Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 города Татарска Новосибирской области
Номинация «Декоративно-прикладное творчество»
Технологический проект
«РАСКЛАДНОЙ СТУЛ»
Выполнил:
учащийся класса 9А
Ткаченко Владимир Евгеньевич
Руководитель:
Мизин Николай Алексеевич
учитель технологии
Татарск, 2018
Содержание проекта:
1.Аннотация…………………………………………………………………………..стр. 3
2. Обоснование темы проекта……………………………………………………… стр. 4
3. Историческая справка……………………………………………………………. стр. 5
4. Теоретическое обоснование………………………………………………………стр. 6
5. Графика…………………………………………………………………………….стр. 9
6. Технологическая документация……………………………..………………….стр. 10
7. Экономическое обоснование…………………………………..………...………стр.14
8. Экологическое обоснование…………………………………..……………..….стр. 16
9. Презентация (реклама) проекта…………………………………………………стр. 17
10. Библиографический список…………………………………………….…...…стр. 21
11. Приложение А ...………………………………………………………….…….стр. 22
12. Приложение Б…………..…………………………..………….…………..……стр. 31
13. Приложение В…………………………………….………..…………….…..….стр.34
-
АННОТАЦИЯ
Зачастую, на праздниках, собирается много родственников и многим не хватает стульев, но стулья занимают много места. Поэтому думать над темой проекта не пришлось, я решил сделать деревянный раскладной стул. Так же наша семья часто ездит в лес, поэтому для поездок на природу надо всегда иметь среди своего туристического снаряжения складной табурет. В общем, его можно будет использовать и как украшение, и для крупных праздников, и для походов. Складные табуреты просты и долговечны в эксплуатации, очень компактны, удобны при перевозке. Просмотрев множество вариантов раскладных стульев, я пришел к выводу, что они, как правило, состоят из каркаса и ткани, для. Такие варианты не отличаются оригинальностью. Мой проект будет состоять из анализа прототипов, изучение истории, изготовления стула, а также экономических расчетов. Я решил сделать его из дерева т.к. это более удобный и экологически чистый продукт.
-
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА
С 5-го класса я увлекаюсь изготовлением изделий из древесины. С каждым классом возрастала сложность изделий и способов их изготовления. В этом году я решил изготовить свой раскладной стул. Свой выбор обосновываю следующими, важными, на мой взгляд, причинами:
- возможностью самостоятельного изготовить изделие; - инструменты доступны; - материалы для изготовления изделия легко приобрести; - мне интересна работа над проектом;
- варианты дальнейшего использования изделия мне известны
Цель проекта:
Задачи проекта:
-
Закрепить умения пользоваться ручными деревообрабатывающими инструментами;
-
Организовывать свое рабочее место;
-
Выполнять технологическую документацию;
-
Выполнять технику безопасности при работе.
Данный проект актуален в любое время, пока люди используют стулья в быту, на отдыхе. Раскладной стул должен быть лёгок в использовании и так же легко раскладываться.
-
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первые образцы мебели были найдены археологами в царских захоронениях Древнего Египта, датированных еще III веком до нашей эры. Это было табуреты, сделанные из дерева, отделаны слоновой костью, бирюзой и малахитом. Также там были обнаружены подобия кроватей и стульев.
Вся первая, созданная человеком мебель, была очень жесткой, но в то же время и очень функциональной.
Немного позже, греками были придуманы сундуки, которые использовались в качестве лежаков и скамеек одновременно. Эти сундуки носили название лари.
Более изысканную и роскошную мебель использовали представители знати древнего Рима. Кресла, стулья изготавливались вручную и были украшены элементами из эмали, дерева и позолоты. Также римлянами в качестве строительного материала для изготовления мебели были впервые использованы цветной мрамор и бронза.
С течением времени и появлением новых архитектурных стилей были придуманы самые разнообразные предметы интерьера. В период барокко были созданы шезлонг и канапе. Рококо вместе с собой «принес» трюмо и трельяж – туалетный столик с трехстворчатым зеркалом. Во времена модерна появились кресла без подлокотников со спинкой в виде ракушки. Очень скоро был создан пуф – стул без подлокотников и спинки, диван-софа – диван с подушками, но без подлокотников. Также было создано и большое количество преображений шкафа - комоды, стеллажи, серванты и секретеры.
