СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тьторское сопровождение

Просмотр содержимого документа
««Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»

«Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Задание.


На основании материала раздела « Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с нарушениями интеллекта» составить программу тьюторского сопровождения обучающегося с легкой степенью умственной отсталости с проблемой низкой познавательной мотивации.


Программа


Цель:


Обеспечение персонального сопровождения обучающегося с интеллектуальными нарушениями, нуждающегося в создании особых образовательных условий для получения им доступного образования, в тесном взаимодействии со всеми специалистами школы и законными представителями.


Результат:


предоставление обучающемуся максимальной самостоятельности в определенных видах деятельности. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.



Технология тьюторского сопровождения включает в себя ряд этапов:


1.Определение познавательного интереса обучающегося


2.Формулирование образовательного вопроса


3.Постановка цели образовательной деятельности


4.Поиск образовательных ресурсов и разработка планов образовательной деятельности


5.Анализ итогов


6.Корректировка образовательных целей


И основан на следующих принципах:


Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способа деятельности


Непрерывность- обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса


Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов обучающегося


Открытость - управление собственной познавательной и образовательной деятельностью.



Реализация программы:


В данном случае мы имеем обучающегося с низкой познавательной мотивацией.


1.Диагностико-мотивационный этап


Цель этапа


· развитие и стимулирование у обучающегося мотивации к дальнейшей образовательной деятельности


На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций. Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. У родителей можно узнать:


Какая деятельность приносит ребёнку удовольствие?


Приносит ли эта активность какие-либо долговременные результаты?


Сведения о дополнительном образовании:


посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; занимается ли с педагогами на дому; каковы режим и длительность дополнительных занятий


2.Проектировочный этап


· сбор информации, выбор технологий (методов) поиск сферы интереса, поддержка самостоятельности и активности обучающегося.


Результатом станет осознание тьютором задач, которые стоят перед обучающимся, потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию при взаимодействии с обучающимся.


помощь должна носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.


3. Реализационный этап


тьюторская поддержка в учебно-воспитательном пространстве, презентация результатов обучающемуся (родителям).


Для того чтобы тьютору особого ребенка было легче планировать собственные действия на уроке, ему необходимо знать:


– все исходно диагностические данные на ребенка;


– содержание всех разделов общеобразовательной программы, по которой учится весь класс, а также содержание адаптированной образовательной


программы, предназначенной для обучающегося ученика;


– содержание рабочей программы по предметам, составленной учителем класса для работы со всеми учащимися;


– содержание календарно-тематического планирования по предметам;


– содержание каждого урока, на котором он будет сопровождать ученика,


и заранее его планировать.


Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке условно можно разделить:


1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента


«жизненной компетенции»;


2) действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный


процесс, помогающие преодолеть различные ограничения.


– даёт ученику дополнительную инструкцию для выполнения учебного


задания;


– перефразирует инструкцию учителя, делая её доступной для понимания


учеником;


– дает индивидуальные задания;


– контролирует выполнение учебного задания;


– помогает ученику разными способами выполнять задания учителя класса (включая предоставление образца выполнения, совместное выполнение и др.);


– вырабатывает навык самостоятельного письма (и другие навыки), пользуясь разными приемами (например «рука в руке»);


– исполняет роль «напарника» в учебных диалогах с учеником (в том числе в невербальных диалогах);


– побуждает находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делает это вместе с ним; – дробит инструкцию или вопрос учителя класса на несколько простых односложных.


Такая деятельность включает в себя:


– модификацию используемых учителем класса учебных пособий (выделение шрифтом или цветом ключевых слов, сокращение подробностей, дополнение текста иллюстрация ми, рисунками; упрощение языковых конструкций ит.д.);


– модификацию ресурсов (использование альтернативных источников подачи и восприятия учебной информации, например, программ для распознавания речи; привлечение волонтеров, сотрудничество с другими учителями и тьюторами, организация помощи сверстниками или родителями);


– модификацию стратегий и технологий обучения (использование демонстраций с пошаговыми инструкциями, так называемыми «визуальными опорами»; повышение интерактивности или, наоборот, изменение темпа предъявления инструкций и поручений с более длительными паузами и повторением ключевых слов и т.д.);


– модификация инструментария для оценки результатов обучения (использование заданий, схожих с теми, что даются всем ученикам класса, но в упрощенной форме; отбор для оценивания тех критериев, достижение которых доступно в некоторой степени сопровождаемому ученику;


- использование для оценивания результатов обучения практико-ориентированных заданий, отражающих степень овладения социальными и другими навыками, составляющими «компонент жизненной компетенции» обучающегося).


