Источники получения информации, каналы получения и передачи информации, метод наблюдения, технологии наблюдения, опыты и эксперименты,
Просмотр содержимого документа
«Технологии получения информации.»
Технологии получения информации. 7 класс. Технология. Выполнила: Капустенко Л.Е., учитель технологии МБОУ «Средняя школа № 10» Петропавловск-Камчатского городского округа
Источники получения информации .
- Источники информации могут быть природными и техногенными.
- Природные источники создаются природой для познания или информационной поддержки какой-либо деятельности. Это природные вещества (песок, глина), объекты живой и неживой природы, природные явления, звуки.
- Источники информации, созданные и преобразованные людьми, относится к техносфере и называются техногенными. Материальные источники информации созданы людьми.
- Сведения от информационных источников получают не только люди, но и животные. Так, весной за трактором движется стая грачей, собирая червячков на перевернутом пласте земли.
Устная речь.
- Люди постоянно создавали дополнительные искусственные источники информации. Так появилась устная речь . В древние времена, до создания письменности, устная речь была единственным средством передачи информации от человека к человеку.
Информация.
- Тексты. С появлением письменности источником информации стали тексты, написанные на глиняных табличках, папирусе, бересте, бумаге, выбитые на камне и т.д.
- Аппаратура для записи звуков и изображений. С изобретением приборов звукозаписи источниками информации стали пластинки, а с проявлением фото- и киносъемочной аппаратуры информацию стали передавать с помощью фотографий и кинофильмов. Сейчас информация записывается на СD и картах памяти.
Каналы получения и передачи информации.
- Все искусственные источники информации распределяются по каналам связи, которые связывают современного человека с окружающим миром. Это канал межличностного общения (коммуникации).
- Общаясь с другими людьми мы получаем большой объём информации. Контакты осуществляются с помощью технических средств: почта, телефон, телеграф.
- Источниками информации являются различные печатные издания: газеты, книги, журналы и т.д.
- Большой объём информации передается по радио и телевидению, Интернету.
Метод наблюдения в получении новой информации.
- В основе наблюдения – сосредоточенное внимание к изучаемому объекту или явлению. Исследователь не принимает участие в явлении, а только собирает информацию.
- Наблюдение отличается от простого разглядывания. Когда мы рассматривает что либо, то не анализируем увиденное. Проводя наблюдение исследователь хочет получить конкретные сведения по его теме.
- Наблюдение – это метод целенаправленного сбора первичной (неизвестной до этого исследователю) информации об изучаемом объекте.
Наблюдение.
- При наблюдении могут быть использованы специальные технические средства, увеличивающие количество и повышающие качество информации.
Наблюдение.
- визуальные (глаза);
- аудинаблюдения (прослушивание),
- тактильные (кожа),
- обонятельные (нос),
- вкусовые,
- комбинированные.
Технологии наблюдения.
- Технологии наблюдения в зависимости от метода получения информации бывают трёх видов:
- Фотография (фотографическое наблюдение) объекта или процесса. Фотография – это документ, отражающий характеристики и свойства исследуемого объекта. Информация при наблюдении может быть зафиксирована с помощью рисунка, фотоснимка или кинофрагмента.
- Хронометраж – это метод изучения распределения во времени каких-либо процессов (замер интервалов времени – сколько времени вы тратите на приготовление к урокам по математике).
- Фотохронометраж (комбинированный метод наблюдения) – состояние объекта и его развитие в момент наблюдения ( как за неделю проросло семечко).
Технические средства проведения наблюдений.
- Эффективность технологий наблюдений зависит от использование специальных технических средств!
За планетами невозможно наблюдать без телескопа.
При наблюдении результаты записываются человеком или специальной аппаратурой.
Например, счетчики людей – турникеты регистрируют количество людей входящих и выходящих из помещения. Регистраторы движения подсчитывают количество проезжающих автомобилей.
На многих вещах есть штрихкоды, с помощью которых можно получить информацию о товаре.
На основе современной техники создаётся аппаратура для наблюдения в различное время суток, для дистанционного прослушивания и т.д.
Опыты и эксперименты.
- Опыт – это воспроизведение какого-либо явления в искусственно созданных условиях для их исследования. Он проводится с целью получения новых для себя знаний.
Если опыт проводится преднамеренно, то его называют экспериментом.
Во время опыта исследователь не изменяет изучаемые объекты и никак не влияют на исследуемые явления.
- Эксперимент - это опыт и связанное с ним наблюдение исследуемого. К эксперименту готовятся заранее, планируют его цель, выбирают оборудование, составляют план работы.
Во время эксперимента происходят преобразования (изменения) объекта или явления. Иногда объекты помещаются в искусственные условия, которых нет в природе.
Проведение эксперимента.
- Создание программы эксперимента по пунктам.
- Подбор способов измерения.
- Выбор средств проведения эксперимента.
- Проведение эксперимента.
- Обработка и анализ полученных результатов. (Вывод).
Научный эксперимент предполагает использование технических средств – приборов.
Эксперименты.
- Естественные. Проводятся при изучении социальных явлений (развитие животных, растений, психологические эксперименты).
- Искусственные . Это лабораторные или виртуальные эксперименты. Он нереальный и создан с помощью компьютерных программ. Такой эксперимент выполняется, когда естественный может быть невозможен или опасен.
Ответьте на вопросы:
- С помощью каких естественных источников вы получаете информацию? Приведите примеры.
- Перечислите искусственные источники информации. Назовите, от какого из них вы получаете наибольший объём сведений. Объясните ответ.
- Назови технологии наблюдения.
- Чем эксперимент отличается от опыта?
Практическая работа:
- Проведите хронометраж выполнения домашних заданий в выбранный день недели.
- Составьте бланк протокола для проведения наблюдения за ростом и развитием домашнего животного или растения.