| Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальное учебно-воспитательное учреждение «Уральское подворье» КГБОУСУВУ «Уральское подворье» |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Лепка горшочка из глины»
Класс (группа): разновозрастная (15-17 лет)
Автор: Шабунина Фаниля Асхатовна
педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
г. Пермь, 2021
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Раздел: изготовление изделий из керамики
Направление: декоративно-прикладное творчество
Возраст: разновозрастные обучающиеся (15 – 17 лет)
Тема учебного занятия: лепка горшочка из глины
Место и роль учебного занятия в изучаемом разделе: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков
Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества-керамикой, через сформированность навыков в технике лепки из глины и создания художественного образа глиняного горшочка.
Задачи:
Обучающие:
формирование представлений о народных промыслах; овладение умениями работы из целого куска глины, создание образов из отдельных частей; обогащение знаний через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины
Развивающие:
развитие интереса к изучению народных промыслов; формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения; получение опыта и творческой деятельности в создании новых форм, поиске новых решений в создании изделий; развитие у детей тонкой моторики рук, глазомера, чувства гармонии и красоты.
Воспитательные:
воспитание усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе; соблюдение правил техники безопасности; конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера; культурно-социальная компетентность, через приобщение к уважению выполненных работ обучающимися, самоуважению за результат деятельности, к оценке и самооценке деятельности.
Тип занятия: занятие общеметодологической направленности, комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения:
словесный: эвристическая беседа
наглядный: презентация, демонстрация видеоролика
преобразовательный: выполнение заданий, включая воображение и творчество
практический: практическая работа
коммуникативный: при оценке деятельности обучающихся
рефлексивный: текущая рефлексия, итоговая рефлексия
Учебно-методическое обеспечение урока
дидактические средства: электронная презентация, отрывок из мультипликационного фильма «Гора Самоцветов-Глинька», наглядные пособия, гончарный круг, инструменты и материалы для индивидуальной работы (глина, стеки, губка, вода).
технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, аудиоколонки.
Метапредметные связи: МХК, история, литература и наука психология
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты обучения:
- развитие и формирование эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- умение высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления;
- Формирование самодисциплины, ответственности, прилежания, организации рабочего места
Предметные результаты обучения:
- совершенствание навыков работы с инструментами и материалами, используемыми в различных видах гончарных изделий при лепке;
- применение знаний и умений при выполнении самостоятельных работ при работе с глиной;
- применение на практике словарных слов, расширение словарного запаса: лепка, глина, промин, жгут, оправка, освоить приёмы лепки горшочка из жгутов.
Метапредметные результаты обучения (УУД):
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора деятельности
Познавательные УУД:
- освоение приёмов действий выполнения работы самостоятельно;
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и отдельного этапа занятия, отбор необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; - - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, управлять поведением партнера.
ПОЭТАПНЫЙ ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (время 40 минут)
№ | Этап занятия | Задачи этапа | Время | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результат |
1 | Мотивационный этап | - создать благоприятный психологический климат для поведения занятия; - организовать детей на начало | 1 | - Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас! Давайте посмотрим на картинку, где изображено Солнышко, подарим друг другу улыбки и настроимся на позитивное настроение! Вы готовы начать занятие? Молодцы! | Полная готовность к началу занятия | Приветствие. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. |
