Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Много нового узнать! -Что такое лес? -Что вы о нем думаете? -Какое значение имеет лес в природе? -Итак, мы отправляемся в лес на природу. -А что такое природа? -Какая бывает природа? Природа: живая и неживая -Какие признаки живой природынам известны? Неживой природы? -Какие два царства живой природы вам известны?(растения, животные) -В какие царства живой природы вам известны? -Догадайтесь, в путешествие, по какому царству мы отправимся сегодня? Звучит аудиозапись «Звуки леса» Здравствуй,лес,дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что в глуши твоей творится? Что за заверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь - мы свои! -Сегодня на уроке мы поговорим о царстве, которое находится в лесу. А какое это царство, вы узнаете отгадав загадку: В лесу под ёлкой крошка- только шапка да ножка. (Гриб.) -Тема нашего урока «В царстве грибов». -А что вы бы хотели узнать о царстве грибов? (Какие грибы, где растут, можно ли их есть, кто питается ими, чем полезны лесу, как прекрасно собирать грибы.) -Какие бывают грибы? -Где растут? -С кем дружат? -Для чего нужны грибы? -Вот на эти вопросы мы будем искать ответы. На уроке мы обсудим следующие вопросы: -Рассмотрим строение гриба. -Поговорим о том, какие бывают грибы. -Какую роль в жизни леса играют грибы? -В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос: грибы враги или друзья? -Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке. Мы с вами отправимся на лесную поляну. Можем ли мы отнести грибык миру животных? Почему ? -Так что же такое грибы? (Это особое царство живой природы, которое не относитсяник миру растений, ни к миру животных.) -Мы узнали еще одно царство. Как оно называется? (Царство грибов) -Продолжим работу по заполнению схемы: Царства живой природы: растения, грибы, животные. (обозначить стрелками) -Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? -Что необходимо взять с собой грибнику? -Да, мы отправляемся за грибами. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы (демонстрирует картинки грибов) -Что общего у грибов? -Какие части? Демонстрирует схему: шляпка, ножка, грибница(Учебник,с.112) -Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка ножка) -Что находится в земле? (Грибница) Работа в рабочей тетради (задание № 1, с. 54). -Нарисуйте схему строения гриба, подпишите его части.(Взаимопроверка) Рассказ учителя с элементами беседы -Вот грибница– это и есть сам гриб, а мы собираем плодовые тела грибов. Под землей от ножки гриба тянуться в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница. Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3-7 дней. Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Поэтому их нельзя отнести к царству растений , у них нет листьев, стебля, цветов. Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. -Можно ли назвать грибы санитарами леса? -Как они лечат лес? (Они разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.) -Часто в названии грибов можно услышать название дерева. Какие это грибы? (Подберезовик, подосиновик.) -Почему названия некоторых грибов похожи на название дерева? Учитель показывает картинки подберезовика и подосиновика. -Многие грибы с определенными видами деревьев и часто селятся под ними. Такая «дружба» полезна и грибам, и деревьям. Грибница оплетает корни дерева и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Если грибницу боровика перенести на грядку, то плодовое тело расти не будет потому, что рядом нет сосны или ели. Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе. -Есть такая поговорка: «Растут как грибы после дождя». -Почему так говорят? Что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (Влага, тепло, питательная среда.) -Если заглянуть под шляпку гриба, то можно увидеть различия (демонстрирует картинки). Грибы бывают трубчатые(белый, масленок, подберезовик); если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. Пластинчатые (сыроежка, волнушка, груздь) –у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок. Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница. -Чем размножаются шляпочные грибы? (Спорами). -Ребята, а как вы понимаете поговорку: «Всякий гриб в руку беру, да не всякий вкузовок кладу»? -Наша корзиночка пока пуста. Какие грибы мы будем в нее собирать? Грибы бываютсъедобные (которые мы без опаски употребляем в пищу) и несъедобные (которые содержат яд, очень опасный, иногда смертельный для человека). Работа в учебнике стр.114 -А для чего нам нужны несъедобные грибы? Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем,- Крылья сложили назад. У учащихся картинки с контурами грибов- надо отгадать название гриба и раскрасить. Загадки: -Царь грибов на толстой ножке, самый лучший для лукошка. Он головку держит смело, потому что гриб он…(белый) - А этот красавец на беленькой ножке, Он в красненькой шляпке, на шляпке-горошки.(Мухомор) -Ребята выузнали эти грибы по контуру на картинках? Раскрасили? Покажите.( Давайте положим съедобный гриб в нашу корзинку) А теперь отгадайте еще несколько загадок: -Расту в саду и на лугу, И в парке на газоне, на грядке круглый год живу И на прилавках тоже. (Шампиньон) -Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня увидишь за версту- Зовусь я…(Подосиновик). -Под сосной и на опушке Преют рыжие макушки В мох душистый две косички Прячут хитрые..(Лисички). - Вы хорошо поработали , молодцы! Давайте поиграем в игру «Собери грибы». Дима шел, шел, шел, Белый гриб нашел. Берем? Берем ! И дальше идем. -А теперь я буду произносить названия грибов. Если это съедобный гриб- вы наклоняетесь за ним и кидаете в воображаемую корзинку. Если несъедобный гриб,- разводите руки в стороны. Белый гриб, мухомор, моховичок, белый груздь, бледная поганка, лисички. -Да, действительно, не все грибы можно собрать. -Чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов! Давайте прочитаем эти правила в учебнике на странице 115. -Каково значение грибов в природе? - Их любит собирать и кушать человек. -В них насекомые откладывают личинки. -Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям. -Ими питаются животные.(Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.) Вывод: в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно! - У вас на столах лежат распечатанные листы с заданиями. 1. Необходимо указать стрелками части шляпочных грибов.(Шляпка, ножка, грибница.) 2.Выбрать правильный ответ на вопросы теста. Тест 1.Чем размножаются шляпочные грибы? А) Семечками; Б) отростками; В)спорами. 2.Какая часть у грибов самая важная? А) Грибница; Б)шляпка; В) ножка. 3.Можно ли собирать все грибы подряд? А) Да, все пригодятся для питания; Б) нет, только знакомые съедобные грибы. 4.Как правильно собирать грибы? А)Раскидать листву, разрыть мох; Б)собирать только самые крупные грибы; В)срезать грибы ножиком. - Проверим ваши ответы. Если ответы выбрали верно, то справа отмечайте знаком «+». -Кто выполнил все задания правильно, покажите зеленую карточку. -Если вам было комфортно и интересно на уроке, вы довольны тем, как вы работали, то покажите зеленую карточку, а если нет,- покажите красную. - Как ответим на контрольный вопрос: Грибы- враги или друзья? -Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести нашему здоровью вред. Выучить памятку «Как собирать грибы» (учебник, с. 115.); найти информацию о несъедобных грибах, которые приносят пользу человеку и животным, то есть являются друзьями. |