МБДОУ ПГО «Детский сад №51»
Выполнила: Шкуматова
Оксана
Вячеславовна,
воспитатель
Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
2022
Оглавление
Ведение…………………………………………………………………………………………..3
1.Характеристика технологии Комаровой Т.С., Антоновой А.В. (Красота. Радость. Творчество)……………………………………………………………………………………….3
2. Характеристика технологии Лыковой И.А. (Цветные ладошки)………………………….5
3.Характеристика технологии Куцаковой Л.В. (конструирование и художественный труд)………………………………………………………………………………...…………….8
Список литературы…………………………………………………………………...………….9
Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Введение
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Куцаковой, Б.М.Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей. Предлагаем вам рассмотреть более подробно некоторые из технологий художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Характеристика технологии Комаровой Т.С., Антоновой А.В. (Красота. Радость. Творчество)
Технология эстетического воспитания детей 2-7 лет, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Комаровой Т.С. является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного — как классического, так и народного, театрального), осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.
Технология называется «Красота. Радость. Творчество». В названии заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, вызвали у них желание поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество
Технология нацелена на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Осуществляемое целенаправленно эстетическое воспитание обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.
Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Многие исследователи отмечают, что способность ребенка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении.
Важным направлением психического развития детей, заложенным в программе, является формирование у детей разнообразных способностей — как художественных (художественный вкус, эстетическая оценка, эстетические суждение и положительное отношение к окружающему и искусству, к художественной деятельности), так и интеллектуальных. Разные виды художественной деятельности играют в этом важную роль. Все названные психические процессы и качества личности необходимы не только для успешного творчества, но и для познавательной, трудовой, учебной деятельности.
При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности и другие) и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, художественно-речевого развития). Эти принципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности. К ним мы относим:
1. Тесную связь с базовым видом искусства и другими видами, дополняющими и углубляющими образное познание действительности.
2. Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности.
3. Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.
4. Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа
Разрабатывая программу и пособия к ней, авторы опирались на тот богатый и разносторонний опыт (исследования и практику), который накоплен в области эстетического воспитания прежде всего в нашей стране (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Ю.Б. Алиев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Б.Т. Лихачев,В.И. Логинова, А П . Усова, Т.Н. Доронова, Г.Г. Григорьева, А. И. Савенков, Т.Я. Шпикалова и другие).
А так же учитывали и зарубежный опыт, выбирая из него то, что могло обогатить работу с детьми и соответствовало бы нашему национальному характеру. Вместе с тем в основу программы положены многолетние исследования авторов программы.
Разделы программы:
1. Объяснительная записка.
2. Искусство в жизни ребенка.
3. Эстетическая развивающая среда.
4. Красота природы.
5. Знакомство с архитектурой.
6. Литература.
7. Изобразительная деятельность.
8. Музыкальная деятельность.
9. Досуг и творчество.
10. Творчество.
11. Приложения.
Каждый раздел программы описывает цель и задачи данного направления, а так же знания, умения и навыки детей.
Характеристика технологии Лыковой И.А. (Цветные ладошки)
Цель технологии - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции - творца».
Авторская технология художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
Технология «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп (задачи, планирование, конспекты занятий).
В учебно-методический комплект «Цветные ладошки» входит: сама Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» (ранний возраст), «Изобразительная деятельность в детском саду» (младшая группа), «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа), «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа), «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная к школе группа).
Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:
принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания
программы с учётом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Характеристика технологии Куцаковой Л.В. (конструирование и художественный труд)
Авторская технология для детских садов по данному виду деятельности, даны подробные методические рекомендации по всем возрастным группам, включая ясельную. Автор предлагает два варианта реализации программы (типовой и инновационный), применимых в традиционных ДОУ и дошкольных учреждениях нового типа, в том числе прогимназиях, частных детских садах. Книга будет полезна не только воспитателям, но и родителям.
Цель: развитие конструкторских и художественных способностей детей.
Задачи программы: сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства; развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Главное в технологии - развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны воспитателя.
Методику своей работы автор строит так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.
Автор предлагает систему разнообразных занимательных игр - экспериментов, игр-фантазий, которые позволят в увлекательной для дошкольников форме развивать их конструкторские способности, отрабатывать навыки и умения детей, совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.
Автор предлагает два варианта реализации программы (типовой и инновационный), применимых в традиционных ДОУ и дошкольных учреждениях нового типа, в том числе прогимназиях, частных детских садах, ориентированные соответственно на репродуктивный метод обучения и метод обучения, основанный на сотрудничестве детей и взрослых.
Список литературы
1. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.
2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа).