СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия "Лепка горшочка из глины"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия "Лепка горшочка из глины"»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальное учебно-воспитательное учреждение «Уральское подворье» КГБОУСУВУ «Уральское подворье»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Лепка горшочка из глины»

Класс (группа): разновозрастная (15-17 лет)





Автор: Шабунина Фаниля Асхатовна

педагог дополнительного образования 

1 квалификационной категории







г. Пермь, 2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Раздел: изготовление изделий из керамики

Направление: декоративно-прикладное творчество

Возраст: разновозрастные обучающиеся (15 – 17 лет)

Тема учебного занятия: лепка горшочка из глины

Место и роль учебного занятия в изучаемом разделе: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков

Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества-керамикой, через сформированность навыков в технике лепки из глины и создания художественного образа глиняного горшочка.

Задачи:

Обучающие:

формирование представлений о народных промыслах; овладение умениями работы из целого куска глины, создание образов из отдельных частей; обогащение знаний через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины

Развивающие:

развитие интереса к изучению народных промыслов; формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения; получение опыта и творческой деятельности в создании новых форм, поиске новых решений в создании изделий; развитие у детей тонкой моторики рук, глазомера, чувства гармонии и красоты.

Воспитательные:

воспитание усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе; соблюдение правил техники безопасности; конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера; культурно-социальная компетентность, через приобщение к уважению выполненных работ обучающимися, самоуважению за результат деятельности, к оценке и самооценке деятельности.

Тип занятия: занятие общеметодологической направленности, комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения:

словесный: эвристическая беседа

наглядный: презентация, демонстрация видеоролика

преобразовательный: выполнение заданий, включая воображение и творчество

практический: практическая работа

коммуникативный: при оценке деятельности обучающихся

рефлексивный: текущая рефлексия, итоговая рефлексия

Учебно-методическое обеспечение урока

дидактические средства: электронная презентация, отрывок из мультипликационного фильма «Гора Самоцветов-Глинька», наглядные пособия, гончарный круг, инструменты и материалы для индивидуальной работы (глина, стеки, губка, вода).

технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, аудиоколонки.

Метапредметные связи: МХК, история, литература и наука психология

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты обучения:

- развитие и формирование эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- умение высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления;

- Формирование самодисциплины, ответственности, прилежания, организации рабочего места

Предметные результаты обучения:

- совершенствание навыков работы с инструментами и материалами, используемыми в различных видах гончарных изделий при лепке;

- применение знаний и умений при выполнении самостоятельных работ при работе с глиной;

- применение на практике словарных слов, расширение словарного запаса: лепка, глина, промин, жгут, оправка, освоить приёмы лепки горшочка из жгутов.

Метапредметные результаты обучения (УУД):

Регулятивные УУД: 

- принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора деятельности

Познавательные УУД:

- освоение приёмов действий выполнения работы самостоятельно;

- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и отдельного этапа занятия, отбор необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; - - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, управлять поведением партнера.






ПОЭТАПНЫЙ ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (время 40 минут)

Этап занятия

Задачи этапа

Время

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результат

1

Мотивационный этап

- создать благоприятный психологический климат для поведения занятия;

- организовать детей на начало

1

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас! Давайте посмотрим на картинку, где изображено Солнышко, подарим друг другу улыбки и настроимся на позитивное настроение! Вы готовы начать занятие? Молодцы!

Полная готовность к началу занятия

Приветствие. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

2

Этап актуализации знаний


-учить определять цель деятельности;

- познакомить учащихся с историей гончарных промыслов Пермской губернии через показ иллюстраций;

- Показать презентацию «Гончарные промыслы Пермской губернии»;

- Познакомить со старинной техникой лепки горшочка, как одной из разновидностей лепки народных промыслов. Показать возможности лепки;

- Развивать и совершенствовать умения и навыки в лепке из глины;

- Способствовать творческому отображению окружающего мира.

- Воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.



12

- Тему нашего занятия вы сможете определить сами, посмотрев фрагмент из мультфильма.

- Какова тема?

Изготовление посуды из глины насчитывает тысячелетнюю историю. Недаром в любой археологической экспедиции самая распространенная находка – глиняный черепок.

Чтобы прочувствовать эпоху тех времен, давайте представим, что мы находимся в избе (звучит народная музыка, головные уборы детям, для жюри платки)

-Именно производство горшков и разной посуды было семейным делом, мужчины лепили и обжигали, женщины наносили орнамент и покрывали ангобами.