Пример построения взаимодействия


Вид деятельности учителя


Вид деятельности тьютора


Предъявление инструкции


Привлекает внимание ребенка к учителю:


- Смотри на…Слушай


- Смотри на доску


- Возьми ручку


- Открывай учебник и т.д.


Выполнение обучающимся инструкции


Следит за организацией рабочего пространства


(открыть учебник на нужной странице, подсказать последовательность действий)


Соотносит задание учителя с возможностью ученика


Помогает обучающемуся преодолеть определенные трудности


(поднять руку, выйти к доске)


Использует метод «сопряженных действий»


Общение с учителем, другими обучающимися


Наблюдает за контекстом общения


(подсказывает, участвует в выборе нужных слов)




Создание среды:


Тьютор, проектирующий свои профессиональные действия по сопровождению особого ребенка в контексте индивидуального подхода, приспосабливает образовательную среду к индивидуальным особенностям ученика; преодолевает несоответствия между уровнем учебной деятельности, заданной образовательными программами и реальны и возможностями обучающихся.


Создание образовательной среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки, специальное учебное оборудование и др. С точки зрения средового подхода в инклюзивном образовании образовательная среда – это «совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребенка». Для создания «безбарьерной» среды необходимо осознание барьеров, возникающих на пути ребенка с особенностями психофизического развития, а их профилактика и устранение – один из способов решения его образовательных проблем.


Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка»


1. Координация действий педагогов и родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации.


2. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.


Таким образом, в результате взаимодействия учителя, тьютора и родителя решаются такие важнейшие задачи, как:


– помощь ребенку в адаптации к школьной среде, группе сверстников;


– помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве;


Цель этапа:


у обучающегося при постоянном получении эмоциональной положительной поддержки снижается уровень тревожности и напряженности.


4.Аналитический этап


- анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей деятельности.


Результат :


предоставление обучающемуся максимальной самостоятельности в определенных видах деятельности. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.


На основании программы рассмотрим работу тьютора по профстандарту.


Тьютор в своей работе выполняет следующие трудовые функции:


1.Обеспечивает педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.


2.Организует образовательную среду для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.


3.Разрабатывает организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.


Программа тьюторского сопровождения обучающегося с легкой степенью умственной отсталости с проблемой низкой познавательной мотивации



Педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов



Цель: Преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, заданной образовательными программами и реальными возможностями обучающихся освоить их



Задачи

(направления деятельности)


Планируемые результаты


Виды и формы деятельности,

мероприятия


Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования


Формирования социального интереса у всех участников образовательного процесса.


-определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования;



– определение объема, содержание, основные направления, формы организации психолого-педагогического сопровождения ребенка, его семьи;


– определение стратегии, формы, содержание коррекционно-развивающей


работы с ребенком,


-критерии и формы оценки динамики учебных и личностных


достижений, степени адаптации в коллективе сверстников;


На данном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и


представителями ПМПК для получения рекомендаций. Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного.


Педагогическое сопровождение обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов


Осуществляет:


- педагогическую поддержку образовательной инициативы обучающегося.


-Действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента


«жизненной компетенции»;


-действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный


процесс, помогающие преодолеть различные ограничения.


На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные


возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию


Организация участия обучающихся в разработке иом, учебных планов, проектов


Выявление и оформление индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей


Делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию иом


Выбор формы и содержание деятельности с учетом возраста обучающегося и его индивидуальных особенностей


Проведение бесед, треннингов, деловых игр, консультаций, творческих мероприятий


Подбор и адаптация педагогических средств индивидуального образовательного процесса


Вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОО,


постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации.


О


Определение степени


и направления адаптации образовательной программы, необходимость данной адаптации;


– определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий


и дидактических материалов;


При организации


обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в


каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению,


дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач.


Обучающемуся необходимо предъявлять хорошо структурированный материал.


Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения


с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения


задания).



Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации иом, учебных планов, проектов


Обучающиеся через


выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий верят в свои возможности, испытывают чувство успеха, которое должно


стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.


Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.


При организации


учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых


этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные


переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем


трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.


Организация участия родителей(законных представителей) обучающихся в разработке и реализации иом, учебных планов, проектов


1. Координация действий педагогов и родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации.


2. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.


