СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы»

Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. 

Это особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Развивающиеся технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск: создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, метод интриги, учебный диалог, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися.

Развитие ребёнка в данной системе понимается как общее развитие личности – развитие ума, воли и чувств. Мнение учителя при этом воспринимается детьми как одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственной точкой зрения. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, причем, необходим только коллективный поиск истины, сопровождающийся постоянным обменом мнениями.

Все эти значимые вопросы и заставили меня работать над этой темой.

Меня привлекли задачи развивающего обучения, которые состоят в том, чтобы учить детей без принуждения, без двоек, развивать у них устойчивый интерес к знаниям, потребность к самостоятельному поиску, сделать учение радостным.

Эту технологию апробировали в свое время такие педагоги, как Ильин, Шаталов, Эльконин, Давыдов и другие.Особенно мне нравится методическая система развивающего обучения, разработанная Д.Б.Элькониным – В.В.Давыдовым, включающая следующие принципы:

Опора на технологию развивающего обучения и на программу развития общеучебных умений помогли мне результативнее решать первостепенные проблемы  уроков русского языка:

- Формирование орфографических навыков учащихся.

- Обогащение лексического запаса детей.

- Овладение нормами литературного языка.

- Формирование навыков связной устной и письменной речи.

- Развитие творческих способностей учащихся.

Сложилась своя, годами отработанная система по данной технологии, которая помогает развить у детей речь, живое воображение, гибкость ума, изобретательность и интерес к слову, родному языку, коммуникативные способности, их орфографическую грамотность.

В схеме данная система выглядит так:

К формированию грамотности я веду учеников сознательным путём, создавая проблемные ситуации, опираясь уже на сформированное теоретическое мышление, на его умение работать с книгой, со справочной литературой, поэтому материал на уроках не преподносится готовым, дети включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять план и тезисы.

Обогащение лексического запаса детей.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. Благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы у учащихся возрастает интерес к слову и к русскому языку в целом.

Творческие работы (сочинения, рефераты, стихи) отличаются умением чувствовать родное слово, думать над ним, искать в нем смысл.

  • Сочинение стихов

  • Конкурсы сочинений

  • Иллюстрирование

  • Создание словесного портрета

  • Участие в олимпиадах

  • Участие во всероссийских конкурсах

  • Стимулирование творческой активности

  • Развитие творческих способностей учащихся

  • Конкурс сказок, их инсценирование

 

 Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребенка.

На уроках русского языка и литературы я стараюсь создать условия для творчества, для внутренней свободы ученика.

Дети с увлечением сочиняют фентези и сказки, пишут стихи и былины, синквейны. Все это делает изучение материала более увлекательным и интересным, влияет на качество творческих работ.

Целенаправленная и планомерная работа над формированием навыков устной и письменной речи учащихся с опорой на технологию развивающего обучения дала свои результаты: ученики с успехом выступают на различных конференциях в школе и районе, пишут заметки в газету, сочиняют стихи, участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов.

Обогащение речи литературной, духовно-нравственной лексикой

У учащихся выработалась наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, что сказалось не только на формировании общей культуры, но и на их гражданской позиции, на духовно-нравственном становлении.

  • Доклады и рефераты

  • Конкурсы красноречия ораторского искусства

  • Литературные гостиные

  • Индивидуализация работы

Овладение нормами литературного языка

  • Отработка орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм

  • Уроки по культуре устной и письменной речи

На любом уроке русского языка во главу обучения я ставлю речь, обучение речевой деятельности во всех её видах: аудирование, говорение, чтение и письмо. Стараюсь вводить в урок, в факультативные занятия такие виды работ, которые обеспечивают активность детей, вооружают их умением использовать полученный грамматический материал в речи, помогают ориентироваться  и в жизненных ситуациях.   

Практическое применение.

Работая по данной технологии, я имею немало наработок, которые, я думаю, будут интересны учителям, работающим в данном направлении.

Работая по системе развивающего обучения, я пришел к убеждению, что лучшим помощником на уроке является опорный конспект. Когда я ввел их в уроки литературы, учащиеся, наконец, поняли, что от них требуется. ОСК для них на уроке - это маленький путеводитель, который помогает выделить в произведении количество тем, понять логику повествования, идею произведения.

На уроках русского языка можно успешно  применять методические способы и приемы развивающего обучения, способствующие развитию учащихся и позволяющих внести больше осмысленности в процесс овладения определенными навыками.

