СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии и методы специального обучения. Задачи коррекционно-педагогического процесса.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии и методы специальной педагогики. Задачи коррекционно-педагогического процесса.

Просмотр содержимого документа
«Технологии и методы специального обучения. Задачи коррекционно-педагогического процесса.»

Технологии и методы специального обучения

Задачи коррекционно-педагогического процесса развития человека с особыми образовательными потребностями реализуются благодаря использованию соответствующих образовательных технологий, методов обучения и методов учения.

Последняя пара различается тем, что первые являются упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу знаний и умений, на развитие познавательных способностей; вторые – способами учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

Психолого-педагогические способы и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания. В современных условиях в педагогическом сознании сформировалось устойчивое представление о развитии и социализации подрастающего человека как о процессе его образования, неразрывно объединяющем обучение и воспитание.

Разделение способов обучения и способов воспитания в таком случае становится искусственным, оправданным лишь в целях аналитического изучения разных сторон образовательного процесса. Коррекционно-педагогическая деятельность реализуется через планирование, осуществление и оценивание коррекционно-педагогического процесса в целом и тех или иных его смысловых составляющих, которые могут быть формально представлены как определенные технологические процедуры, а педагог-дефектолог – как создатель и исполнитель этих процедур.

Все обозначенные составляющие имеют определенное теоретическое обоснование, собственное целеполагание, необходимые для их реализации ресурсы, регламент взаимодействия, способы контроля качества выполнения. И все это может быть определено как технология. Приведем здесь одно из признаваемых в педагогике определений образовательной технологии. Это – системный метод создания и реализации процесса образования или отдельных его компонентов с учетом необходимых материально-технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, направленный на оптимизацию форм образования.

В таком контексте, возможно, говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования людей с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим основные группы методов обучения и перечислим некоторые специальные образовательные технологии.

Методы обучения. В соответствии с принятой в дидактике и распространенной классификацией методов обучения на основе целостного помощи в становлениидеятельностного подхода в процессе обучения детей с отклонениями в развитии выделяются методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; контроля и самоконтроля.

Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов и приемов обучения, так и своими, специфическими для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями методами и приемами коррекционно-педагогической работы, определенные структурные сочетания которых представляют собой оригинальные образовательные технологии.

Общепедагогические методы и приемы обучения специальной педагогикой используются особым образом, предусматривающим целенаправленный отбор и адекватные сочетания тех из них, которые более других отвечают индивидуальным образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-педагогической работы с ним; предусматривается и своеобразная реализация этого сочетания. Изолированно они не применяются, а, как правило, дополняют друг друга; тот или иной метод избирается как ведущий, и его подкрепляют один-два дополнительных; кроме того, сюда же могут подключиться и другие как общепедагогические, так и специальные приемы.

Важна взаимодополняемость методов.

Так, на начальных этапах обучения при объяснении нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы. На более поздних годах обучения ведущее место могут занять словесные методы с дополнением наглядных и практических методов. Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении распространяется и на методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей с отклонениями в развитии.

К этой группе относят следующие подгруппы:

1) перцептивные методы – наглядные, практические (словесная передача и слуховое и/или зрительное восприятие учебного материала и информации по организации и способу его усвоения);

2) логические методы – индуктивный и дедуктивный;

3) гностические методы – репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские. Все они могут успешно реализоваться в практике образования общего назначения как под руководством учителя, так и самостоятельно обучающимися, однако последнее в условиях специального образования достаточно затруднительно.

Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.

Во-первых, в связи с нарушениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также ограничивают восприятие учебной информации. Поэтому предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде, при опоре на сохранные анализаторы, функции, системы организма, в соответствии с природой особых образовательных потребностей конкретного человека. В подгруппе перцептивных методов на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии приоритетное положение получаютпрактические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий в познаваемой действительности.

Дополнением к ним служат словесные методы передачи учебной информации. В дальнейшем словесные методы займут одно из значительных мест в системе обучения.

Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как правило, нарушается речь. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения слова учителя, его объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как ведущие.

В-третьих, различные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи, с чем нередко отдается предпочтение индуктивному методу, а также методам объяснительноиллюстративным, репродуктивным и частично поисковым. При отборе и композиции методов обучения учитываются не только отдаленные коррекционно-образовательные задачи, но и ближайшие, конкретные цели обучения, например формирование определенной группы умений, активизация словаря, необходимого для освоения нового материала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!