СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии социальной работы с детьми, жертвами школьного насилия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной школе не соблюдаются психологические условия, обеспечивающие полноценное общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Отсюда у некоторых учащихся младшего школьного возраста и у многих подростков и старшеклассников формируются негативные отношения в школе, к учению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям.

Просмотр содержимого документа
«Технологии социальной работы с детьми, жертвами школьного насилия»

Технологии соц.работы с детьми, жертвами школьного насилия






























Содержание

стр

Введение………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Теоретико-методологические основания социального насилия...5-13

Глава 2. Особенности технологии помощи детям, испытывающим школьное насилие………………………………………………………………………..14-24

Заключение …………………………………………………………………..25-26

Список литературы………………………………………………………….. 27























Введение

Социально-экономические потрясения последних десятилетий вызвали к жизни негативные социальные явления: жестокое обращение с детьми, рост социального сиротства, правонарушений и преступлений несовершеннолетних. По данным статистики ежегодно жертвами преступлений становятся до 17 тыс. детей.1

В современной школе не соблюдаются психологические условия, обеспечивающие полноценное общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Отсюда у некоторых учащихся младшего школьного возраста и у многих подростков и старшеклассников формируются негативные отношения в школе, к учению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям.

Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует.

В последние годы также актуальной темой является и взаимоотношения родителей и детей. Реальные проявления доброты, сочувствия, сопереживания эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества со стороны взрослых отсутствуют в силу экономических и социальных условий, происходящих в стране.

Создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение родителей и детей - одна из главных задач педагога. Но успешно решать ее он может только в совместной работе с родителями, задавая определенное содержание и продуктивные формы и методы психосоциальной работы.

Данная курсовая работа посвящена актуальной теме «Технологии социальной работы с детьми, жертвами школьного насилия», имеющей большое теоретическое и практическое значение. Актуальность данной проблемы и обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.

Цель данной работы – изучить технологии социальной работы с детьми, испытывающими насилие в школе.

Для решения поставленной цели необходимо решить комплекс задач:

  • Изучить сущностные характеристики насилия над детьми;

  • Выявить причины школьного насилия.

  • Проанализировать основные направления и формы помощи детям, испытывающим школьное насилие.

Объект данной работы – насилие по отношению к детям.

Предметом является изучение технологий социальной работы с детьми, испытывающими насилие.

Теоретическую основу работы составили труды Алешиной Ю.Е., Горшковой И.Д., Злобиной О.Ю., Крайновой А.М., Берковец Л., Платоновой Н.М., Шеляг Т.В., Новлянской З.Н., Гулиной М.А., Черепановой Е.М., Мартыненко А.В. и др.

Метод исследования – анализ литературы.

Структура работы обусловлена целью и задачами, потому состоит из введения, 2 параграфов, заключения, списка литературы.



Глава 1. Теоретико-методологические основания социального насилия.

Насилие – явление комплексное. Комплексность характеризуется существованием различных типов насилия в зависимости от характера травм2.

Одни исследователи определяют насилие как эмоциональное или физическое оскорбление или угрозу физического оскорбления внутри семьи, другие – как физическое и сексуальное оскорбление на фоне мощного психологического давления.

Домашнее насилие – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком. Насилие в семье развивается циклично: одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического).

Физическое насилие проявляется в форме угроз применения физической силы (угроза ударить, избить, убить); пугающих жестов (попытка замахнуться, ударить); применения силы помимо нанесения ударов (толчки, удержание силой, причинение сильной боли - выкручивание рук, угрозы оружием или предметом, которым можно убить человека); в форме нанесения ударов и избиения. Это один из наиболее распространенных и опасных типов насильственных действий.

Сексуальное насилие - секс без обоюдного согласия, против желания, с применением физической силы, угроз, запугивания, насильственное совершение полового акта, после побоев, секс как средство унижения и оскорбления3.

Сексуальная агрессия, крайним случаем которой является изнасилование, сложное и многоуровневое явление. Она проявляется в трех основных формах: сексуального домогательства, принуждения и насилия4.

Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, и в нашей культуре — крайне редко учениками по отношению к учителю.