На сегодняшний день, создание мебели является искусством. При ее выборе человек ориентируется на свой вкус и финансовые возможности. К тому же ассортимент предлагаемых товаров значительно расширился: мебель под видео- и аудиотехнику, диваны-трансформеры, компьютерные столы и многое другое
(https://www.allkresla.biz/stati/articles/nemnogo_istorii_mebel/).
-
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Вариант №1 Вариант №2 Вариант №3
4.1 Генерирование идей
Прежде чем приступить к изготовлению изделия я изучил несколько вариантов аналогичных по назначению конструкций. Мои поиски привели к знакомству со следующими вариантами, детали которых изготавливаются из древесины (приложение А).
-
Выбор наилучшего варианта изделия (качественного) из возможных
-
Первый вариант кресла мне не подойдет (сложен в производстве).
-
Второй вариант тоже не подходит (у стула нет спинки).
-
Третий вариант – это хорошая конструкция! Оптимально подходит нашим требованиям :
1) Может использоваться в быту
2) Можно брать с собой на пикник для сидения.
3) Имеет красивый эстетический вид
4.3 Описание окончательного варианта
Я выбрал третий вариант, так как, на мой взгляд, эта конструкция отвечает всем необходимым для проектного изделия требованиям:
1. Изготавливается из экологически чистых материалов. 2. Эстетична и технологична. 3. Многофункциональна.
4.4 Выбор материала для проекта, дизайн-анализ
-
Выбор материала.
При выборе материала для изделия затруднений не возникает. Все детали складного стула изготавливаются из сосновых досок толщиной 50 мм и 30 мм, а этот материал легко найти в магазинах. Другие материалы, используемые при изготовлении изделия, также можно легко купить.
-
Дизайн – анализ.
Учитывая существующее в реальном мире множество различных стульев, выполним анализ исходя из потребности в совершенствовании:
Предметная среда. Складной стул является изделием, гармонично сочетающимся с другими, окружающими его предметами быта. При разработке других, более совершенных моделей можно использовать различные материалы, формы и способы отделки при его изготовлении.
Производство. При производстве подобных складных стульев возможно увеличение производительности труда за счет механизации и автоматизации производства. Например, рейки и ножки могут быть изготовлены с помощью электрического деревообрабатывающего станка.
Эксплуатация. Изделие обладает высокой надежностью. Особых требований к обслуживанию изделия в процессе эксплуатации не предъявляется. Складной стул имеет продолжительный срок службы. Ремонт изделия возможен.
Торговля. Транспортирование изделия возможно любым видом транспорта. Допускается складирование и хранение изделия в упакованном виде в сухих, защищенных от солнечного света помещениях. Упаковку предпочтительно изготавливать из картона.
-
Обоснование предметной информации и практического опыта, необходимого
для выполнения проекта
Таблица №1
Учебный предмет | Тематика (содержание) используемой информации | Практический опыт | Характер интеграции с технологией | На каких этапах проектной деятельности реализуется |
Всеобщая история География | Древняя Греция, Рим Россия | Использование исторического материала | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; самостоятельная организация и выполнение творческой работы по созданию изделия; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию решения; использование дополнительной информации при проектировании и создании изделия, имеющего личностную потребительскую стоимость; | Историческая справка |
Математика Физика Экономика | Расчеты в выполнении деталей Себестоимость Расходы на оплату труда, Расходы на электроэнергию | Расчет | Историческая справка Экономическое обоснование |
Экология | Экология материала | Выбор материала | Экологическое обоснование |
Черчение | Выполнение графических изображений в графическом редакторе КОМПАС 3 Д V 12 | Чертеж | Графика |
ИЗО | Изображение стульев | Эскиз | Графика |
Химия Биология | Материаловедение | Использование свойств древесины | Теоретическое обоснование |
Информатика | Защита проекта | Работа на компьютере | Защита проекта |
-
ГРАФИКА
Схематический рисунок раскладного стула
Чертежи деталей стула (приложение А)
-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
6.1 Обоснование использованных технологий, инструментов и оборудования
Чтобы продумать все вопросы проектирования и изготовления разборного кресла-качалки, составлю схему размышления
Опорная схема размышления
6.2 Материалы и оборудование
-
Доски (для изготовления заготовок)
-
Рулетка, линейка, карандаш, угольник, ножовка, рубанок, дрель
-
Деревообрабатывающий станок
-
Электролобзик
-
Вибрационная шлифмашина
-
Болт мебельный М6х150мм DIN 603 с гайкой и шайбой 2 шт.
-
Винт-конфирмат ЗУБР (6,4ммх50мм) 2 шт.