2 | Этап актуализации знаний | -учить определять цель деятельности; - познакомить учащихся с историей гончарных промыслов Пермской губернии через показ иллюстраций; - Показать презентацию «Гончарные промыслы Пермской губернии»; - Познакомить со старинной техникой лепки горшочка, как одной из разновидностей лепки народных промыслов. Показать возможности лепки; - Развивать и совершенствовать умения и навыки в лепке из глины; - Способствовать творческому отображению окружающего мира. - Воспитывать усидчивость, точность, аккуратность. | 12 | - Тему нашего занятия вы сможете определить сами, посмотрев фрагмент из мультфильма. - Какова тема? Изготовление посуды из глины насчитывает тысячелетнюю историю. Недаром в любой археологической экспедиции самая распространенная находка – глиняный черепок. Чтобы прочувствовать эпоху тех времен, давайте представим, что мы находимся в избе (звучит народная музыка, головные уборы детям, для жюри платки) -Именно производство горшков и разной посуды было семейным делом, мужчины лепили и обжигали, женщины наносили орнамент и покрывали ангобами. - Древний способ изготовления глиняной посуды «от руки», без помощи гончарного круга, когда стенки постепенно наращиваются с помощью глиняного жгута Наиболее распространенным было изготовление на ручном гончарном круге «кружале». Гончарная посуда Пермской губернии близка керамике русского Севера, а та, в свою очередь, восходит к традициям Древней Руси. Спокойные основательные формы, плавные силуэты, скупой линейный орнамент – характерные черты уральской керамики. - Перед тем как приступить к лепке, что делает мастер, как вы думаете ребята? (подготавливает рабочее место и придумывает какое будет изделие) - Конечно же, он придумывает каким будет изделие. Высоким или низким, круглым или овальным. Вот и мы сейчас прежде, чем приступить к лепке, немного зарядимся. 4. Творческое задание: - И для вас есть первое творческое задание-игра, нужно собрать пазлы и угадать что получилось (крынка, горшок, тарелка) (готовые элементы-шаблоны) пазлы, магниты, магнитная доска). | Дети активно вступают в диалог. Составляют алгоритм поиска информации. Формулируют цель занятия для себя: «Открыть новое знание» | Самостоятельно сформулирована цель |
3 | Этап открытия нового знания | Самостоятельная работа Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения | 17 | - А теперь практическая работа Даже в старинные времена соблюдали правила по технике безопасности: (рассказывают ребята) - нельзя размахивать руками, инструментами во время работы; - работаем аккуратно, четко, без суеты; - не горбимся, держим спину прямо; - стол перед началом работы следует застелить клеенкой; - руки вытирать о салфетку. У вас на столах находятся доска, глина, вода, стеки, тряпки, губки. 5. Практическая работа (Алгоритм выполнения): Разминаем глину; Лепка дна; Раскатывание жгута; Соединение жгута ко дну (примазываем жгут) Ваша задача добиться правильности выполнения работы. | Дети отвечают на вопросы, по инструкции проделывают опыт, пытаются объяснить результат. Проявляют интерес к правильному ответу. Дети выполняют задания, предложенные педагогом, отвечают на вопросы, размышляют. Проявляют познавательный интерес. Определяют проблему, ставят цель, составляют план деятельности. Предполагают результат. Обсуждают результат. Озвучивают результат. Подводят итог работе. | Самостоятельно открыты новые знания. Дано понятие «Лепка изделия старинным способом». |
4 | Этап обобщения, рефлексии | | 10 | 6. Итог урока. Рефлексия 1. Экспресс – выставка. 2. Заключительное слово. 3. Анализ работ. Оценки обучающихся. - Серьёзные задачи стояли сегодня перед нами, все вы справились с этой работой. Молодцы! - Посмотрите, какие у нас получились горшки. Первый шаг к мастерству выполнен. Думаю, наши предки, мастера тех времен гордились бы нами (Аплодисменты) -После того как слепили горшки, что с ними дальше произойдет? (ребята отвечают: сушка, обжиг, покрытие ангобом, обжиг) - Правильно! Молодцы! - А каким образом и где обжигали изделия? Часто особых мастерских не было, обжиг посуды производили в русской печи, там же, где пекли хлеб и готовили пищу, красную глину брали поблизости, «на своих угодьях». Основным занятием, по-прежнему, оставалось земледелие, а гончарство давало дополнительный доход семье. Только для немногих мастеров производство глиняной посуды было главным делом - Ребята, подведём итог занятию. Перед вами цветные символы. Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них (читаю по таблице что обозначает каждый цвет). У вас «Горшки» такого же цвета. Поднимите те цвета, которые символизируют ваше отношение к занятию. Их может быть несколько. Цветовая рефлексия: Моё отношение к занятию Красный цвет - Понравилось Черный цвет - Не понравилось Жёлтый цвет - Узнал новое Зелёный цвет - Я был активен Синий цвет - Я бы хотел, чтобы такие занятия проводились чаще Подведение итогов В ваших руках я вижу «горшки» разного цвета. Меня это радует, потому что у каждого из вас сложилось своё отношение к занятию. - С какой древней техникой вы познакомились? - Что это за техника? - Какими инструментами пользовались в этой технике? Спасибо всем, я была рада поработать с вами | | Проанализировать процесс лепки изделия, насколько все получилось Работы выполнены. Выставка-просмотр работ Знать последующие этапы после лепки. Выбрать «Горшочек» того цвета, который охарактеризует занятие. На сколько понравилось занятие участникам |