Школьное издевательство – один из видов школьного насилия. Это повторяющееся злонамеренное поведение.
Виды издевательств:

  • физическое – избиение, пинки, толкание, препятствие движению, запрятывание вещей и т.д.

  • психологическое – ругань, насмешки, угрозы, вымогательство, передразнивание, комментарии, распространение слухов и т.д.;

  • связанные с отношениями – изгнание из группы, отторжение, гримасничанье, игнорирование и т.д.

Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Лемме Халдре определяет эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, которое направлено на ухудшение психологического благополучия жертвы.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку.

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы.

Кто чаще всего становится жертвой школьного насилия?

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

• физические недостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;

• особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением (при ММД). В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко приникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;

• особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

• плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «...ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это».

• страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;

• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;

• болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;

• низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом — насильственному поведению как варианту компенсации (Asher, Dodge, 1986). Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Кто чаще всего становится насильником в школе?

Stroufl, Fluson (1986) в результате проведенных исследований утверждают, что дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть в грудном возрасте не получившие достаточной любви, заботы, дети с несформированной привязанностью к родителям — приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

Olweus (1983) уделил внимание внутрисемейным факторам, провоцирующим формирование у ребенка насильственных черт личности. По его мнению, больший риск подвергнуться насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей.

1. Неполные семьи5. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

2. Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие и отрицательно настроенные к миру и школе ребенка, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи этим насильственность ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

3. Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.6

4. Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятье. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем другие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации — приказному, рявкающему и повышенному тону, оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны ребенка, он не будет видеть ничего плохого.

5. Семьи с генетической предрасположенностью к насилию.7 У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам положительно коррелируют (прямо связаны) с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них более важно быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

Средовые факторы риска насилия в школе

Школьному насилию способствуют:

1. Анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Не каждому ребенку в силу его особенностей подходит большая шумная школа. Некоторые дети чувствуют и ведут себя лучше в маленьких классах, находясь в спокойном коллективе. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детях с неустойчивой нервной системой, заводить и возбуждать их. В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает и большая анонимность, т. е. меньшая вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и пр. Отсутствие поблизости других школ, ограничения в выборе также развязывают руки учителям-насильникам, поскольку дети и родители вынуждены терпеть произвол — им некуда деваться, ребенка каждый день далеко в школу возить не будешь, особенно если она в нескольких километрах и нет доступного транспортного сообщения. В одной из таких школ, расположенной в военном городке, из-за учительского беспредела в течение 2 лет было совершено 3 суицида выпускницами старших классов.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насильственность в поведении учителя обусловлена, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями: «Кто сверху — тот и сильнее». Раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. Если учитель позволяет внешним факторам оказывать на себя влияние (неурядицы дома, конфликты с администрацией и т. д.), то его профессионализм подвергается большому сомнению. К сожалению, профессиональное выгорание зачастую вымещают на учениках.

3. Равнодушное и безучастное отношение. Перегруженные работой учителя часто не вмешиваются в детские разборки, говорят жалующимся родителям: «Пусть дети сами разбираются». Если к учительскому произволу также относятся и соученики, и родители — «.. .но моего ребенка она ведь не обижает», и руководство школы, то насильник ощущает себя безнаказанным.

Последствия школьного насилия

Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой учительской логике: «.. .Каков твой друг — таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

В заключение следует заметить, что школьное насилие не является изолированной от общества проблемой. Оно тесно связано с изменениями во всем обществе и в семейной жизни. Весь этот структурный стресс, который провоцируется стрессорами повседневной жизни, окружает не только взрослого, но и ребенка. Взрослый может уменьшить негативное влияние на ребенка ситуационного стресса, поэтому ни один случай школьного насилия, выявленный взрослым, не должен остаться без внимания и вмешательства. Поскольку у акта насилия имеются свои причины, оказывая помощь жертве, не следует забывать и о том, что часто и насильник нуждается в помощи, особенно если это ребенок. Зачастую вместо оказания помощи взрослые ограничиваются только наказанием виновника плохого поступка — исключением из школы или направлением в спецшколу.

Таким образом, насилие – это проблема, которую нельзя не замечать. Любое насилие разрушительно для развития личности. Насилие - действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека. Способами достижения подобной власти и контроля являются унижение, оскорбление, угрозы, запугивание, манипуляции, шантаж, угроза физического воздействия, чрезмерное ограничение, а так же использование физического, психологического, сексуального и экономического насилия.