-
Саморез ЗУБР универсальный по дереву, PH2 (3,8х65мм) 66 шт.
-
Сверло (для сверления отверстий в ножках) диаметром 8 мм и 6 мм
-
Ключ гаечный рожковый на 13 / 14
6.3 Технология изготовления
Складной стул, который я решил изготовить, состоит из 22 деталей. Сиденье состоит из 9 деталей, соединенных саморезами. Спинка состоит из 7 деталей. При изготовлении складного стула используется небольшое количество ручного инструмента: карандаш, линейка, рулетка, уголок, ножовка, рубанок, дрель, отвертка, шлифовальная бумага, кисть для нанесения лака, горелка газовая. Применение этих ручных инструментов позволяет снизить себестоимость изделия, а процесс изготовления - общедоступным.
Приступая к изготовлению изделия, прежде всего, необходимо обратить внимание на качество используемого материала – он не должен иметь трещин, сучков и других дефектов. Сборка изделия выполняется после подгонки и обработки всех деталей.
6.4 Технологическая карта изготовления складного стула
Таблица № 2
№ | Содержание операции | Оборудование, инструменты и приспособления |
-
| Разметить и вырезать ножки сиденья - 2 шт. размером 795мм.*55мм*40мм (лист № 7) | Станок деревообрабатывающий (учитель), рулетка, линейка, карандаш, угольник, ножовка. |
-
| Разметить и вырезать ножки спинки - 2 шт. размером 1185мм.*55мм*40мм (лист № 9) | Станок деревообрабатывающий (учитель), рулетка, линейка, карандаш, угольник, ножовка. |
-
| Разметить и вырезать рейки для спинки - 7 шт. размером 440*50*25, обстругать рубанком, отделать на чистовую (лист № 1) | Станок деревообрабатывающий (учитель), рубанок, ножовка, наждачная бумага. |
-
| Разметить и вырезать рейки для сиденья 6 шт. размером 375*50*25, обстругать рубанком, отделать на чистовую (лист № 3) | Станок деревообрабатывающий (учитель), рубанок, ножовка, наждачная бумага. |
-
| Разметить и вырезать переднюю рейку для сиденья 1шт. размером 520*40*40, обстругать рубанком, отделать на чистовую (лист № 5) | Станок деревообрабатывающий (учитель), рубанок, ножовка, наждачная бумага. |
-
| Разметить и вырезать рейки для ножки стула 2 шт. размером 520*50*25, обстругать рубанком, отделать на чистовую (лист № 6) | Станок деревообрабатывающий (учитель), рубанок, ножовка, наждачная бумага. |
-
| Разметить и вырезать бруски под рейки сиденья стула 2 шт. размером 390*40*40, обстругать рубанком, отделать на чистовую (лист № 4) | Станок деревообрабатывающий (учитель), рубанок, ножовка, наждачная бумага. |
-
| Разметить и вырезать широкую рейку для спинки 1 шт. размером 440*87*25, обстругать рубанком, отделать на чистовую (лист № 2) | Станок деревообрабатывающий (учитель), рубанок, ножовка, наждачная бумага. |
-
| Разметить и вырезать фиксатор ножки стула 2 шт. размером 50*40*20, обстругать рубанком, отделать на чистовую (лист № 8) | Станок деревообрабатывающий (учитель), рубанок, ножовка, наждачная бумага. |
Продолжение таблицы № 2
-
| Просверлить отверстия в рейках для сиденья диаметром 2 и 8 мм на расстоянии – 70 мм от края рейки | Дрель, сверло 2 и 8 мм |
-
| Просверлить отверстия в рейках спинки диаметром 2 и 8 мм на расстоянии – 40 мм от края рейки | Дрель, сверло 2 и 8 мм |
-
| Соединить детали в готовое изделие | Саморезы (66 шт.), Отвертка крестовая. |
-
| Саморезы спрятанные в древесине закрыть деревянными колышками диаметром 8 мм на клей, обработать | Молоток, наждачная бумага, клей столярный, кисточка. |
-
| Готовое изделие обжечь огнём | Газовая горелка |
-
| Покрыть лаком готовый складной стул | Лак, кисточка |
-
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Учитывая особую значимость себестоимости изготавливаемого изделия определим ее, воспользовавшись упрощенной формулой С = Мз + Роп , где С - себестоимость продукции; Мз – материальные затраты на производство изделия; Роп – расходы на оплату труда;
