логические рассуждения, строят предположения и гипотезы, обосновывают, доказывают свою точку зрения. Воспринимают новый материал | Личностные – личностный моральный выбор Позавательные – общеучебные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, логические – анализ с целью выделения признаков, выбор основания и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство, действия постановки и решения проблем –формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, Коммуникативные – Целеполагание, Постановка вопросов, Разрешение конфликтов, Управление поведением партнеров точностью выражать свои мысли Регулятивные- Целеполагание, Планирование, Прогнозирование, Контроль, Оценка, Волевая саморегуляция |
3. | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка | Систематизация полученных и уже имеющихся знаний. | Ответить на вопросы устно – перечислите по схеме использование электрического поля в медицине Физприбор, устройство, процесс, используемые в мед приборе Ток, характеристики Применение в медицине Лечебное/диагностическое действие Физический процесс | Для каждого из перечисленных приборов, устройств, процесса называют характеристики тока, физический процесс, происходящий в организме. | Познавательные – логические - синтез, Коммуникативные – Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли Регулятивные – контроль, коррекция |