Глава 2. Особенности технологии помощи детям, испытывающим школьное насилие.

Школа - это то место, которое в дальнейшим предопределит твое будущее место в обществе. Личность человека начинает формироваться со школьной скамьи и для этого существует очень много факторов, начиная от взаимоотношений в классе, заканчивая учителем, который должен быть уважаем и являться хорошим примером в глазах детей. И пусть будет совестно тому учителю, который скажет "Я им даю материал, а воспитанием должны заниматься родители". Учение предполагает не только давать материал по уроку, но и учить детей мыслить правильно. Если ребенок умеет мыслить правильно, то у него будет четкое представление о том, что хорошо, а что плохо. Я разделю школьное насилие на три раздела:

- издевательства учителей

- драки и избиение

- убийства и самоубийство

Издевательства учителей это отголосок прошлого века, когда в годы правления Сталина применялись методы Макаренко. Примером можно привести историю в одной школе, где ученик дергал девочек за косички и отбирал у других детей игрушки. За что учительница предложила всем остальным детям "оплевать ребенка, что они с радостью и сделали". Другим примером можно привести когда учителя бьют детей об стену головой, заклеивают им рты и т.д. Кто сегодня работает в школе? Средний возраст российского учителя - 45 – 50 лет. Каждый шестой педагог - работающий пенсионер.

Драки и избиение в школах происходят, чуть ли не каждый день. Школьники нашли новую игрушку, все свои "геройские" и "крутые" поступки они снимают на камеру мобильного телефона, а потом показывают их друзьям или еще более того, они выкладывают эти ролик в Интернете. Еще бы, ведь в наше время зрелища на такое видео пользуется огромным спросом. Отсюда и пропаганда насилия и участившиеся избиения и драки в школах. Вот комментарий одного учащегося: "У нас в колледже есть компания ребят, которые всех "держат. У студентов есть выбор: или быть с ними, или стать постоянным посмешищем. Я выбрал первое. Меня пообещали взять в компанию, если я докажу свою крутость. Ночью я напал на случайного прохожего, ударил несколько раз по лицу кулаком. Сестра сняла на мобильник. Я показал ребятам. Теперь я с ними". Возраст насильников стремительно снижается. Ребята 10-14 лет могут запросто, не задумываясь, убить человека. Такое понятие, как ценность человеческой жизни, у них отсутствует напрочь". Причастной к данной проблеме, безусловно можно отнести телевидение и компьютерные игры. Дети, с еще несформировавшейся психикой берут пример с экрана, где стреляют, убивают, насилуют.

Убийства и самоубийства могут сопровождаться из-за издевательства учителей. В основе главного фактора убийства лежит издевательство и насилие со стороны своих одноклассников. Если быть точным, то доведение до убийства и самоубийства. Примером можно привести "Стрельба в Вирджинском технологическом университете США: более 30 погибших", где 23-летний кореец Чо Сен Ху, сначала расстрелял в общежитии свою подругу и студенческого советника, после чего продолжил расправу в самом здании университета. Убийца ворвался в аудиторию, где начались занятия по немецкому языку, убив первым профессора, он продолжил беспорядочную пальбу по студентам. "Закончив" свое дело, кореец решил закончить свою жизнь, путем самоубийства. В дальнейшем, в его комнате нашли записки, в которых он не скрывал своего раздражения окружающими людьми и даже написал "Вы подтолкнули меня к этому". Вторым примером хочу привести недавно просмотренный Эстонский документальный фильм "Класс", в котором события разворачиваются в школе, а именно в классе. Над одним из учеников постоянно издеваются. Одноклассник, который отказывается от издевательства над этим несчастным и встает на его защиту, в дальнейшем на себе испытывает все "прелести" унижений. События разворачиваются в течение недели и на 7-ой день эти двое вооруженные пистолетами и обрезом заходят в школьную столовую и начинают расстреливать своих одноклассников. После проделанной работы, "друзья" решают покончить жизнь самоубийством. Один из убийц так и не решается покончить с собой, в то время как второй выпускает себе пулю в висок, концовка этой сцены проходит под титрами "Я останусь жить вам назло...".

