СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия "Электрическое поле в медицине"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия по теме "Электрическое поле в медицине". Занятие можно проводить как дополнительное, факультативное, можно как итоговый урок по теме "Электрическое поле", можно как мероприятие в рамках недели физики 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия "Электрическое поле в медицине"»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Марохонько Ольга Ивановна

Предмет: Физика

Класс: 10-11, студенты 1 курсов СПО (медицина)

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся

Тема «Электрическое поле»

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.

Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с физиотерапевтическими и диагностическими приборами, в работе которых используется действие электрического поля.

Обучающие задачи

Организовать деятельность обучающихся по

  • повторению особенностей действия эл. поля на проводники, диэлектрики

  • ознакомлению с электрическими свойствами тела человека – сопротивление различных органов, проводимостью эл. тока, распределением электрических потенциалов, вырабатываемых сердцем.

  • ознакомлению с применением в физиотерапевтических приборах изученных устройств: конденсатора в УВЧ и дефибрилляторе, гальванометра в электрокардиографе, применением электролиза в электрофорезе, применением электрического разряда в газе в дарсонвале, лечебными действиями и физическими процессами.


Развивающие задачи

Организовать деятельность обучающихся по

  • развитию умения учащихся мыслить, применять знания в нестандартной ситуации.

  • развитию умения выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитывающие задачи

Создать условия для

  • формирования интереса к предмету.

  • расширения представления о применении физических законов.

  • осуществления эстетического воспитания учащихся.

  • углубления представлений о единстве материального мира, взаимосвязи и обусловленности явлений.

УУД

  • Личностные

  • Регулятивные

  • Коммуникативные

  • Познавательные

Планируемые результаты

  • Предметные

    • Знать – где и как применяются в медицине конденсатор, гальванометр, электролиз, разряд в газе, иметь представление о проводимости электрического тока различными тканями организма, о первой помощи пострадавшим от эл. тока.

    • Уметь – объяснять биологическое действие физических процессов, проходящих в организме под воздействием электрического поля и медицинское применение физических приборов и явлений, уметь решать задачи с практическим содержанием.

  • Личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание.

  • Метапредметные - умение применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях, проводить мысленные эксперименты, уметь получать новую информацию путем умозаключений, («делать открытия»).

Основные понятия – электрическое поле, характеристики элю поля, заряд, эл. ток, особенности распространения эл. поля в проводниках и диэлектриках, эффекты, возникающие в веществе при возникновении в нем эл. поля,

Межпредметные связи: биология, анатомия человека, биофизика, медицина, история.

Ресурсы

  • Основные – компьютер, проектор, разборный конденсатор, прибор для демонстрации электролиза, вольтметр, гальванометр, раздаточный материал - распечатки рисунков, схем, вопросов для повторения.

  • Дополнительные – физиотерапевтический кабинет городской поликлиники, ресурсы интернета.



Форма урока – эвристическая беседа.



Технология ТРИЗ.

 

Этапы урока

Задачи этапа урока

Этапы Организации Работы

Учитель

Ученики

Универсальные Учебные Действия

1.

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.


Учитель читает эпиграф, записанный на доске и объявляет: «Я хочу, чтобы сегодня мы с вами совершили подвиг – сделали открытие, а может быть, и не одно. Для этого вначале нам надо кое-что освежить в памяти»

Настраиваются на работу.

Коммуникативные – планирование,

Общеучебные – формулирование познавательной цели

2.

Подготовка к основному этапу – открытию новых знаний

Актуализация знаний.

 Фронтальный опрос

  1. Что такое электрический заряд? Какие виды зарядов вы знаете?

  2. Что такое электрическое поле? Перечислите свойства эл. поля. Какие поля вы еще знаете?

  3. Что такое напряженность эл. поля? Как изображаются линии напряженности одиночных точечных зарядов и пары зарядов? Как получить однородное эл. поле? Нарисуйте.

  4. Что такое эл. ток?

  5. В каких веществах может возникать ток?

  6. Как делятся по электрической проводимости вещества: Назовите носители свободного заряда в каждом случае.

    1. Твердые

    2. Жидкие

    3. Газообразные

  7. Как распространяется поле во всех этих веществах и к каким эффектам приводит?

  8. Каким прибором измеряется напряжение? Как он включается в цепь? Как изображается на схемах?

  9. Что такое конденсатор? Электроемкость конденсатора?

  10. Расскажите о действии эл. поля в различных веществах: Назовите носители свободных зарядов в каждом случае, где они есть

    1. Металлах

    2. Полупроводниках

      1. чистые

      2. р-типа

      3. n-типа

    3. Диэлектриках

      1. Полярных

      2. неполярных

    4. Жидкостях

    5. Газах

    6. Вакууме

Более подробно, с использованием моделей рассказать о процессах ,которые происходят в веществе, помещенном в электрическое поле:

Твердое

Проводник (металл)

Диэлектрик

Полярный

Неполярный

Полупроводник

Чистый

n-типа

р-типа

Жидкое

Электролит

Неэлектролит

Газ

Вакуум

Записать полученные результаты в таблицу





Отвечают на выбранные учителем (из заранее розданного для повторения списка) вопросы устно

актуализируют знания теории, систематизируют в виде таблицы




































































заполняют таблицу.












Познавательные – выделение необходимой информации


-,

































































Регулятивные - контроль – сверяются с заполненной таблицей, выведенной на экран.