Расчет материальных затрат (Мз). Материальные затраты на производство раскладного складываются из стоимости пиломатериала, крепежной фурнитуры, а также учитывается прошлая себестоимость взятого за основу проекта. Исходя из этого, определим стоимость затраченных материалов на изделие:
Примерный расчет полных затрат
Таблица № 3
№ | Наименование материалов, инструментов и оборудования | Ед. измерения | Кол-во | Цена за ед. | Условия использования |
-
| Доска обрезная (сосна) | Погон. метр | 1 шт. | 350 р. | Покупка |
-
| Электролобзик | Шт. | 1 | 3500 р. | Безвозмездная аренда в школе |
-
| Вибрационная шлифмашина | Шт. | 1 | 2700 р. | Безвозмездная аренда в школе |
-
| Станок деревообрабатывающий | Шт. | 1 | 4850 р. | Безвозмездная аренда в школе |
-
| Токарный станок по древесине | Шт. | 1 | 6200 р. | Безвозмездная аренда в школе |
-
| Электродрель | Шт. | 1 | 2350 р. | Безвозмездная аренда в школе |
-
| Болт мебельный М6х150мм DIN 603 с гайкой и шайбой | Шт. | 2 | 15 р. | Покупка |
-
| Винт-конфирмат ЗУБР (6,4ммх50мм) | Шт. | 2 | 7,5 р. | Покупка |
-
| Саморез ЗУБР универсальный по дереву, PH2 (3,8х65мм) | Шт. | 66 | 0,5 р. | Покупка |
Всего | 440 рублей 00 копеек |
Непосредственные финансовые затраты
Таблица № 4
№ | Наименование материалов, инструментов и оборудования | Ед. измерения | Кол-во | Цена за ед. измерения | Стоимость |
-
| Доска обрезная (сосна) 6000*150*50 | Погон. метр | 1 шт. | 350 р. | 350 р. |
-
| Болт мебельный М6х150мм DIN 603 с гайкой и шайбой | Шт. | 2 | 30 р. | 60 р. |
-
| Винт-конфирмат ЗУБР (6,4ммх50мм) | Шт. | 2 | 15 р. | 30 р. |
-
| Саморез ЗУБР универсальный по дереву, PH2 (3,8х65мм) | Шт. | 66 | 0,5 р. | 33 р. |
Всего | 473 рублей 00 копеек |
Расходы на оплату труда (Роп). Отчисления на заработную плату производятся из расчета, что оплата столяра 3 разряда Цз = 20 руб. за час. На изготовление складного стула ушло около 24 часа. Роп = 20 • 24 = 480 руб.
Себестоимость С = Роп(480)+Мз(473) = 953 руб.
-
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
При изготовлении складного стула использовались экологически чистые и безопасные материалы и технологии. Основным материалом при выполнении работы служит древесина. При изготовлении изделия в основном используется ручная обработка древесины, которая сопровождается малым количеством отходов и древесной пыли. Отходы могут быть легко утилизированы. После окончания срока эксплуатации изделие может быть легко утилизировано.
Техника безопасности при выполнении работ.
При изготовлении раскладного стула предстоят работы, связанные с ручной обработкой древесины. В связи с этим перед выполнением работ следует знать и в последующем выполнять правила техники безопасности (приложение Б).
-
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (РЕКЛАМА) ПРОЕКТА
Я не пожалел, что потратил много времени на изготовление этого складного стула, потому это изделие будет полезно в быту.
Я думаю, что такие стулья необходимы тем, кто любит посидеть в кресле и почитать книгу или просто отдохнуть, их несложно сделать и они выходят дешевле, чем в магазине.
Описание окончательного варианта изделия
1. Изготовление изделия соответствует программе по технологии для 9 класса.
2. Расход материала небольшой, поэтому его стоимость невысокая.
3. Конструкция стула очень прочная.
4. На изготовление моего изделия ушло немного времени.
5. Стул получился очень удобным и многофункциональным.
6. Складной стул смотрится хорошо.
По-моему, я справился с поставленной задачей. Теперь пусть оценят мое изделие и работу над проектом в целом учитель, родители, одноклассники.
-
Испытание готового изделия
Готовое изделие получилось очень прочными. Значит, это изделие будет служить очень долго!
-
Правила пользования изделием
-
Изделие транспортировать в сложенном положении
-
Избегать попадания влаги и прямых солнечных лучей
-
Не держать вблизи открытого огня
Фото готового изделия
Р
ЕКЛАМА ПРОЕКТА
Его легко и сложишь
И мало места он займет.
