СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии смыслового и продуктивного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешность учения определяется продуктивностью чтения. "Как читаем, так и учимся".

Просмотр содержимого документа
«Технологии смыслового и продуктивного чтения»



Технологии смыслового и продуктивного чтения.

Работа с текстом.



Не секрет, что успешность учения определяется продуктивностью чтения: «как читаем, так и учимся». Информационный мир всё более усложняется, а культура чтения снижается, не обеспечивая должного уровня интеллектуально-коммуникативной компетенции, от которой зависит социализация школьника и его последующая адаптация на рынке труда. Высокие результаты в учении часто достигаются огромным трудом, ведущим к перегрузкам, усталости, постоянным стрессам. Как результат – слабое здоровье. С кризисом чтения связано и резкое падение грамотности. Ужасающие орфографические и пунктуационные ошибки, примитивный словарный запас выпускников школы – всё это, к сожалению, наблюдается в современном обществе. Продвижение и поддержка культуры чтения – одна из важнейших задач учителя начальных классов. В своей работе использую технологии продуктивного и смыслового чтения. Их использование позволяет обеспечить количественно-качественные изменения в личности читателя. Они происходят в трёх сферах читательского развития (осознания, деятельности и общения). Логика читательского развития: от мотивации к рефлексии, с включением многих сторон чтения. Среди них выделяются: потребностная, ценностная, творческая, познавательная, эмоциональная, эстетическая, нравственная, деятельно-прикладная, оценочно-рефлексивная. Критерии качества читательской социализации отражают личностный смысл чтения, содержание и характер чтения и межчитательского общения, фонд домашней библиотеки, включая некнижные информационные ресурсы, посещение разных библиотек. Продуктивность чтения – это не просто скорость чтения, но прежде всего коэффициент усвоения. Результаты смыслового чтения – это и общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности. Обучение стратегиям чтения включает в себя приобретение навыков: * различение типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки; * распознавание иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и её составляющие; *собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

В работе активно применяю стратегии смыслового чтения: * стратегии предтекстовой деятельности; *стратегии текстовой деятельности; *стратегии послетекстовой деятельности; * стратегии работы с объёмными текстами; *стратегии компрессии текста; *стратегии развития словаря Используемые стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения. Комплексность и системность используемых технологий чтения проявляется в методах работы с текстом. Как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности использую разнообразные методы работы с текстом. Например, - вопросы, - рассуждения; - эмоционально-интеллектуальные задания; - лингвистические и литературные игры; - психологические тренинги; - ассоциативное моделирование; - трансформация содержания текста из одной знаковой системы в другую (слово – в образ, образ – в слово, в мультимедийном варианте, мысленно – в воображении, через рисунки, лепку, музыкальное сопровождение, макеты); - театрализации; - выразительное чтение диалогов; - выставки книг и рисунков; - подготовка и участие в конкурсах чтецов; Применяю различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Например, * задания множественного выбора; * задания на соотнесение; *задания на дополнение информации; * задания на перенос информации; * задания на восстановление деформированного текста. Наряду с печатными, современный человек читает электронные книги и аудиокниги. Поэтому считаю, что школа должна научить ребёнка работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. Работаю с детьми не только по сплошным текстам (описаниям, повествованиям, рассуждениям), но и учу работать с несплошными текстами. К ним относятся графики, диаграммы, схемы, таблицы, карты, расписания и т.д. Любой урок в начальных классах по каждому предмету выстраиваю в целях гармонизации мира чтения. Основным средством в обучении чтению, я считаю, являются учебники. Использую в качестве основного материала также и печатные рабочие тетради. Для стимулирования читательской активности своих учеников стараюсь объединить усилия школы, семьи и библиотек не только в организационном, но и в содержательном планах. С помощью родителей была восстановлена традиция иметь в классе библиотеку. Важно не столько количество времени на обучение чтению, сколько качество проводимого обучения, используемые методы обучения, то есть эффективность использования времени урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!