Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Марковская СОШ»
Дроновский филиал
Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему:
«А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»»
составила: учитель начальных классов 1 категории
Лавриненко Надежда Михайловна
Дроновка 2016 г.
дата: 23. 09 2016г.
Учебный предмет: Литературное чтение
Класс 4 Учитель: Лавриненко Н.М.
Зам директора по филиалу - Савченко Я.Ф.
Автор УМК «Школа России»: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина
Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
познакомить учащихся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
обогащать словарный запас учащихся, определять лексическое значение слова;
формировать умение прогнозировать текст,
развивать память, мышление, творческие возможности детей.
воспитывать любовь к книге, к чтению.
Оборудование :учебник литературное чтение 1 часть, кроссворд «Сказки Пушкина», презентация, портрет А.С.Пушкина.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| |
Организационный момент | Читает строки из сказки А.С.Пушкина - Ребята, кто может продолжить вот эти строки…. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… -Кто автор этих строк? - Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературного чтения? | Вспоминают название сказки, автора данных строк. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя | Выдвигать гипотезу и обосновывать её. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника | Контролируют правильность ответов | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнят, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Актуализация знаний учащихся | Организует беседу, выявляющую представление детей о сказках Пушкина - Что мы знаем о Пушкине? - А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете сказки А.Пушкина. Дети разгадывают кроссворд «Сказки Пушкина» Данный вид работы можно организовать в парах. Коллективная проверка, запись ответов на доске. Появление ключевого слова «Сказки» | Вспоминают героев сказок Пушкина Рассказ о поэте. | . | Взаимодействуют с учителем, работают в паре | Слушать собеседника | Контролируют правильность ответов | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Постановка цели урока | - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Учитель рассказывает о том, как была написана сказка. Презентация, Слайд 1. - Как вы думаете, о чём эта сказка? Кто главные герои сказки? | | Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; | Взаимодействуют с учителем Прогнозируют содержание текста, предполагают о чём или о ком сказка по её названию, иллюстрации в презентации | Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; | | Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; |
Изучение нового материала | 1.Первичное чтение сказки. Учитель читает до слов «Царь женился на другой». Разбор значений непонятных слов и выражений. Беседа по вопросам: - Какие события описываются в этой части? - Что обычно происходит в сказках с девочками, у которых появляется мачеха? - Как вы думаете, что будет дальше? - давайте прочитаем , что произойдёт с дочерью царя дальше. Дети читают сказку до конца цепочкой по четыре строки | Дети следят по учебнику, отмечая непонятные слова и выражения Весть – зд. вести куда-либо. Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы. Под святыми – под иконами. Изразцовый – выполненный из изразца – плитки из обожжённой глины для облицовки (отделки) печей, покрытой сверху глазурью; кафель. Полати – приспособление, устраиваемое под потолком между печью и стеной, для того чтобы на нём спать. Вытравить – зд. выгнать. Об нём хватилась – о нём вспомнила. Рогатка – палка, с торчащими на конце сучками. Хлопочет – зд. беспокоится. Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе. смысловое чтение как осмысление цели чтения | Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Анализировать: - степень выразительности чтения | Весь класс во фронтальном режиме слушает текст сказки Задают вопросы, прогнозируют ответы | Умение слушать и понимать других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Контролируют правильность ответов | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
| 1.Беседа после чтения по вопросам: - Понравилась ли вам сказка? - Какие чувства вы испытывали, когда её слушали? Почему? - В какие моменты было грустно, страшно, смешно? Почему? | Отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в тексте. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и произвольной форме | Сотрудничество с учителем и со сверстниками во фронтальном режиме | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | В ходе заслушивания ответов обучающиеся осуществляют самоконтроль понимания текста | Осуществлять самоконтроль |
Работа с иллюстрациями | - Рассмотрите первую иллюстрацию. - Кто на ней изображён? - Как выглядит герой сказки? Какие чувства испытывает? - Как эти чувства изобразил художник? - Прочитайте отрывок из сказки, который соответствует этому эпизоду. Учитель предлагает рассмотреть слайды 2, 3. | Дети рассматривают иллюстрации | Выдвигать гипотезу и обосновывать её. | Отвечают на вопросы учителя | умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; | | |
Итог урока | - Докажите, что прочитанное произведение является сказкой. Назовите основные признаки сказки | Вспоминают признаки сказки | Выдвигать гипотезу и обосновывать её. | Сотрудничество с учителем и со сверстниками | умение оформлять свои мысли в устной форме; | | Осуществлять самоконтроль |
Домашнее задание | Перечитать сказку дома. Рассмотреть иллюстрации. Подготовиться к выборочному чтению по иллюстрациям | | | | | | |
Самоанализ урока литературного чтения
Класс: 4
Тема урока :А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Тип урока и его структура: введение новых знаний.
Данный урок является частью раздела «Чудесный мир классики». Этот урок раскрывает творчество А.С.Пушкина, как сказочника, стоит после изучения его лирики. На следующих уроках продолжиться изучение данной сказки.
В 4классе 5 обучающихся (сильных обуч-ся 3 чел. и 2 обуч-ся успевающих) .Так как класс сильный я начала урок с цитаты одной из сказок Пушкина и предложила им вспомнить автора и произведение, а так же предположить чем мы будем заниматься на уроке.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД
Личностные: помогать товарищу в выполнении деятельности; координировать свои действия в условиях групповой деятельности; давать морально-этическую оценку поступков людей и литературных персонажей; воспитание морально-нравственных качеств у детей; положительное отношение к уроку литературного чтения.
Регулятивные: в коллективной деятельности обнаруживать и формулировать учебную проблему; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того.что ещё неизвестно: принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей оценивать свои достижения.
Познавательные: слушание произведения и извлечение нужной информации; понимание информации; работа с иллюстрациями; осуществление для решения учебных задач операции анализа, установление причинно-следственных связей и выводов.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, использование доступного речевого средства для передачи своего впечатления, делиться эмоциями с другими; принимать участие в обсуждении прочитанного; выполнять различные роли в группе.
Для формирования мотивации познавательной деятельности обучающихся я включила кроссворд «Сказки Пушкина». Для достижения целей урока я, отобрала материал для презентации, включила элементы прогнозирования, словарную работу, беседу, различные виды чтения, работу с иллюстрацией.
Считаю, главный этап урока – это изучение нового материала. Для достижения планируемых результатов применяла первичное чтение (учитель и хорошо читающие ученики) , словарную работу, использовала проблемные вопросы, беседу после чтения по впечатлениями от прочитанной сказки, работу с иллюстрациями, выборочное чтение с использованием презентации.
Считаю, что время на данном уроке было распределено рационально. Все запланированные этапы урока были продуктивными, логически связаны друг с другом, что помогло достичь целей урока. Прежде чем начать изучение сказки на этапе актуализации знаний вспомнили о Пушкине и его сказках. На этапе постановки цели урока узнали об истории создания, спрогнозировали её содержание. На этапе подведение итогов доказали, что данное произведение действительно литературная сказка.
В соответствии с целями урока были отобраны материалы для презентации, толковые словари, мультимедийный проектор, таблица с кроссвордом и подготовленные проблемные вопросы. На каждом этапе проверялось знание изученного ранее материала (кроссворд, презентация), работа в группах с взаимопроверкой, первичное закрепление.
Добивалась правильных, полных, точных ответов на все поставленные вопросы, исправляла неточности в ответах.
Считаю, что урок достиг своих целей, удалось реализовать поставленные задачи, ребята активно работали над данной темой, справились со всеми заданиями успешно Урок удался.