СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

МБДОУ  ПГО «Детский сад №51»

Выполнила: Шкуматова

Оксана

Вячеславовна,

воспитатель

















Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

























2022






Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………………………..3

1.Характеристика технологии Комаровой Т.С., Антоновой А.В. (Красота. Радость. Творчество)……………………………………………………………………………………….3

2. Характеристика технологии Лыковой И.А. (Цветные ладошки)………………………….5

3.Характеристика технологии Куцаковой Л.В. (конструирование и художественный труд)………………………………………………………………………………...…………….8

Список литературы…………………………………………………………………...………….9




































Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста


Введение

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Куцаковой, Б.М.Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей. Предлагаем вам рассмотреть более подробно некоторые из технологий художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.


  1. Характеристика технологии Комаровой Т.С., Антоновой А.В. (Красота. Радость. Творчество)

Технология эстетического воспитания детей 2-7 лет, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Комаровой Т.С. является целос­тной, интегрированной по всем направлениям эсте­тического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного — как классического, так и народного, театрального), осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализо­ванной.

Технология называется «Красота. Радость. Творчество». В названии заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испы­тывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхище­ния, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Все это вызы­вает у детей стремление передать воспринятую красо­ту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, вызвали у них желание поделиться сво­ими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формирует­ся творчество

Технология нацелена на развитие ребенка, на при­общение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Осуществляемое целенап­равленно эстетическое воспитание обеспечивает пол­ноценное психическое развитие, развитие таких про­цессов, без которых невозможно познание красоты ок­ружающей жизни (искусства) и отражение ее в раз­нообразной художественно-творческой деятельности.

Это эстетическое восприятие, образные представле­ния, воображение, мышление, внимание, воля. Эсте­тическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Многие исследователи отмечают, что спо­собность ребенка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении.

Важным направлением психического развития де­тей, заложенным в программе, является формирова­ние у детей разнообразных способностей — как худо­жественных (художественный вкус, эстетическая оцен­ка, эстетические суждение и положительное отноше­ние к окружающему и искусству, к художественной деятельности), так и интеллектуальных. Разные виды художественной деятельности играют в этом важную роль. Все названные психические процессы и качества личности необходимы не только для успешного твор­чества, но и для познавательной, трудовой, учебной деятельности.

При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систе­матичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии де­тей, наглядности и другие) и дидактики частных ме­тодик (методики музыки, изобразительной деятель­ности, художественно-речевого развития). Эти прин­ципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художествен­ной деятельности. К ним мы относим:

1. Тесную связь с базовым видом искусства и дру­гими видами, дополняющими и углубляющими об­разное познание действительности.

2. Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей в раз­ных видах художественной деятельности.

3. Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

4. Освоение детьми доступных им средств художе­ственной выразительности, необходимых для созда­ния образа

Разрабатывая программу и пособия к ней, авторы опи­рались на тот богатый и разносторонний опыт (иссле­дования и практику), который накоплен в области эстетического воспитания прежде всего в нашей стране (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевс­кий, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Ю.Б. Алиев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Б.Т. Лихачев,В.И. Логинова, А П . Усова, Т.Н. Доронова, Г.Г. Григорьева, А. И. Савенков, Т.Я. Шпикалова и другие).

А так же учитывали и зарубежный опыт, выбирая из него то, что могло обогатить работу с детьми и соответствовало бы нашему национальному характеру. Вместе с тем в основу программы положены многолетние исследования авторов программы.

Разделы программы:

1. Объяснительная записка.

2. Искусство в жизни ребенка.

3. Эстетическая развивающая среда.

4. Красота природы.

5. Знакомство с архитектурой.

6. Литература.

7. Изобразительная деятельность.

8. Музыкальная деятельность.

9. Досуг и творчество.

10. Творчество.

11. Приложения.

Каждый раздел программы описывает цель и задачи данного направления, а так же знания, умения и навыки детей.




  1. Характеристика технологии Лыковой И.А. (Цветные ладошки)

Цель технологии - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции - творца».

Авторская технология художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Технология «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп (задачи, планирование, конспекты занятий). 

В учебно-методический комплект «Цветные ладошки» входит: сама Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» (ранний возраст), «Изобразительная деятельность в детском саду» (младшая группа), «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа), «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа), «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная к школе группа).

Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»

Общепедагогические     принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:

  • принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания

программы с учётом региональных культурных традиций;

  • принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

  • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

  • принцип развивающего характера художественного образования;

  • принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

  • принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

 принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.




Характеристика технологии Куцаковой Л.В. (конструирование и художественный труд)

Авторская технология для детских садов по данному виду деятельности, даны подробные методические рекомендации по всем возрастным группам, включая ясельную. Автор предлагает два варианта реализации программы (типовой и инновационный), применимых в традиционных ДОУ и дошкольных учреждениях нового типа, в том числе прогимназиях, частных детских садах. Книга будет полезна не только воспитателям, но и родителям.

Цель: развитие конструкторских и художественных способностей детей.

Задачи программы: сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства; развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

Главное в технологии - развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны воспитателя.

Методику своей работы автор строит так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.

Автор предлагает систему разнообразных занимательных игр - экспериментов, игр-фантазий, которые позволят в увлекательной для дошкольников форме развивать их конструкторские способности, отрабатывать навыки и умения детей, совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.

Автор предлагает два варианта реализации программы (типовой и инновационный), применимых в традиционных ДОУ и дошкольных учреждениях нового типа, в том числе прогимназиях, частных детских садах, ориентированные соответственно на репродуктивный метод обучения и метод обучения, основанный на сотрудничестве детей и взрослых. 


Список литературы


1. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.

2. Лыкова И. А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!