СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия по литературе "М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" (обзор)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта "М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" (обзор)" предназначена для обучающихся СУЗ, но может быть использована в общеобразовательной школе при изучении творчества писателя. Цель занятия: показать важный человеческий смысл произведения Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков и поведения героев произведения, рассмотреть способы сатиры изображения народа и власти.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия по литературе "М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" (обзор)»

Технологическая карта для СПО (план) занятия № 2.11




Группа



Дисциплина

Литература

Дата






Тема занятия

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (обзор)

Вид занятия

Комбинированное

Цель занятия:

обучающая

-открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти. 


-формировать навыки анализа прозаического произведения;

развивающая

- создавать условия для развития навыков обобщения, систематизации, учить применять знания в будущей профессии и в жизни;

воспитательная

- воспитание интереса к изучаемой теме; осознавать успешность собственной учебной деятельности, развивать свои творческие способности, работать над культурой речи; осуществлять нравственное воспитание: уважение к одноклассникам в группе; оказывать содействие формированию гуманной личности


Результат

Должны знать:

- смысл понятий

- что такое «утопия»; «пародия»

- что такое «сатира», «гротеск», «гипербола»;

-что такое типизация;

Должны уметь:


- оценивать и объяснять литературоведческие понятия;

-давать характеристику образов градоначальников и города Глупова с его обитателями;

- выделять при анализе основные способы создания образов;

Показатели оценки

результата

- активное и систематическое участие в объяснении темы;

- грамотная корректировка и своевременное устранение ошибок в своей работе;

- своевременность выполнения заданий;

- оценка результатов работы;

- аккуратность в работе.

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Литература, русский язык, история, МХК.


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Русский язык, литература.




Средства



Тексты романа, карточки для индивидуальной работы учащихся; портреты писателя.



Основная

Обернихина Г.А.«Литература» (1 часть).

литература


Дополнительная

Лебедев Ю.В. «Литература» (1 часть)

литература





содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:


3 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:


15 мин


  1. Работа по карточкам

Карточка1.

1.Дайте определение литературному роду эпос.

2.Кто главный герой произведения Лескова «Очарованный странник?


Карточка2.

1.Дайте определение «поэзия чистого искусства»;

2. Как Иван Флягин попал к татарам?

Карточка3.

1.За какие грехи казнит себя Иван Флягин?.

2.Зачем отправились странствовать семеро крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?


Фронтальный опрос по предыдущей теме.

1.В каком году был написан «Очарованный странник»?

2.В какой форме написано произведение?

3.Почему Иван Флягин – сын, обещанный Богу?

4.В каких грехах раскаивается Флягин?

5. Вам симпатичен герой?

6.Почему он идет в солдаты?

7.Чему хочет посвятить остаток жизни Флягин?


3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

Вовлечение студентов в процесс постановки цели

1.Лекция учителя с элементами беседы.

а) Какое впечатление произвёл на вас роман Салтыкова – Щедрина «История одного города»?

б) Да, отношение к произведению противоречивое, но это не потому, что роман был написан давно, а дело в том, что так было всегда со времени выхода «Истории одного города».

Оценка романа современниками.

Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в журнале «Отечественные записки». Сразу по выходе книги в свет И.С.Тургенев, находившийся тогда в Лондоне, писал М.Е.Салтыкову-Щедрину:

« На днях получил Вашу «Историю одного города», прочёл её немедленно. Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злободневным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии».

Но подобное отношение к новому творению Щедрина было далеко не единодушным. Некоторые читатели и критики встретили его более чем прохладно. В апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год появилась критическая статья, посвящённая «Истории одного города», которая называлась «Историческая сатира» Автор её рассматривал книгу как сатиру на русскую историю и в этой связи обвинял писателя в самых разных грехах: « в поверхностном знакомстве с историей 18 века, и вообще с историей русского народа», в неясности позиций автора, в смехе для смеха и старании «позабавить читателя во что бы то ни стало, в отсутствии всякой руководящей идеи. Одним из главных пунктов обвинения был тезис о глумлении сатирика над народом. Подписана статья была псевдонимом А.Б-ов, за которым скрылся А.С.Суворин – в то время либеральный критик. Салтыкова статья Суворина возмутила и непониманием замысла книги, её истинной направленности и художественного своеобразия. Он написал письмо в редакцию журнала «Вестник Европы», в котором объяснил замысел « Истории одного города». Но объяснение автора было положено под сукно и пролежало в архиве ответственного редактора Стасюлевича сорок с лишним лет.

Чем же объяснилась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С.Тургенев в своей рецензии назвал её странной и замечательной. Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

5 мин

4.

Этап усвоения новых знаний:

Год написания –1870 г.

История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.

Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Композиция – Роман состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х, когда на просторах российской империи переживала свой подъем освободительная борьба простого народа.

В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лег в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. При написании книги «История одного города» писатель на некоторое время приостанавливал работу ради сказок и некоторых других произведений.

Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году свет увидела полная версия книги.

После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинен в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошел на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете.

Тема «История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В своем романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетенный народ смиренно принимает свое рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жесткого и, порой, откровенного жестокого правителя. В противном же случае он сразу оказывается во власти анархии.

К проблематике романа автор относит и искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не как историю соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты исторических личностей. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в свое время высокие посты.

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков в социуме.

Композиция Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведен тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают в романе целое столетие.

В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 градоначальников, которые в разное время обладали властью над всеми глуповцами.

В последующих главах дается описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Великанова, Баклана, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова и других.

В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые, по сути, представляют собой назидание другим градоначальникам

Жанр «История одного города» является сатирическим романом. Михаил Евграфович всегда был верным последователем этого жанра, и многие его произведения написаны в духе едкой сатиры. Гротеск, ирония, юмор – роман пестрит этими художественными приемами.

Однако «История одного города» произведение весьма неоднозначное: написано оно в форме летописи, однако все персонажи кажутся фантастическими, а происходящие события больше напоминают бредовый сон, нежели реальность.

Впрочем, фантастика в произведении весьма правдива и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Именно поэтому роман «История одного города» по своему направлению относится к реализму.


5.

Этап проверки понимания обучающимися нового материала

Беседа по содержанию произведения.

а) Город Глупов – город – гротеск. Необычен и жанр, и герои, необычен сам объект изображения, избранный сатириком. Давно известно, что предметом сатиры должна быть современность, а тут вдруг – история. К тому же история какого-то города Глупова.



- Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

(ответы ищем в главах « О корени происхождения глуповцев» и в обращении к читателям)



- Каковы границы города Глупова?

( Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота ( рассыльный прибывает в г.Глупов из Губернии; новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский ( в трактате Микаладзе встречаем фразы: « В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком. В другой губернии столь же рослые градоначальники»), то границы города расширены до пределов всей России (« Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смешены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из- за этого выходили беспрестанные пререкания).



- Кто населял город Глупов?

( Город Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А потом вдруг оказывается, что жители этого города …пашут, сеют, пасут скот и живут в избах).

- Как понимать эти противоречия? Как недосмотр автора?

( Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи).

- Что означает сочетание «один город» в названии «История одного города»?

( Один город следует соотнести с исконным смыслом корня gard – ограждённая территория, область человеческого существования, значит, это изображение любого человеческого общества).

- Как же возник этот город?

(Глава «О корени происхождения глуповцев». Здесь Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о «добровольном призвании славянами варяжских князей»).

- Из легенды мы узнаём, что основали город Глупов головотяпы. Почему их так называли?

Вспомним русскую пословицу «Заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибёт», которую следует понимать метафорически. Объяснение слова головотяпы является ни чем иным, как вариантом этой пословицы, но писатель переосмыслил данное прозвище и прочёл его буквально. Ироническое объяснение помогает понять, что перед нами образ не правдоподобный, а условный. Приём, к которому прибегает здесь автор, встречается в сатире часто. Особенно любят к нему прибегать художники – карикатуристы. Он позволяет создавать яркие гротесковые образы.

- С чего же начали головотяпы наведение порядка?

Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

- Какая главная проблема ставится писателем в связи с этим в главе «О корени происхождения глуповцев», а потом и во всём повествовании?

(Народ и самовластие).

- Сторонники самодержавия заявили, что, пригласив князей, народ проявил мудрость. А как считает автор?

( Щедрин считает это глупостью, выражая своё мнение устами князя, согласившегося « володеть» головотяпами).

- Что же принесло головотяпам самовластие?

( «И будете вы платить мне дани многие…», т.е. грабёж систематический, узаконенный.

« Когда же пойду на войну – и вы идите!» - превращение жителей в пушечное мясо.

« А до прочего вам ни до чего дела нет» - то есть устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов.

« И тех …которым ни до чего нет дела, я буду миловать; прочих же всех казнить» - воспитание в народе покорности, повиновения путём откровенного непрерывного террора).

Градоначальники

Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Сатирик воссоздаёт город Глупов на разных этапах его существования, при разных правителях. Например, глава «Опись градоначальников» даёт целую вереницу их. И снова люди вроде бы как люди: и фамилии есть, и имя – отчество, и чин. И качествами некоторые из них наделены вполне правдоподобными. В то же время сплошь и рядом быль переплетается с фантастики

- Чем знаменательны градоначальники?

Образы градоначальников необычны, фантастичны.

Сам Салтыков – Щедрин, объясняя смысл своего обращения к фантастике, подчёркивал, что « фантастичность рассказов немало не устраняет их …воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасательным предостережением для тех из современных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности».