Совсем недавно в США появился пуленепробиваемый рюкзак. С его помощью детей хотят обезопасить от возможной стрельбы в школе. Авторы новой модели говорят, что идея создать бронированный рюкзак появилась у его авторов, из-за боязни за своих детей-школьников. Разработчики трудились над ним почти 10 лет. По их словам, надежность изделия составляет 97%.

Моё личное отношение к данной проблеме является однозначно отрицательным, то что происходит в наших школах и с нашими детьми просто недопустимо. Наши школы становятся не только школами, где учат читать-писать, но и школами в которых дети учатся жестокости, а это уже первый тревожный звонок, который свидетельствует о том, что в дальнейшем в нашем обществе можно ожидать возрастание преступности.

Пути решения данной проблемы, я вижу в следующем:
- установление комендантского часа на телевидении. Фильмы, содержащие сцены насилия должны показываться не "в детское время";
- работа школьных психологов с учениками и с их родителями на предмет выявление у детей "ненормальных" отклонений в поведении. Выявление и решение конфликтных ситуаций, другими словами пресекать любое проявление жестокости на корню;
- улучшение работы школьных охранников, на предмет выявление запрещенных предметов в помещении школы (колющее, режущее и огнестрельное оружие, а так же наркотики и др.)- активное привлечение подростков в спортивные секции, Дворцы Культуры и др.

Травлю в школе пережить очень не просто. В большинстве случаев травли в школе развивается неуверенность в себе, дети просто не понимают, почему именно они изгои, и общество не принимает их. Но проблема здесь вовсе не этих детях, а в том обществе, куда они попали.

Итак, ребенок, который подвергся насилию, попадает в психотравмирующую ситуацию, которая связана с наличием сильного испуга. Ситуация характерна тем, что во-первых, это всегда бывает внезапно, во-вторых, это связано с угрозой жизни, которую ребенок в этот момент мог испытывать впервые, в-третьих, ситуация неконтролируемая ребенком, так как он не имеет соответствующего опыта. Эти три фактора приводят к сильному испугу, который вызывает стресс.

Считают, что человек после перенесенной психологической травмы проходит 3 стадии. В течение последующих шести недель, как правило, идут т.н. «постстрессовые реакции», которые в основном выражаются в нарушении дыхания, сердцебиения, потливости и нестабильности нервной системы, может прыгать давление, появляется раздражительность, бессонница и ночные кошмары, головные боли и звон в ушах, плохая концентрация и « умственная жвачка». Это при условии, что ребенок не получил физических травм.

На этой стадии у человека происходит первая реакция – реакция отрицания. Он не может поверить, что это произошло с ним.

Вторая стадия обычно начинается в пределах 6 недель после события и длится до 6 месяцев: тревога нарастает, появляется жажда отмщения. Ребенок избегает ситуаций или мест, запускающих воспоминания о травме. Возможны «флешбеки» - вспышки пережитого в сознании. Появляются симптомы депрессии, потеря интереса к окружающему миру, слабость и постоянное чувство усталости, нарушение концентрации и рассеянность. Преследуют постоянные мысли о случившемся и о смерти.

Третья стадия возникает в пределах 6 месяцев и длится около полугода. Симптомы усугубляющейся депрессии, поглощенность чувством бессилия и боли, низкая самооценка и ощущение собственной никчемности, поглощающее чувство вины, потребность снять внутреннее напряжение с помощью алкоголя или психотропных средств.

На этой стадии развивается посттравматическое расстройство как отсроченная и затяжная реакция на психотравмирующее событие. Если травма не прорабатывается своевременно, то расстройство будет сильным и может стать хроническим (его последствия будут сопровождать человека всю жизнь). Потом уже этот опыт ребенок может перенести во взрослую жизнь. Например, если насилию подверглась девочка-подросток, она может найти себе мужа, который все время будет подвергать ее насилию.

Подросток-мальчик может реагировать неадекватно: либо все время нарываться на то, чтобы его избили, либо наоборот, будет сам наносить удары, унижать окружающих его побоями, либо словесно. То есть он будет постоянно поднимать свою самооценку за счет окружающих. Либо ребенок будет доказывать всем, какой он хороший. Это тоже одна из реакций.

