Технологии социального проектирования в работе реабилитационного центра для несовершеннолетних

Социальное проектирование -это:

- социально значимая, имеющая социальный эффект деятельность, результатом которой является создание реального (но необязательно вещественного) "продукта", имеющего для подростка практическое значение и принципиально качественно нового в его личном опыте;

- деятельность, задуманная, продуманная и осуществлённая подростком;

- деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

- деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка.

Социально-значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.

Просмотр содержимого документа
«Технологии социального проектирования в работе реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Шмачкова Галина Николаевна


воспитатель

Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в городе Димитровграде Ульяновской области»



Технологии социального проектирования в работе

реабилитационного центра для несовершеннолетних



Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Социальное проектирование -это:

- социально значимая, имеющая социальный эффект деятельность, результатом которой является создание реального (но необязательно вещественного) "продукта", имеющего для подростка практическое значение и принципиально качественно нового в его личном опыте;

- деятельность, задуманная, продуманная и осуществлённая подростком;

- деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

- деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка.

Социально-значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.

Назначение любого социального проекта изменение

социальной среды, осуществление инновации.

Инновация это сознательная деятельность по конструированию

нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальное проектирование в своей основе предполагает

определенные социальные изменения. Эти изменения

задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе

говоря, социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности.

Психологическим основанием рождения замысла проекта является процесс творчества.Социальное проектирование - поле творческой деятельности, где личность или же группа находят благоприятные условия для самоактуализации.

В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу

историческая необходимость, и они таковы, каковыми их

создает данное время но не само по себе, а через деятельность

инициатора проекта и тех, кто становится участниками его

осуществления. Таким образом, личность автора проекта,

проектная культура и проектная методология его команды

придают индивидуальные черты каждому проекту на всем

протяжении его реализации от появления замысла до проявления

отдаленных последствий.

Концепция воспитательной системы выстраивается с ориентацией на модель подростка как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в реабилитационный процесс.

В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Работа над проектом и его реализация в различных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проектыспортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта.Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем и т. д.

Преимуществами применения проектной деятельности в работе педагогов являются: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т. д.

Применение проектной технологии предполагает изменение отношений к ребенку как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Метод проектов как педагогическая технология актуализирует решение этой задачи, формирует ответственность за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных навыков, практических умений. Сегодня, создавая реальные условия для их проявления, современные педагоги активно включаются, совместно с учениками, в социально-значимую проектную деятельность. Интерес этот способствует проявлению творческих способностей в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив.

Социальный проект – это один из способов участия в общественной жизни путем решения насущных социальных проблем. Чем серьезнее берется проблема, тем эффективнее решаются воспитательные цели и задачи: растет ответственность подростков, формируется ощущение наполненности жизни значимыми вопросами и делами, преемственностью поколений.Социальное проектирование – технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Социальная деятельность- это деятельность:

• задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

• в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом;

• через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т. д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Виды социальных проектов воспитанников:

1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); например, обустройство территори.

2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.

3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например,проект «Детское самоуправление» или «Выборы».

4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

По масштабу проекты могут быть:

- мегапроект (международный)

- малые проекты (на уровне области, например, создание телефона «Доверие)

- микропроекты (на уровне реабилитационного центра)

По времени:

-долгосрочные (от 1 года и более)

- краткосрочные (проект может быть рассчитан на месяц, неделю, день, урок)

Основная цель социального проектирования - адаптация детей к современной общественной жизни, воспитание активной жизненной и гражданской позиции.

В настоящее время в России актуализировалась проблема девиантного поведения подростков. Это распространенный феномен, сопровождающий личность в процессе, каксоциализации, так и в зрелости. Этот феномен возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после восемнадцати лет. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение девиантного поведения в контексте вторичной профилактики, то есть профилактики девиантного поведения подростков групп риска. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся изменениями традиционных отношений к воспитаниюнесовершеннолетних, противоречия между личными стремлениями подростка и сужение их границ институтами социализации, противоречия между духовными и материальными потребностями подростков и реальными возможностями их удовлетворения. Все эти факторы и создают условия для развития поведенческой девиации подростков и позволяют внести их специалистами в группы риска.

На данный момент намного проще осуществлять профилактику девиантного поведения, но бывают случи, когда подросток проигнорировал информацию о рисках подверженности девиантному поведению, или же родители не сумели в полной мере привить ребенку ценностные ориентиры, а педагог не сумел вовремя распознать признаки формирующегося девиантного поведения. В этом случае в процесс профилактики и коррекции поведениянесовершеннолетнего необходимо вступить социальной службе. При работе с подростками с девиантным поведением или же находящимися в группе риска, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой личности, по тому, как неверно истолкованное действие специалиста подросток может принять за акт агрессии, попытки его изменить, что незамедлительно приведет к обратному эффекту - агрессии, отрицанию, замкнутости, абстиненции.

К социальным технологиям работы с детьми и подростками с девиантным поведением относится и такая технология, как социальное проектирование.

Задачи социального проектирования:

1. Социальная адаптация подростков.

2. Включение детей в общественную жизнь.

3. Выработка гражданской позиции.

4. Развитие умения делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.

5. Закрепление навыков командной работы.