Конечно, объяснение это носит ироничный характер, но вместе с тем оно в своеобразной форме выражает ту мысль, что обращение к фантастике было не случайным, а диктовалось серьёзными творческими задачами, несло важную идейную нагрузку, т.е. сколько бы прихотливым и безграничным ни был полёт фантазии, он всегда связан с реальной действительностью. Например, говоря о гротесковой характеристике Никодима Осиповича Иванова, который настолько «мал ростом, что не в состоянии был вмещать пространных законов, мы должны знать, что эта фантастическая подробность появилась у Щедрина не случайно, что он опирался на материалы реальной действительности.

С середины 18 века по 1825 год в России были изданы десятки тысяч разных законов. Собранные вместе, они заняли 45 томов (Полное собрание законов Российской империи. 1830). Законы, изданные при Николае Первом и Александре Втором (до 1870 года), составили ещё 45 томов. Характерной чертой многих из них были не только пространность, но и крайняя запутанность, противоречивость. Вот куда метит сатирик, заявляя, что градоначальник Иванов умер от «натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.

В фигурах некоторых градоначальников можно отыскать черты подлинных самодержцев (так, например, в образе Негодяева есть нечто от Павла Первого, в фигуре Микаладзе и Грустилова – от Александра Первого, в Перехват Залихватском – от Николая Первого).

- Так что же, это сатирический портрет исторической личности?

(Нет. Это образы обобщённые)

- Что общего у всех градоначальников? Чем они похожи?

( Они похожи в главном: их разнообразные прожекты сводились к одному: к выколачиванию «недоимок» и пресечению крамолы).




6.

Этап закрепления нового материала: Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин ГРАДОНАЧАЛЬНИК в данной книге употребляется не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. И в следующих главах эти разнообразные фигуры как бы приведены к общему знаменателю. Этим знаменателем оказывается Дементий Варламович Брудастый – градоначальник без головы

- Чем же он знаменателен? Расскажите о нём.

(глава «Органчик»)

( В этом образе перед читателем предстаёт сущность градоначальничества, очищенного от всего второстепенного).

- Что является второстепенным, ненужным?

(Всё человеческое, в том числе голова, ум. Для управления достаточно двух мелодий: «Разорю! Не потерплю!

Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и т.д. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ.

В главе «Война за просвещение» писатель заставляет градоначальника Бородавкина подвергнуть строгому рассмотрению деяния своих предшественников. Оказалось, что в веренице градоначальников лишь тени, образы лиц.

- Какие главы ещё подчёркивают идею градоначальнического однообразия?

(глава «Оправдательные документы» «Мысли о градоначальническом единомыслии»

Оказывается однообразие это далеко не случайно, оно закономерно, необходимо. С этого начинается трактат Василиска Бородавкина).

- Какова цель единомыслия и единовластия?

(Подчинение глуповцев).

- О чём гласит трактат «О благовидной всех градоначальников наружности?

(Все градоначальники должны быть унифицированы).

- Что должно быть главным в их облике?

(Мундир)

Вывод. Получается, что градоначальник это мундир, а кто в мундире – это неважно. В нём может быть Клементий, вывезенный из Италии за искусную стряпню макарон, или Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, большой любитель буженины и гуся с капустой, или Негодяев, бывший гатчинский истопник, или более зловещая фигура – Угрюм – Бурчеев ( глава «Подтверждение покаяния. Заключение»).

- Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором вместо неба нависла серая солдатская шинель?

( Шинель – символ, который должен создать иллюзию безгрешности тирана.

Этот приём с простой солдатской шинелью не раз использовался русскими деспотами всех мастей: чем жестче режим, тем больше заботился тираноб аскетизме своего облика и быта).

- Как вы думаете, почему именно Угрюм – Бурчеев завершает вереницу градоначальников?

(Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом, неиссякаемой энергией, ограниченностью, непреклонностью, уравниловкой, наличием казарменных идеалов. Его идеалы: прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы, равниловка)

- Чем он опасен?

(Тем, что у власти идиот. В его голове созрел целый систематический бред. Кроме

того, он хотел покорить природу, естество, но природа не покорилась мертвящей воле

мрачного идиота).



Вывод: Таким образом, природа, ставшая для писателя олицетворением нормальной, новой жизни – вот главное и, к сожалению, единственной, до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Вспомним Органчика. В чём причина его поломки? То ли под влиянием прекрасного весеннего дня (естество!) он улыбнулся, и машина государственности вдруг заработала в несвойственном для неё режиме – режим естественности, человечности и сломалась. Вот эта – то несовместимость идеи государственности и идеи человечности доводится Угрюм – Бурчеевым до предела.

Одним из прототипов этого градоначальника был Аракчеев (военный министр в последние годы царствования Александра Второго).

- Как вы думаете, можно ли свести образ Угрюм – Бурчеева к сатире только на Аракчеева?

(Нет. Аракчеевщина – явление конкретно – историческое, а потому «кратковременное». Угрюм – Бурчеевщина – нечто более широкое, страшное. Это явление обобщенное).

Градоначальникам, олицетворяющим собой самодержавие, противопоставлены в книге щедрина глуповцы.

Глуповцы.

-Что представляют из себя глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?

( Основное их качество: неиссякаемое терпение и сильная вера в начальство

- На какие характерные черты глуповцев и градоначальников указывают звукоизобразительные характеристики?

(Жесткий бюрократический режим самодержавной власти, подавляя всё человеческое в человеке, выступает и как враг подлинно прекрасной музыки. Музыка редко звучит в Глупове, а если звучит, то претерпевает странные метаморфозы, лишаясь одухотворённости, красоты, гармонии. Потому и слышим здесь какофонию).

- Вспомните главу «Фантастический путешественник». Как приказал встечать себя Фердышенко после путешествия по городскому выгону?



Писатель создаёт своеобразный аналог музыкального гротеска.

- На кого же направляет свою сатиру М.Е.Салтыков – Щедрин?

(Судя по звукоизобразительным характеристикам, мы можем сказать, что сатира писателя направлена и на самодержавие правителей, и на покорность и долготерпение народа)

- Но возможно ли смеяться над народом?

(Ведь именно в этом обвиняет Щедрина критик Суворин. А сатирик отвечает:

« Мне кажется, что в слове народ надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма. Первому, вынесшему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно сочувствовать не могу. второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием)

- О каком же народе идёт речь в произведении?

( Скорее всего о народе историческим. Этот народ в 60-е годы 19 века продолжал нести ярмо царского самодержавия.

Надежды революционеров – демократов на близкую народную революцию оказались тщетными. Писатель приходит к выводу, что корень зла состоит в политической неразвитости масс, в их общественной пассивности).

5. Смысл финала.

Взбунтовавшееся естество сметает с лица земли угрюм – бурчеевскую утопию. Но финал книги остаётся тёмным, о чём свидетельствуют различные трактовки эпизода в литературоведении.

- ОНО означает предсказание народной революции.

-ОНО знаменует начало ещё более жёсткоё реакции.

Обе версии спорны.

Есть и третья точка зрения. Сатирик пишет: «История прекратила течение своё».

Есть несколько значений слова история. Салтыков – Щедрин скорее всего использует это слово в значении «непрерывная связь времён, естественно вбирающая в себя и прошлое, и настоящее, и будущее, процесс общественного развития, неостановимое течение жизни».

« История одного города» - это сатира современности. Писатель отобрал и обобщил то, что было равно характерно для эпох, отстающих друг от друга на десятилетия и даже на столетия, т.е. созданные им образы, черты были присущи как прошлому, так и настоящему.

Сам писатель подтверждал эту мысль, разъясняя своеобразие замысла: «Те же самые основы жизни, которые существовали в 18 веке, существуют и теперь. Следовательно, историческая сатира вовсе не будет для меня целью, а только формою».

По Щедрину, история – неостановимое течение жизни. «История не останавливает своего хода и не задерживается прыщами. События следуют один за другим с быстротою молнии.

- Почему же в данном произведении она прекратила течение своё?

Поможет в этом разобраться жанр книги. «История одного города» - это антиутопия, т.е. изображение опасных последствий, связанных с построением общества, т.е. книга – предупреждение о том, что будет, если у власти будут такие градоначальники и им будут подчиняться такие, как глуповцы.

Вывод. История города Глупова, с точки зрения сатирика, обречена на гибель как нечто противоестественное, уродливо – неразумное и бесчеловечно – жестокое. В связи с этим ОНО символизирует неминуемое возмездие, которое посылает Глупову истинная история. Это произведение не только антиутопия, но и пророчество. Угрюм – бурчеевская прямая линия напоминает о генеральной линии коммунистической партии, а его любимые слова, барак, масса долгое время были любимыми и в нашем лексиконе. Сила щедринской «Истории…» столь велика, что она способна привести к возникновению новых фантазий на вечную тему – общество и власть



7.

Рефлексия учебной деятельности:

Продолжите фразы…

1.Сегодня на уроке я узнал…

2.мне было трудно…

3.теперь я могу…

4.я научился(лась)…


8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

5 мин


1.Повторить понятия :сатира, пародия, гротеск, утопия;

2. Подготовить сообщения на тему «Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского»

3.Инд. задание. Тест по биграфии и творчеству Достоевского.







5мин

Преподаватель

М.М. Солгалова















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!