Какую же помощь можно оказать детям, жертвам школьного насилия?

В России функционирует комплекс кризисных центров и отделений социально-реабилитационных центров, куда дети могут обратиться в трудной жизненной ситуации8.

Главной целью деятельности данных учреждений является оказание специализированной, комплексной помощи (психологической, социально-медицинской, юридической, педагогической и др.) детям, подвергшихся насилию.

В центрах с детьми работают над укреплением психофизического здоровья, путем профессионального использования специальных методов и приемов оказания психотерапевтической помощи; проводятся диагностические исследования, проводятся тренинги. Психолог осуществляет психологическую помощь (консультирование, диагностика). Организует и проводит психокоррекционные и реабилитационные занятия с детьми, оказавшимися в ситуации школьного насилия.

В ходе консультации специалисты используют следующие методы работы: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, и др. Полученные данные фиксируются в документации.

Специфическим видом консультативной деятельности является экстренная психосоциальная помощь – «Телефон доверия»9. Особенностью телефонного консультирования является принцип анонимности. Известно, что отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия и значение приобретает не только сам текст сообщения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Все это учитывается специалистами в ходе работы. Основные же приемы и методики специалистов «телефона доверия» (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.

Также в центрах широко используется применение различных видов терапевтического воздействия, таких как сказкотерапия, арттерапия, игровая терапия, песочная терапия, серийное рисование, ароматерапия, телесно-ориентированная терапия, терапия реальностью, кинотерапия и другие.

Сказкотерапия подходит тем, кто запутался в себе и не понимает, как ему жить дальше. Специалист на групповых занятиях предлагает каждому написать сказку. Вместе прочитать и попытаться понять свои проблемы, а после найти пути их решения10. Использование сказок и историй в работе с детьми учат справляться со сложными ситуациями, используя героев произведения как модель для подражания. В психологической работе может помочь в установлении контакта с ребенком или группой детей. Дети любят сказки, фантастические истории и терпеть не могут нотаций, а следовательно, с помощью сказки можно воздействовать на поведение ребенка, не взывая сильного сопротивления с его стороны. Более того, сказки позволят косвенно подойти к вопросу болезненным для ребенка, прямой разговор о которых поначалу может вызвать сильный стресс, а также помочь в символической форме выразить и отреагировать тяжелые чувства, особенно если ребенок сам чувствует в сочинении сказок. Герой сказки должен быть максимально приближен к ребенку, с которым предстоит работать, но не идентичен ему. Сходство должно способствовать идентификации ребенка с героем, который в сказке находит пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. Каждая сказка сочиняется для конкретного ребенка и направлена на разрешение существующих у него проблем. Арттерапия – лечение музыкой, рисованием, танцами, лепкой, игрой. Здесь приветствуются все формы творчества. Смысл в том, что ребенок переносит свою проблему, например, на бумагу, и тем самым учится с ней жить.

Игровая терапия. Г. Аэндрет дает следующие определение этого направления игровой терапии: это динамическая система межличностных отношений между ребенком и психологом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать свое Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры - естественного для ребенка средства коммуникации11.

Именно в игре ребенок может продемонстрировать с помощью конкретных предметов, которые выступают в качестве символов то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Игра является для ребенка символическим языком для самовыражения и, манипулируя игровыми предметами, ребенок может более адекватно выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к разным событиям своей жизни12.

Игровая терапия и ее элементы могут применятся в работе с детьми любого возраста. Она может оказаться полезной даже при работе с подростками, но только в том случае, если эту форму работы выбрал сам подросток.

Песочная терапия. Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризация фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики. Сам процесс песочной терапии обладает терапевтическими свойствами и вызывает меньше сопротивления , чем арттерапия. Так как некоторые дети не хотят рисовать(боятся оценки своих художественных способностей).

Серийное рисование является терапевтическим подходом, в рамках которого консультант регулярно встречается с ребенком и просит его «просто нарисовать картинку». В процессе этих встреч формируются терапевтические взаимоотношения между психологом и ребенком, проблемы находят символическое выражение в рисунках, в результате возникает возможность исцеления и разрешения внутренних конфликтов.