Социальное проектирование позволяет вовлечь детей в педагогический процесс, раскрыть в них задатки лидера, помочь утвердиться в коллективе сверстников, повысить социальный статус в учреждении, открыть новые возможности. Социальное проектированиеспособствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа, повышение мотивации к школьному обучению, развитие энтузиазма и заинтересованности детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие самоконтроля, сознательной дисциплинированности группы.

С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся

-практикой регулирования межличностных отношений,

-становления навыков делового общения,

-овладения основами перспективного планирования,

-принятия решений и осознания ответственности за их выполнение.

-проявляются такие качества личности, как ответственность,

исполнительность, инициативность, коммуникабельность.

Этапы создания проекта:

1. Проблема.

2. Планирование (проектирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

6. Портфолио.

Перед началом работы над проектом проводится анкетирование детей для выявления у них увлечений, наклонностей, интересов. Далее педагог предлагает создать совместный проект, рассчитанный на вовлечение большого количества детей.

Первый этап работы это постановка проблемы, т. е. необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.

На этом этапе руководителю проекта предстоит рассказать учащимся о спецификесоциального проектирования, его возможностях в решении значимых проблем в социуме. Необходимо выяснить желание ребят участвовать в работе над проектом и то, как они видят свою роль. Предполагается дискуссионная, живая форма общения. Важно эффективно распределить обязанности между участниками проекта и время работы над проектом.

Второй этап – планирование (проектирование).

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, фиксируются контрольные стадии и конечный результат.

Факторы успешности социального проекта:

• актуальность;

• практическая направленность;

• реалистичность;

• результативность;

• широкое использование ИКТ в подготовке, оформлении проекта;

Дети самостоятельно определяют тему, цель, задачи, подбирают необходимые материалы и ресурсы.

3 этап.

Поиск информации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся – поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участникам.Работа с книгами, с интернет ресурсами, творческая работа, работа с ресурсами.

4 этап.

Продукт.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5 этап.

Далее обязательна Презентация проекта

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где ребята представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта

Рефлексия - Главная цель этого этапа – анализ самими детьми стадий подготовки проекта и его представления. При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые и сильные стороны проекта.

6 этап.

Портфолио.

Папка в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневники, планы отчеты.

Успешность работы над проектом во многом определяется характером отношений между его юными и взрослыми участниками. Педагог должен осуществлять общую координацию деятельности воспитанников, создавая для них «ситуацию успеха», выступать в роли помощника, консультанта, координатора, но главными действующими лицами в проектедолжны являться дети.

Основные требования к проекту:

• Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т. д.) – это характеристикапроекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании результатов каждого этапа.

• Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

• Последовательность и связанность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

• Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работыавторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

• Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персоналатехнологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

• Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.

Ожидаемые результаты социального проектирования:

- Повышенная социальная активность подростков.

- - Реальный вклад детей в изменение социальной ситуации.

- - Положительные изменения в сознании детей.

- - Сформированность навыков коллективной работы.

- - Изменение общественного мнения о проектировании.

Положительные стороны социального проектирования как педагогической технологии:

Во-первых, социальное проектирование - это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка.

Во-вторых, это возможность реального участия в решении проблем своего дома, двора, района, города и другого. Именно эта мысль - «я могу это сделать сам и не только для себя»- больше всего воодушевляет подростков. В период становления детской личности ярко проявляется потребность быть нужным, полезным другим, желание проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает детей, им периодически требуется сфера приложения сил, иное поле деятельности, где они могут чувствовать себя взрослыми, видеть реальный итог своей деятельности. Это своеобразный тест на взрослость. И каждый из подростков хотел бы достойно выдержать его.

В-третьих, это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т. п. п

Подросток сегодня стоит перед серьезнейшим выбором жить только для себя («я успеваю по всем предметам, а что у остальных, мне все равно», «лишь бы меня не трогали», «всем места в институте не хватит» и т. д.) или все же помнить о других и помогать им по мере своих сил и возможностей («сделал сам, помоги товарищу», «помни о тех, кто рядом»,«вместе интересней» и т. д.).

Разумеется, эти обе позиции (образа жизни) можно и нужно сочетать. Важно, чтобы «механизм переключения» не вышел из строя еще во время обучения в школе. Затем его запустить практически невозможно. И участие в работе группы ровесников над социальным проектом- прекрасная возможность для тренировки этого «механизма переключения» своей мотивации с сугубо личных интересов на групповые, коллективные, социальные. Здесь одними словами и увещеваниями не поможешь, нужна практика коллективной деятельности, служения другим людям.

В-четвертых, социальный проект, осуществляемый по собственному выбору подростка, является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. И, разумеется, это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы. В этом смысле, социальное проектирование можно рассматривать как эффективную профориентационную работу с подрастающим поколением, в процессе которой подростки и старшеклассники в реальной деятельности начинают ощущать, какая же сфера жизни их больше привлекает.

Типичные ошибки:

- Отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов.

-Переоценка подростками своих сил и возможностей.

-Провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны детей т. е. доведения до практических результатов.

-Отсутствие реальных источников материально – технического обеспечения и финансирования предложенного проекта.

Вывод.

Вовлечение подростков в социальное проектирование дало положительные результаты и расширило их кругозор в социуме, позволило развить их коммуникативные, организаторские компетентности, повысился уровень сформированности гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам.



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас