- Начинаем подготовку артикуляционного аппарата к работе. ● Упражнения для губ: «Улыбка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «Хоботок (Трубочка)» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «Заборчик» Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. «Бублик» Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. «Кролик» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. ● Упражнения для тренировки языка «Иголочка» Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким. Методические указания: губы растянуты в улыбку без напряжения, приоткрыть рот; узкий, прямой язык просунуть между зубами; 2) язык не загибается и не касается губ; Удерживать до 5. «Маятник» Цель: развивать подвижность языка. Методические указания: губы растянуты в улыбку без напряжения, приоткрыть рот; узкий, прямой язык просунуть между зубами; 3) поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ. 4) язык не загибается и не касается губ. Упражнение «Лошадка» Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, И раздаётся щелчок. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и пощелкать (поцокать) кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Кончик языка надо поднимать прямо, и цокать за верхними зубами. - Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, потом быстрее «лошадка поскакала быстрее». При хорошем выполнении упражнения можно задавать и менять ритм. ● Начинаем дыхательную гимнастику: - Без правильного дыхания, трудно извлекать нужные звуки с нужной длительностью. - Встаньте. а) Делаем вдох носом так, чтобы плечи не двигались вверх, а живот наполнился воздухом. Затем выдыхаем через рот и произносим звук ПШ-ПШ, как будто сдувается воздушный шарик - 3 повтора. б) Сейчас тренируем чёткость звуков, для этого вспомним скороговорки. Произносить их будем сначала чистоговорками, затем с ускорением. ● Начинаем гимнастику для рук - Разогреем наши пальчики, руки и спинку: «Удар» Попеременно ударяются с усилием по 2 раза кончики противоположных пальцев друг об друга (3 повтора). «Циркуль» Описать по очереди круг разными пальцами в разных плоскостях. «Веер» Развести прямые пальцы и последовательно, начиная с мизинцев, сгибать пальцы в кулак и разгибать их. То же, начиная с большого пальца. «Паук» Полусогнутые пальцы поставить на стол. Пальцы по очереди: согнуть, разгибая поднять, согнуть, опустить. «Клей» Соскрести с ладони клей каждым пальцем по очереди. «Переплёт» Пальцы в переплетённом состоянии выгибаются на вытянутые руки, выполняются повороты и возвращаются в исходное состояние, 3 повтора в разные стороны. ● Импровизация - Встаньте в круг друг за другом. - Идёте по кругу спокойно. - Представьте, что вы – «Роботы». - Повернитесь в обратную сторону. Представьте, что вы – канатоходцы. «Идёте по канату на большой высоте». - Повернитесь в обратную сторону. Представьте, что вы «Участвуйте в соревновании по плаванью». - Повернитесь в обратную сторону. Представьте, что вы «Работайте на сцене за ширмой в кукольном театре». - Повернитесь в обратную сторону. «Выполните любые движения, какие вам хочется в данную минуту». ● Упражнения и этюды с куклой - Ребята, выберите любую куклу, которая вам по душе. - Встаньте около своих стульев. Работаем с куклами: 1) «Наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны»; 2) Упражнения для тренировки походки: «ходьба на месте», «кукла марширует», кукла двигается «с опаской», «уверенно», «радостно», «грустно», «как солдат», «как робот»; 3) Упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла «следит» взглядом за птицей, качелями; 4) упражнения для отработки навыков разговора куклы: «Кукла рассказывает сказку: 1 - Жили-были дед, да баба. 2- И у них была курочка Ряба». «Кукла рассказывает стихотворение: Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу, Ой, доска кончается, сейчас я упаду». 5) Упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла бежит и ловит кого-то», «кукла прыгает по кочкам». 6) Упражнение, в котором куклы разговаривают: ведут диалог. Обратите внимание: - важно следить за тем, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь; - не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в болтание куклой; - кукла, которая говорит, слегка двигается в такт речи. Кукла, которая слушает - неподвижна. - Разделитесь по 2, 3 человека в группе по своему выбору. Импровизировать диалоги надо стоя, правильно держа куклу и выполняя правила, которые я вам сейчас напомнила. |