Серийное рисование - предполагает ежедневное проведение занятий рисования в присутствии консультанта. При этом психолог делает выводы не на основе одного рисунка, а на основе целой серии или часто повторяющихся мотивов. Этот метод может быть неприемлем для работы с ребенком, который не может и не умеет рисовать, более того, он может вызвать у ребенка пренебрежительное отношение или раздражение. В итоге контакт с психологом не устанавливается, а рисунки оказываются довольно формальными. Целесообразнее использовать эту методику как составную часть другой работы13.

Какой бы метод ни применялся, нужно знать, что главная цель терапии детей, переживших жестокое отношение - помочь им распознать и адаптивно выразить чувства, связанные с пережитым злоупотреблением и пренебрежением. Главная задача психолога обеспечить помощь ребенку и сделать все, что в его силах, чтобы помочь ребенку14.

Ароматерапия – сложная наука, которая должна учитывать различные обстоятельства – от времени суток, рода деятельности, рода недуга и индивидуальных качеств человека. Во время процедуры человек забывает про проблемы, а после они не кажутся ему такими уж сложными. Ароматерапия – аналог методу «утро вечера мудренее».

Кинотерапия – проблема решается проще, когда есть пример того, как кто-то с ней долго жил, а потом справился. Просмотр конкретных фильмов помогает разрешать ситуации.

На сегодняшний день очень широкую популярность завоевала телесно-ориентированная терапия (ТОТ), так как знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова. Тело клиента может «рассказать» о его проблемах и характере гораздо быстрее и больше, чем это сделает он сам. Преимущество телесно-ориентированной терапии в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление клиента, очень бережно подойти к его внутренним переживаниям. А главное, тело – это кратчайшая дорога к бессознательному, и значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем и лечение психических нарушений, но и на общее оздоровление организма. Телесно-ориентированная терапия не подвергается цензуре сознания пациента, а значит, действует быстрее и эффективнее «вербальных» техник. Еще один вид работы – это терапия реальностью: стремление побудить жертву брать на себя ответственность за различные реальные жизненные ситуации и добиваться поставленных целей. Данный метод эффективен на завершающих этапах терапии, но противопоказан на начальных, т.к. усугубляет состояние детей, испытывающих насилие.

Важно, чтобы деятельность данных организаций не нарушала права детей, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна всем нуждающимся в ней. Надо отметить, что деятельность социальных организаций и кризисных центров должна быть направлена на решение проблем детей - жертв насилия.

Создание и функционирование этих организаций является необходимым условием существования любого цивилизованного общества. Специалист социальной работы является ключевой фигурой и связующим звеном между различными структурами в помощи жертвам школьного насилия, то и требование к этим специалистам высокие15. Мировая практика свидетельствует о том, что специалист социальной работы, оказывая профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения.

Так же, в ситуации школьного насилия специалистам социальной работы приходится решать, как минимум, следующие задачи с помощью соответствующих им методов: просветительские, обучающие; диагностические; терапевтические; консультативные; организационные; административные16.

Таким образом социально-реабилитационные центры помощи семье и детям предоставляют помощь детям в различных ситуациях и разными способами: индивидуальное консультирование, позволяющее более полно концентрироваться на личной жизни; группы поддержки; тренинги уверенности в себе, безопасного поведения, самообороны ; телефон доверия и другие. Специалистами центров проводится не только реабилитационная работа, но также профилактика и социальный патронаж, что позволяет решать проблему насилия над детьми комплексно.



Заключение

На основе анализа, произведенного в курсовой работе можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям, жертвам школьного насилия.

1. Оказание помощи этой категории детей может осуществляться при помощи различных видов терапевтического воздействия, таких как сказкотерапия, игровая терапия, арттерапия и др.

2. Многочисленные исследования содействуют все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно - коррекционных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.

3. Система социализации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.

4. Особое значение, по моему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении детей из неблагополучных семей. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.

5. Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в семье.

Насилие – это проблема, которую нельзя не замечать. Насилие - действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека. Способами достижения подобной власти и контроля являются унижение, оскорбление, угрозы, запугивание, манипуляции, шантаж, угроза физического воздействия, чрезмерное ограничение, а так же использование физического, психологического, сексуального и экономического насилия.