- Древний способ изготовления глиняной посуды «от руки», без помощи гончарного круга, когда стенки постепенно наращиваются с помощью глиняного жгута

Наиболее распространенным было изготовление на ручном гончарном круге «кружале». Гончарная посуда Пермской губернии близка керамике русского Севера, а та, в свою очередь, восходит к традициям Древней Руси. Спокойные основательные формы, плавные силуэты, скупой линейный орнамент – характерные черты уральской керамики.

- Перед тем как приступить к лепке, что делает мастер, как вы думаете ребята? (подготавливает рабочее место и придумывает какое будет изделие)

- Конечно же, он придумывает каким будет изделие. Высоким или низким, круглым или овальным. Вот и мы сейчас прежде, чем приступить к лепке, немного зарядимся.

4. Творческое задание:

- И для вас есть первое творческое задание-игра, нужно собрать пазлы и угадать что получилось (крынка, горшок, тарелка)

(готовые элементы-шаблоны) пазлы, магниты, магнитная доска).

Дети активно вступают в диалог. Составляют алгоритм поиска информации.

Формулируют цель занятия для себя: «Открыть новое знание»

Самостоятельно сформулирована цель

3

Этап открытия нового знания


Самостоятельная работа

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приёмов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

17

- А теперь практическая работа

Даже в старинные времена соблюдали правила по технике безопасности: (рассказывают ребята)

- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы;

- работаем аккуратно, четко, без суеты;

- не горбимся, держим спину прямо;

- стол перед началом работы следует застелить клеенкой;

- руки вытирать о салфетку.

У вас на столах находятся доска, глина, вода, стеки, тряпки, губки.

5. Практическая работа (Алгоритм выполнения):

  • Разминаем глину;

  • Лепка дна;

  • Раскатывание жгута;

  • Соединение жгута ко дну (примазываем жгут)

  • Ваша задача добиться правильности выполнения работы.

Дети отвечают на вопросы, по инструкции проделывают опыт, пытаются объяснить результат. Проявляют интерес к правильному ответу.


Дети выполняют задания, предложенные педагогом, отвечают на вопросы, размышляют. Проявляют познавательный интерес.

Определяют проблему, ставят цель, составляют план деятельности.

Предполагают результат. Обсуждают результат. Озвучивают результат. Подводят итог работе.

Самостоятельно открыты новые знания.

Дано понятие «Лепка изделия старинным способом».

4

Этап обобщения, рефлексии


10

6. Итог урока. Рефлексия

1. Экспресс – выставка.

2. Заключительное слово.

3. Анализ работ. Оценки обучающихся.

-  Серьёзные задачи стояли сегодня перед нами, все вы справились с этой работой. Молодцы!

- Посмотрите, какие у нас получились горшки. Первый шаг к мастерству выполнен. Думаю, наши предки, мастера тех времен гордились бы нами (Аплодисменты)

-После того как слепили горшки, что с ними дальше произойдет?

(ребята отвечают: сушка, обжиг, покрытие ангобом, обжиг)

- Правильно! Молодцы!

- А каким образом и где обжигали изделия?

Часто особых мастерских не было, обжиг посуды производили в русской печи, там же, где пекли хлеб и готовили пищу, красную глину брали поблизости, «на своих угодьях». Основным занятием, по-прежнему, оставалось земледелие, а гончарство давало дополнительный доход семье. Только для немногих мастеров производство глиняной посуды было главным делом

- Ребята, подведём итог занятию. Перед вами цветные символы.

Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них (читаю по таблице что обозначает каждый цвет). У вас «Горшки» такого же цвета. Поднимите те цвета, которые символизируют ваше отношение к занятию. Их может быть несколько.

Цветовая рефлексия: Моё отношение к занятию

Красный цвет - Понравилось

Черный цвет - Не понравилось

Жёлтый цвет - Узнал новое

Зелёный цвет - Я был активен

Синий цвет - Я бы хотел, чтобы такие занятия проводились чаще

Подведение итогов

В ваших руках я вижу «горшки» разного цвета. Меня это радует, потому что у каждого из вас сложилось своё отношение к занятию.

- С какой древней техникой вы познакомились?

- Что это за техника?

- Какими инструментами пользовались в этой технике?

Спасибо всем, я была рада поработать с вами


Проанализировать процесс лепки изделия, насколько все получилось





Работы выполнены. Выставка-просмотр работ




Знать последующие этапы после лепки.


















Выбрать «Горшочек» того цвета, который охарактеризует занятие. На сколько понравилось занятие участникам
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!