3

Эвристическая беседа

Организация деятельности


по ознакомлению с электрическими свойствами тела человека – сопротивлением различных органов, проводимостью эл. тока,

по ознакомлению с применением в физиотерапевтических приборах изученных устройств: конденсатора в УВЧ, по повторению и систематизация знаний о работе и принципе устройства дефибриллятора.





























Организация деятельности по ознакомлению с применением в физиотерапевтических приборах изученных устройств: применением электролиза в электрофорезе, лечебным действием и физическими процессами.






Организация деятельности по ознакомлению с применением в физиотерапевтических приборах изученных устройств: электрического разряда в газе в дарсонвале, лечебными действиями и физическими процессами





Организация деятельности по ознакомлению с электрическими свойствами тела человека – сопротивление различных органов, проводимостью эл. тока, распределением электрических потенциалов, вырабатываемых сердцем, с применением в физиотерапевтических приборах изученных устройств: гальванометра в электрокардиографе, физическими процессами, происходящими в сердце и теле человека.







Организация деятельности по ознакомлению с электрическими свойствами тела человека – сопротивление различных органов, проводимостью эл. тока, с последствиями поражением током, первой помощью пострадавшим.


Проблемный вопрос1































Проблемный вопрос 2









Проблемный вопрос 3.







Проблемный вопрос 4.









Проблемный вопрос 5.


На демонстрационном столе – модель разборного конденсатора.

Вопрос 1. А если я помещу между пластинами конденсатора руку – это полезно или вредно? Что будет происходить в тканях организма?

Обсуждение

Не хватает знаний по вопросу. Сообщение учащегося по теме «Тело человека как проводник электричества»

Итак, что же происходить в тканях организма под действием эл.поля?

Электроны и ионы перемещаются вдоль линий эл.поля. Слабый нагрев.

Как это использовать в полезных целях? Прогревание.

А как усилить возникающий нагрев?

Использовать переменное поле.

Сообщение учащегося о работе аппарата УВЧ (презентация, фрагмент фильма)

Постоянное электрическое поле конденсатора используются еще при дефибрилляции. Вспомним урок, когда к нам приезжала бригада скорой помощи и врачи показывали и объясняли принцип действия и принцип устройства дефибриллятора

Сообщение учащегося о работе дефибриллятора (презентация, фрагмент фильма)

На демонстрационном столе – электролитическая ванна с раствором медного купороса, демонстрация явления прохождения тока через раствор и явления электролиза.

Вопрос 2 – А что будет, если засунуть руку в ванну с электролитом, по которому пропускают ток?

Электролит будет проникать в ткани руки.

Можно ли такой процесс сделать полезным?

Можно, если использовать лекарство в качестве электролита. Применение этого процесса – электрофорез.

Сообщение учащегося по теме «Электрофорез» (презентация, фрагмент фильма)

Проблемный вопрос 3. А применяется ли электрическое поле в газах для каких-либо целей в медицине?

Обсуждение.

Сообщение студента об аппарате дарсонваль. (презентация, фрагмент фильма)



Проблемный вопрос 4. Все вы проходите медосмотр, некоторым уже снимали электрокардиограмму. Что измеряет электрокардиограф? Какой прибор положен в основу его работы? И почему этот вопрос я задаю на уроке, посвященном электрическому полю?

Обсуждение.

Сообщение студента об электрокардиографе.(презентация, фрагмент фильма)



Проблемный вопрос 5. Итак, электрическое поле может быть использовано для пользы человека. Но оно может быть и опасным, если не соблюдать правила ТБ. Какое именно поле опасно для человека? И чем именно? Как оказывать первую помощь?

Обсуждение.

Сообщение студента о поражениях эл. током, первой помощи, технике безопасности





Применение знаний в нестандартной ситуации


Анализируют уже известный материал, строят логические рассуждения, строят предположения и гипотезы, обосновывают, доказывают свою точку зрения.


Воспринимают новый материал


Личностные – личностный моральный выбор


Позавательные

общеучебные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации,

логические – анализ с целью выделения признаков, выбор основания и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство,

действия постановки и решения проблем –формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,



Коммуникативные –

Целеполагание,

Постановка вопросов, Разрешение конфликтов, Управление поведением партнеров точностью выражать свои мысли


Регулятивные-

Целеполагание,

Планирование,

Прогнозирование,

Контроль,

Оценка,

Волевая саморегуляция

3.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Систематизация полученных и уже имеющихся знаний.

Ответить на вопросы устно – перечислите по схеме использование электрического поля в медицине

    1. Физприбор, устройство, процесс, используемые в мед приборе

    2. Ток, характеристики

    3. Применение в медицине

    4. Лечебное/диагностическое действие

    5. Физический процесс


Для каждого из перечисленных приборов, устройств, процесса называют характеристики тока, физический процесс, происходящий в организме.


Познавательные –

логические - синтез,


Коммуникативные – Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли


Регулятивные – контроль,

коррекция

4.

Закрепление материала, связь с практикой

Обеспечение усвоения новых знаний .

Закрепление полученных знаний.

Заполняют таблицу с перечисленными колонками.

Заполняют таблицу.

Регулятивные - контроль

5.

Подведение итогов урока, рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели

 Подведение итогов занятия.

Итак, подводя итоги – совершили мы сегодня подвиг – сделали для себя открытие?

Насколько полезно для нас это было?


Отвечают на поставленные вопросы устно.

Личностные - самоопределение

Коммуникативные

Регулятивные - оценка

6.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.


Дает домашнее задание - решить задачи с практическим содержанием.

Записывают домашнее задания

 Коммуникативные








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!