Поскольку случаи насилия в официальных статистических данных обычно не выделяются в отдельную категорию и составляют значительную долю скрытой от глаз преступности, то истинные масштабы различных видов насилия определить трудно. Несмотря на недостаток данных о масштабах насилия в его различных формах и проявлениях, имеющейся информации достаточно для того, чтобы привлечь к этому явлению широкое внимание.

Подводя итог изложенное в работе, можно сделать вывод, что стратегия психосоциальной работы с детьми должна строиться исходя из принципа взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности; принципа учета закономерности процесса изменения поведения; принципа комплексности; принципа интегративности.

Поставленные цели и задачи в начале работы считаю выполненными: изучены сущностные характеристики насилия над детьми; выявлены причины школьного насилия; рассмотрены основные формы помощи детям, испытывающим насилие в школе. Идет не только формирование работы с детьми, но и практическое применение новых технологий помощи, что говорит о прорыве в области социальной защиты.




Список литературы

1.Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. / Ю.Е. Алешина. - М.: Мир. 2007. с.165

2.Берковец, Л. Агрессия: причины. / Л. Берковец. - М.: ВЛАДОС. 2008. с.156 3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Под общей ред. Мацковского М.С.-Спб.-М. 1999. с.243

4.Дементьева И.Ф. «Негативные факторы воспитания детей в неполной семье» // Социс. № 11. 2001.

5.Домашнее насилие в отношении женщин: Масштаб, характер, представления общества. / Под ред. И.Д. Горшкова, О.М. Здравомыслова. – М.: Мир. 2005. с.213

6.Злобина, О.Ю.Организация помощи семье в ситуации домашнего насилия. / О. Ю. Злобина, И.Я.Шевцова, Ю.В. Солодун. – М.: Мир. 2005. с.209

7.Крайнова А.М. Домашнее насилие. / А.М. Крайнова. – М.: Мир. 2006. с.145

8.Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. / А.В. Мартыненко. - М.: Наука. 2008. – С.98-100

9.Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. / Под ред. Н.М Платоновой, Ю.П. Платонова. - СПб.: Речь. 2005. с.187

10.Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.»Знание».1997. с.16.

11.Пивоварова Н. «Комплексная помощь семьям с детьми» // Социальная работа. № 3. 2003г.

12.Психология социальной работы/ Под ред.М.А.Гулиной. Питер. 2000. с.200

13.Социальная работа с семьей. / Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы. 2008. с.321

14.Статистика за 2009 - 2010 г г.. // Официальный сайт МВД РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www..mvd. ru

15.Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку, - М. 1997. с. 105










1 Статистика за 2009 - 2010 г г.. // Официальный сайт МВД РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www..mvd. ru


2 Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. / Ю.Е. Алешина. - М.: Мир, 2007. – 165 с.


3 Домашнее насилие в отношении женщин: Масштаб, характер, представления общества. / Под ред. И.Д. Горшкова, О.М. Здравомыслова. – М.: Мир, 2005. – 213 с.


4 Злобина, О.Ю.Организация помощи семье в ситуации домашнего насилия. / О. Ю. Злобина, И.Я.Шевцова, Ю.В. Солодун. – М.: Мир, 2005. – 209 с.


5 И.Ф. Дементьева «Негативные факторы воспитания детей в неполной семье» // Социс. № 11. 2001.

6 Крайнова, А.М. Домашнее насилие. / А.М. Крайнова. – М.: Мир, 2006. – 145 с.


7 Берковец, Л. Агрессия: причины. / Л. Берковец. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 156 с.


8 Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. / Под ред. Н.М Платоновой, Ю.П. Платонова. - СПб.: Речь, 2005. – 187 с.


9 Социальная работа с семьей. / Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы. 2008. – 321 с.


10 Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.»Знание».1997. с.16.

11  Психология социальной работы/ Под ред. М.А. Гулиной, - Питер, 2004


12  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Под общей ред. Мацковского М.С.-Спб.-М. 1999. с.243

13 Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку, - М, 1997 с 105


14 Психология социальной работы/ Под ред. М.А. Гулиной, - Питер, 2004 с.200


15 Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. / А.В. Мартыненко. - М.: Наука, 2008. – С.98-100

16 Н. Пивоварова «Комплексная помощь семьям с детьми» Журнал: Социальная работа, № 3, 2003г.


28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!