Предмет и вроде бы простой,
Но очень в жизни пригодиться
Ведь это – стульчик раскладной!
-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
История возникновения стула Интернет: https://www.allkresla.biz/stati/articles/nemnogo_istorii_mebel/
-
Учебник «Технология 9 класс», В. Д. Симоненко, Москва «Вентана-Граф», 2006г.
-
Учебник «Основы технологической культуры 11 класс», В. Д. Симоненко, Москва «Вентана-Грраф», 2003г.
-
Учебник «Технология 10 класс», В. Д. Симоненко, Москва «Вентана-Граф»,
2004 г.
-
Яндекс, картинки, фото складного стула: https://yandex.ru/images/search?p=3&text=складной%20стул&_=1447428853557
Приложение А
Приложение Б
Техника безопасности при выполнении работ.
Ручная обработка древесины
-
Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.
-
Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.
-
При выполнении сверления отверстий использовать подкладную доску.
-
После работы привести в порядок рабочее место: очистить его от отходов; убрать инструменты и приспособления, готовые детали и заготовки, положить их в установленные места (уборку мелких древесных отходов производить щеткой). Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.
Газовая горелка: инструкция по эксплуатации
-
Внимательно прочитайте данную инструкцию по эксплуатации и следуйте рекомендациям.
-
Обязательно ознакомьтесь с устройством газовой горелки перед зажиганием и последующим её использованием.
-
Время от времени перечитывайте данную инструкцию для безопасного использования горелки.
-
Не работайте с горелкой до ознакомления с инструкцией.
-
Не направляйте горелку на людей и легковоспламеняющиеся предметы. Не используйте горелку в качестве зажигалки для курения.
-
Отсоединяйте баллон от горелки каждый раз, когда делаете длительный перерыв в работе.
-
Никогда не пытайтесь изменить конструкцию горелки и не используйте недоброкачественное топливо.
-
Бережно обращайтесь с горелкой, как и с другим устройством. Избегайте повреждений.
-
Не используйте горелку в случае протекания, повреждения и прочих неисправностях.
-
Работайте только в хорошо проветриваемых помещениях.
-
Избегайте попадания жидкого газа в глаза и на кожу.
-
Всегда работайте на огнеупорной подложке под обрабатываемым материалом. Если вы не уверены, что это огнеупорный материал, не используйте горелку. Не работайте на деревянных поверхностях. Всегда используйте средства защиты.
-
Всегда используйте защитные перчатки и соответствующие инструменты для работ, связанными с повышенными температурами.
-
Будьте осторожны с соплом газовой горелки, т.к. во время использования горелки оно может сильно нагреваться/
-
Для того чтобы избежать риска случайного опрокидывания инструмента, всегда контролируйте горизонтальное положение газового баллона с горелкой.
-
Всегда имейте поблизости огнетушитель или ведро с водой.
ВНИМАНИЕ !!! Огнеопасно. Газовый баллон для горелок находиться под давлением.
-
Держите баллон подальше от повышенной температуры и огня. Не перезаправляйте газовый баллон.
-
Всегда когда баллон для горелок закончился, всегда приобретайте новый. Держите баллон подальше от детей.
-
Избегайте продолжительного попадания на баллон солнечных лучей. Не храните баллон в помещениях с повышенной температурой.
-
Всегда закрывайте клапан горелки и ждите минимум 30 секунд, прежде чем отсоединить баллон. Всегда снимайте баллон после использования.
-
При попадании сжиженного газа на кожу, промойте большим количеством воды.
-
В случае попадания сжиженного газа в глаза незамедлительно и тщательно промойте глаза и обратитесь за медицинской помощью.
-
Если баллон пуст, положите в безопасное место. Не бросайте в огонь. Не прокалывайте и не поджигайте баллон.
Отделочные работы.
-
Перед выполнением работы предусмотреть надежное крепление окрашиваемых деталей.
-
Окрашивание лаком выполнять в хорошо проветриваемом помещении с помощью кисти.
-
Остерегаться попадания лака в глаза и на лицо.
-
После окрашивания вымыть руки с мылом.
Приложение В
Условные обозначения и сокращения:
-
р. – рублей;
-
руб. – рублей;
-
С - себестоимость продукции;
-
Мз – материальные затраты на производство изделия;
-
Роп – расходы на оплату труда;
-
Шт. – штук;
-
Цз. – цена за 1 час;
-
Стр. – страница.
19