Лучший способ пробудить интерес –эвристическая задача. Этот приём, используемый на уроках, – лучший способ пробудить внимание и интерес, приблизить возможность открытия. Например, стандартное задание – вставить буквы в текст упражнения – я стараюсь изменить и сделать интересным, если задание сформулировать иначе: вы – редактор, вы должен увидеть «ошибкоопасные»  места и не допустить попадание ошибок в текст книги; вы - учитель, вы составляете задание для своих учеников и должны отметить те места,  которые могут вызвать у них затруднения, привести к ошибке. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес.(слайд6 гиперссылка Эвристические задачи)

Очень эффективно применяю изложение информации учащимися при ролевой игре (гиперссылка Ролевые игры) или диалоге «я - составитель правила», «я - автор деформированного текста». Идёт работа по анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический вопрос, пробуждающий интерес учеников Такой вид работы имеет и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и излагать его так, чтобы понятно было остальным. Такой метод позволяет открыть дорогу творчеству и самостоятельности, а также дает возможность попробовать себя в работе с аудиторией, что, конечно, пригодится в будущей учебе в высших и средних учебных заведениях.

Закрепление орфографических и пунктуационных навыков достигается не только посредством глубокого и прочного усвоения теоретического материала, но и путем  нового вида контроля за усвоением знаний – тестирования.  Система   работы с тестами позволяет мне поэтапно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Уже с 5 класса учащиеся решают тесты различной сложности, а также создают собственные, с которыми работают в паре. Это позволяет осуществлять контроль за усвоением знаний и навыков более эффективно.

С целью повышения эффективности урока я применяю такой вид работы, как составление алгоритма. Руководствуясь дифференциацией, предлагаю разный уровень сложности для разных категорий учеников. Такой вид работы помогает мне контролировать систему практических действий ученика, оперативно выявлять ошибку в рассуждениях и действиях учащегося, исправлять её. Алгоритм обеспечивает и самоконтроль: на каждом этапе даёт ученику подтверждение в правильности действий.

Использование ресурсов сети Интернет на рабочих уроках дает также ряд положительных результатов: позволяет экономить время при  выполнении практических заданий, дифференцировать работу на уроке, глубже изучать творчество писателей, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ.

 Дети охотнее готовятся к урокам литературы, научились черпать богатый материал из ресурсов сети Интернет: делают собственные презентации к урокам, занимаются самообразованием.

Технология развивающего обучения даёт огромную возможность работать с одаренными детьми, развивать в них чувство прекрасного, заниматься языком на научном уровне. Такие дети с удовольствием занимаются проектной и поисковой деятельностью, пишут рефераты и создают научные презентации

Особо следует остановиться на подготовке учащихся   к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. В процессе работы предстала вся система нашей совместной с учениками деятельности с 5 по 11 классы, четко обозначились основные проблемы и недоработки.

Прежде всего вместе с учениками были не раз выполнены задания частей 1 и 2. Несмотря на то, что в целом они оказались посильны для абсолютного большинства учащихся 11 классов, некоторые вопросы требовали того, чтобы этот материал был повторен более детально, скрупулезно.

Но большую трудность и для меня, и для учащихся представляло задание 25, поэтому наши усилия были направлены на развитие навыка написания текста-рассуждения. Часть 2 на ЕГЭ требует от выпускника самостоятельного размышления над текстом и собственной его интерпретации. Чтобы выпускник смог успешно выполнить задание части2, я разработал  поэтапную работу с текстом в виде алгоритма и речевых клише, которые помогут учащимся в определении и формулировке проблемы текста выяснить позицию автора, поможет подобрать клише для своего сочинения – рассуждения.

Также составляю свои презентации уроков по подготовке к ЕГЭ.

Технология развивающего обучения дает мне возможность повысить активность ученика и во внеклассной деятельности по предмету. Развивается и актерское мастерство школьников: ставятся литературные вечера, гостиные, праздники и устные журналы.

Таким образом, технология развивающего обучения  помогает мне добиться следующих результатов:

1) формирование у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей;

2) повышение мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям;

3) повышение активности учащихся во внеурочной работе по предмету, роста количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах, в занятиях исследовательской работой;

4) постоянно растёт качественный показатель интеллектуального и речевого развития ребенка;  

5) повышение работоспособности каждого ребенка на уроке;

6) активизируются контакты с учителем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!