Этап закрепления нового материала: Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин ГРАДОНАЧАЛЬНИК в данной книге употребляется не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. И в следующих главах эти разнообразные фигуры как бы приведены к общему знаменателю. Этим знаменателем оказывается Дементий Варламович Брудастый – градоначальник без головы - Чем же он знаменателен? Расскажите о нём. (глава «Органчик») ( В этом образе перед читателем предстаёт сущность градоначальничества, очищенного от всего второстепенного). - Что является второстепенным, ненужным? (Всё человеческое, в том числе голова, ум. Для управления достаточно двух мелодий: «Разорю! Не потерплю! Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и т.д. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ. В главе «Война за просвещение» писатель заставляет градоначальника Бородавкина подвергнуть строгому рассмотрению деяния своих предшественников. Оказалось, что в веренице градоначальников лишь тени, образы лиц. - Какие главы ещё подчёркивают идею градоначальнического однообразия? (глава «Оправдательные документы» «Мысли о градоначальническом единомыслии» Оказывается однообразие это далеко не случайно, оно закономерно, необходимо. С этого начинается трактат Василиска Бородавкина). - Какова цель единомыслия и единовластия? (Подчинение глуповцев). - О чём гласит трактат «О благовидной всех градоначальников наружности? (Все градоначальники должны быть унифицированы). - Что должно быть главным в их облике? (Мундир) Вывод. Получается, что градоначальник это мундир, а кто в мундире – это неважно. В нём может быть Клементий, вывезенный из Италии за искусную стряпню макарон, или Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, большой любитель буженины и гуся с капустой, или Негодяев, бывший гатчинский истопник, или более зловещая фигура – Угрюм – Бурчеев ( глава «Подтверждение покаяния. Заключение»). - Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором вместо неба нависла серая солдатская шинель? ( Шинель – символ, который должен создать иллюзию безгрешности тирана. Этот приём с простой солдатской шинелью не раз использовался русскими деспотами всех мастей: чем жестче режим, тем больше заботился тираноб аскетизме своего облика и быта). - Как вы думаете, почему именно Угрюм – Бурчеев завершает вереницу градоначальников? (Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом, неиссякаемой энергией, ограниченностью, непреклонностью, уравниловкой, наличием казарменных идеалов. Его идеалы: прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы, равниловка) - Чем он опасен? (Тем, что у власти идиот. В его голове созрел целый систематический бред. Кроме того, он хотел покорить природу, естество, но природа не покорилась мертвящей воле | мрачного идиота). Вывод: Таким образом, природа, ставшая для писателя олицетворением нормальной, новой жизни – вот главное и, к сожалению, единственной, до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Вспомним Органчика. В чём причина его поломки? То ли под влиянием прекрасного весеннего дня (естество!) он улыбнулся, и машина государственности вдруг заработала в несвойственном для неё режиме – режим естественности, человечности и сломалась. Вот эта – то несовместимость идеи государственности и идеи человечности доводится Угрюм – Бурчеевым до предела. Одним из прототипов этого градоначальника был Аракчеев (военный министр в последние годы царствования Александра Второго). - Как вы думаете, можно ли свести образ Угрюм – Бурчеева к сатире только на Аракчеева? (Нет. Аракчеевщина – явление конкретно – историческое, а потому «кратковременное». Угрюм – Бурчеевщина – нечто более широкое, страшное. Это явление обобщенное). Градоначальникам, олицетворяющим собой самодержавие, противопоставлены в книге щедрина глуповцы. Глуповцы. -Что представляют из себя глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия? ( Основное их качество: неиссякаемое терпение и сильная вера в начальство - На какие характерные черты глуповцев и градоначальников указывают звукоизобразительные характеристики? (Жесткий бюрократический режим самодержавной власти, подавляя всё человеческое в человеке, выступает и как враг подлинно прекрасной музыки. Музыка редко звучит в Глупове, а если звучит, то претерпевает странные метаморфозы, лишаясь одухотворённости, красоты, гармонии. Потому и слышим здесь какофонию). - Вспомните главу «Фантастический путешественник». Как приказал встечать себя Фердышенко после путешествия по городскому выгону? Писатель создаёт своеобразный аналог музыкального гротеска. - На кого же направляет свою сатиру М.Е.Салтыков – Щедрин? (Судя по звукоизобразительным характеристикам, мы можем сказать, что сатира писателя направлена и на самодержавие правителей, и на покорность и долготерпение народа) - Но возможно ли смеяться над народом? (Ведь именно в этом обвиняет Щедрина критик Суворин. А сатирик отвечает: « Мне кажется, что в слове народ надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма. Первому, вынесшему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно сочувствовать не могу. второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием) - О каком же народе идёт речь в произведении? ( Скорее всего о народе историческим. Этот народ в 60-е годы 19 века продолжал нести ярмо царского самодержавия. Надежды революционеров – демократов на близкую народную революцию оказались тщетными. Писатель приходит к выводу, что корень зла состоит в политической неразвитости масс, в их общественной пассивности). 5. Смысл финала. Взбунтовавшееся естество сметает с лица земли угрюм – бурчеевскую утопию. Но финал книги остаётся тёмным, о чём свидетельствуют различные трактовки эпизода в литературоведении. - ОНО означает предсказание народной революции. -ОНО знаменует начало ещё более жёсткоё реакции. Обе версии спорны. Есть и третья точка зрения. Сатирик пишет: «История прекратила течение своё». Есть несколько значений слова история. Салтыков – Щедрин скорее всего использует это слово в значении «непрерывная связь времён, естественно вбирающая в себя и прошлое, и настоящее, и будущее, процесс общественного развития, неостановимое течение жизни». « История одного города» - это сатира современности. Писатель отобрал и обобщил то, что было равно характерно для эпох, отстающих друг от друга на десятилетия и даже на столетия, т.е. созданные им образы, черты были присущи как прошлому, так и настоящему. Сам писатель подтверждал эту мысль, разъясняя своеобразие замысла: «Те же самые основы жизни, которые существовали в 18 веке, существуют и теперь. Следовательно, историческая сатира вовсе не будет для меня целью, а только формою». По Щедрину, история – неостановимое течение жизни. «История не останавливает своего хода и не задерживается прыщами. События следуют один за другим с быстротою молнии. - Почему же в данном произведении она прекратила течение своё? Поможет в этом разобраться жанр книги. «История одного города» - это антиутопия, т.е. изображение опасных последствий, связанных с построением общества, т.е. книга – предупреждение о том, что будет, если у власти будут такие градоначальники и им будут подчиняться такие, как глуповцы. Вывод. История города Глупова, с точки зрения сатирика, обречена на гибель как нечто противоестественное, уродливо – неразумное и бесчеловечно – жестокое. В связи с этим ОНО символизирует неминуемое возмездие, которое посылает Глупову истинная история. Это произведение не только антиутопия, но и пророчество. Угрюм – бурчеевская прямая линия напоминает о генеральной линии коммунистической партии, а его любимые слова, барак, масса долгое время были любимыми и в нашем лексиконе. Сила щедринской «Истории…» столь велика, что она способна привести к возникновению новых фантазий на вечную тему – общество и власть |