3.Помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве;


Организация участия родителей(законных представителей) в проведении мероприятий с обучающимися


Проведение групповых и индивидуальных консультаций с родителями(законными представителями) по вопросам реализации иом и аоп


Взаимодействие с родителями для обеспечения поддержки обучающихся



Организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов



Цель: приспосабливание образовательной среды к индивидуальным


особенностям ученика



Задачи (направления) деятельности


Планируемые результаты


Виды и формы деятельности, мероприятия


Проектирование открытой, вариативной образовательной


среды ОО



Создание образовательной среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки, специальное учебное оборудование и др. С точки зрения средового


подхода в инклюзивном образовании образовательная среда – это «совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребенка».


Для создания «безбарьерной» среды необходимо осознание барьеров, возникающих на


пути ребенка с особенностями психофизического развития, а их профилактика


и устранение – один из способов решения его образовательных проблем.


-выявить ресурсы внутри и вне ОО


-оценить потенциал образовательной среды


-координировать взаимодействие субъектов образовательной среды в ОО



Повышение доступности образовательных ресурсов для усвоения обучающимися иом, учебных планов, проектов


-компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики развития


ребенка;


– реализация потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;


-организация открытых образовательных пространств для проектирования, исследования, творчества, коммуникации обучающегося


-оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды, посредством привлечения различных институтов социализации


Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью



-зонировать образовательное пространство по видам деятельности


-вводить дополнительные элементы образовательной среды для обучающихся с учетом их возраста и образовательной программы


Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам


Взаимодействие в едином образовательном пространстве массовых школ и школ, специализирующихся на обучении детей с ОВЗ в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.


Выявление и развитие способностей обучающихся с ОВЗ через систему


клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;


– включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие


соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую


деятельность;


– включение детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие


внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;



Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов



Цель: Деятельность тьютора строится как средство компенсации «помех» в обучении,


связанных с индивидуальными особенностями ученика



Задачи (направления) деятельности


Планируемые результаты


Виды и формы деятельности, мероприятия


Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимися иом, учебных планов, проектов


Анализ требований


ФГОС к планируемым


результатам освоения


образовательной программы на каждом этапе обучения;


– разработка рабочей


программы по предметам с учетом специальных условий,


необходимых детям с


ОВЗ;


– разработка, подбор и


(или) адаптация учебных материалов для использования на


фронтальных и индивидуальных учебных и


коррекционноразвивающих занятиях;


– определение и использование наиболее


эффективных подходов,


приемов, методов для


использования учителем


на фронтальном


уроке с целью наиболее


полного включения ребенка с ОВЗ в учебный


процесс, в том числе его


мотивации;


Рабочие встречи,


«мини консилиумы»;


взаимопосещение;


разработка и (или)


адаптация учебных,


дидактических, вспомогательных материалов; разработка и


совместное проведение уроков и др


Разработка и подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды


использование в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;


Для создания «безбарьерной» среды необходимо осознание барьеров, возникающих на


пути ребенка с особенностями психофизического развития, а их профилактика


и устранение – один из способов решения его образовательных проблем.


Создание образовательной среды: тактильные и зрительные поддержки, специальное учебное оборудование и др.


Поиск программных средств, интернет ресурсов.


Анализ эффективности используемых методических и диагностических материалов.






Разработка и подбор методических средств(визуальной поддержки альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью


Облегчение адаптации


ребенка в школьной


среде: наглядное расписание, визуальные поддержки с алгоритмом


действий, дополнительная маркировка рабочего места и классной


комнаты, фотоальбом с


портретами педагогов и


одноклассников и т.д.; –


модификацию используемых учителем класса учебных пособий (выделение шрифтом или цветом ключевых слов, сокращение подробностей, дополнение текста иллюстрация ми, рисунками; упрощение языковых конструкций и


т.д.);


модификацию стратегий и технологий обучения (использование демонстраций с пошаговыми инструкциями, так называемыми «визуальными опорами»; повышение интерактивности или, наоборот, изменение темпа


предъявления инструкций и поручений с более длительными паузами и повторением ключевых слов и т.д.);


Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса



– участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний,


оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных


образовательной программой образовательной организации, в организации и


проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся


(лицам, их заменяющим);


Подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения


Создание алгоритмов для построения индивидуальных учебных планов и аоп в различных видах образования.


Рефлексия и оценка результативности своей работы.


Корректировка краткосрочных и долгосрочных целей.


– Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);


– контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательной организации),


учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями,


развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся,


используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и


электронные таблицы в своей деятельности;



Список использованной литературы:


1.Приказ Министерства трула и социальной защиты РФ №10Н от 10.01.2017 года Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».


2. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Вишнякова Е.А. – Липецк: ГАУДПО ЛО











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!